Корсика и Сардиния на майские.
Часть 0:
http://vorobieva-t.livejournal.com/90800.htmlЧасть 1. Марсель, авиаперелет, паромы, еда:
http://vorobieva-t.livejournal.com/91243.htmlЧасть 3. Сардиния:
http://vorobieva-t.livejournal.com/92511.htmlВсе фотки из похода тут (348 шт.):
http://37.139.80.10/Velosipednoe/2012.04-05%20Korsika%20&%20Sardinia/index.html Остров Корсика небольшой: длина 183 км с севера на юг, ширина - до 85 км. Мы там были с 28 апреля по 8 мая. Наездили 909 км с набором высоты 19 500 м.
На обратном пути в аэропорту пообщались с нашими соотечественниками-автомобилистами. Они удивились: как это - 900 км, остров-то маленький. Ну да, зато там очень густая сеть дорог, и мы, наверное, и трети их не охватили. Вот схема маршрута по Корсике:
Нитка маршрута расписана в фотоальбоме (см. ссылку на фотки выше).
Минимальный дневной пробег - 28 км (когда нас дождем смыло в отель), максимальный - 102 км. Максимальный набор высоты за день - 2396 м (на 97 км).
На Корсику, в город Аяччо (Ajaccio), мы приплыли на пароме. Вид с парома:
Аяччо - родной город Наполеона Бонапарта. Есть музей Наполеона, дом-музей Наполеона (где он побывал лишь однажды), но мы в них не заходили.
Изначально у нас был примерный маршрут, составленный Димой, но его пришлось корректировать уже в первый день, потому что грунтовка в GPS, по которой хотели проехать, оказалась частной, и нас туда не пустили. Пришлось возвращаться в Аяччо, для разнообразия поехали другой дорогой, получилась такая петелька.
У нас была еще и бумажная карта-километровка, не всегда совпадающая с электронной, и бумажная показалась ближе к действительности. Кстати, на пароме в сувениром магазине продавались карты Корсики разного масштаба, причем гораздо дешевле, чем наша, купленная заранее через интернет в забугорном книжном магазине.
В основном ездили по асфальту, за исключением нескольких грунтовых "спецучастков" с таскаловом.
Меня совершенно не напрягает "тупая пилежка по асфальту", особенно когда нет машин, рельеф и красивые виды.
Горы на Корсике низкие, но наборы высоты получались нехилые, потому что все время то вверх несколько км - то вниз несколько км. Постепенно мозги перестраиваются после Подмосковья, и подъем с набором высоты менее 500 м на 10 км кажется пологим. А крутой - это 15 км с набором 1100 м, был и такой из города Corte вдоль реки la Restonica.
Мы планировали вдоль этой реки доехать до конца тупиковой дороги, откуда народ пешком поднимается в горы, и тоже прогуляться, но не сложилось. Дима надеялся сбегать на гору за пару часов, а оказалось, что путь в один конец занимает часов 5 - у нас не было столько. Поэтому мы в горы не полезли, а просто прокатились по этой дороге вверх-вниз, и я ничуть не жалею - красивое место, да и подъемчик что надо (там вначале полого, а последние километры - крутяк, еле-еле выкручивали на последней передаче, даже Дима). Жаль, что в этом ущелье нельзя ставить палатки и вообще находиться в ночное время - везде запрещающие таблички.
Дороги:
Дороги на Корсике в основном извилистые, даже где не серпантин:
Я боялась разгоняться на спусках. Леша и Дима лихо срезали углы и ехали по осевой, а я - вдоль края и с постоянно с зажатыми тормозами, потому что за очередным поворотом на дороге вполне могут гулять хрюшки или непуганые европенсионеры (попалась мне одна парочка, бабка с дедом, идущие навстречу по шоссе по середине моей полосы).
А свиней на Корсике очень много, есть и домашние, и одичавшие.
Они так забавно лежат вповалку и ходят друг по другу:
Один подсвинок подошел к Леше, когда тот остановился и начал фотоохоту, и стал чесаться - тереться спиной о заднее колесо, я даже видео сняла, забавно.
Овцы, козлы, коровы и лошади на Корсике тоже попадались, но свинки - вне конкуренции.
Козел-эквилибрист:
Лошади:
Кусачих насекомых не было - я зря провозила антикомариный баллончик (баллончик-путешественник: купила в Вашингтоне в 2010 году для Аляски; на Аляске не пригодился - привезла в Москву, и вот теперь он съездил во Францию и Италию, где тоже не пригодился. А в прошлом году в Шотландию я его не взяла, и зря - местами был бы нелишним. Теперь в Подмосковье пользуемся.)
"Спецучастки":
(Фото А.Бобкова)
(Фото А.Бобкова)
Других велосипедистов встречали, но главным образом на побережье или на более-менее крупных шоссе. Мы-то все норовили в горы, "по малым дорогам" и чтоб рельеф порельефистее, а народ в основном крутит вдоль моря, судя по наблюдениям и немногочисленным велоотчетам зарубежных коллег.
Дорога вдоль моря (вдоль моря мы ехали мало):
Помимо "кулечных гаров" (на байках с велорюкзаками-"штанами" или с тележками), видели шоссейников, одиночных и группами. При подъеме на перевальчик Col de Sevi в густом тумане нам навстречу (вниз) неслись шоссейники с номерами - какая-то местная гонка, несколько десятков участников. Вот тут встречный гонщик случайно попал в кадр (вообще-то я снимала туман и Лешу):
Дорога (не трасса, но и не самая второстепенная), похоже, была перекрыта для машин - во всяком случае, когда мы выезжали на нее, еще не зная о гонке, полицейский не пропустил мотоцикл, который хотел повернуть вместе с нами.
Еще видели организованную группу шоссейников-покатушечников с машиной сопровождения. Видимо, коммерческий велотур (это популярно в Европе). Мы сидели у дороги, обедали, помахали им, а они - нам. (Где тетеньки берут короткие велотрусы? Тоже хочу! В Москве почему-то или почти до колен, или короткие, но с дрянным "памперсом".)
Все двухколесные охотно друг друга приветствуют, и мы тоже стали.
На чем только не ездят. В гараже отеля Леша видел чей-то карбоновый шоссер "Бьянчи" с консольным багажником (подседельник алюминиевый, так что в принципе можно), а в карбоновый флягодержатель был засунут запасной клинчер и примотан изолентой. Смотрится дико, если не сказать кощунственно - так изуродовать гоночную машину, но народ не заморачивается.
Но больше всего мы, конечно, радовались нашим собратьям - "кулечным гарам" :-) Едешь под дождем, стуча зубами - а навстречу "кулечники" или "тележечники". Думаешь: "Ну вот, и этим тоже не сидится в отеле, не одним нам так хреново!" И жизнь налаживается :-)
Кстати, ни разу не видели, чтобы "братья-кулечники" сушили на ходу мокрые вещи - это у нас вечно на рюкзаке снаружи что-то понавешано. Видимо, они все-таки цивильно ночуют в гостиницах, там же стираются и сушат шмотки.
Про стучание зубами. У меня есть список вещей, по которому я собираюсь в поход. Там значится: "Флиска - 1 шт. (осень и весна - 2 шт.)" Я сочла, что май на Корсике - это лето, и взяла только одну флисовую кофту. Это было ошибкой! Впредь - всегда минимум две флисовки! В одной ехать под дождем, а вторую, сухую, вечером достать из гермомешка и надеть.
В 1-й день на Корсике была жара градусов 30. Я сама плохо переношу жару, но тут было терпимо - то ветер, то участок в тени, жить можно. А Леша с Димой кривились и плевались, Леша, гар, не взял головной убор (кроме шапки) и словил тепловой удар (потом купил повязку на голову), пошли даже разговоры о необходимости сиесты днем для пережидания жары... Вот и накаркали. Следующие два дня дождь шел периодически, похолодало, а на третий день морось превратилась в ливень. Пока ехали вверх километров 10 - было терпимо (только не в кайф - в тумане ничего не видно), а потом на спуске такой же длины все чуть не дали дуба.
(Пережидаем особенно сильный заряд дождя.)
Под конец я не могла ехать - у меня от холода тряслись колени, задевая за раму и раскачивая велосипед, руль в трясущихся руках гулял вправо-влево и, боясь "убраться", я шла пешком под горку по асфальту, чтобы хоть чуть-чуть согреться. Дяденьки сказали, что тоже замерзли до дрожи, и в ожидании меня на этом бесконечном спуске периодически разворачивались и крутили вверх, чтобы погреться. Спустившись к морю в город Сен-Флоран, единогласно решили вселяться в отель. К вечеру погода наладилась, и мы пошли гулять по городу:
И еще потом был один мокрый день - дождь лил 20 часов, причем сильно. Поход снова стал превращаться в регату. Опять вселились в отель. Дождь прекратился только к утру, и, проснувшись, мы увидели такое безмятежное чистое небо, что даже не верилось в ужас накануне.
Каждый поход стремится стабилизироваться в одном из двух состояний: "жесть какая регата" и "пипец какая кочегарка" :-) В нашем случае все-таки было скорее второе.
Хотя жара только днем, вечера и ночи холодные. Ну и зависит от того, где встать. Считается, что в горах каждый километр высоты - минус 6,5 градусов. На Корсике абсолютные высоты небольшие, но наверху или в узких ущельях заметно прохладнее. Ночевка на 990 м в последний день была самой холодной, ужинала я, закутавшись в спальник:
(Фото А.Бобкова)
Место, кстати, отличное, похоже на Мещеру, если бы не скалы рядом, и без болота, и речка каменистая.
Про палатки на Корсике (запреты и т.п.) я писала в комментариях к другому посту:
http://vorobieva-t.livejournal.com/90800.html?thread=673968#t673968 Вот еще некоторые места наших "полевых" ночевок:
(Фото А.Бобкова)
(Место пришлось расчищать от крупных камней.)
(Редкий случай - ровно, нет заборов, река близко. Только пришлось немного расчистить место от сухих коровьих "лепешек".)
(Место расчищали от колючих зарослей.)
Это место - у ручейка, пересекающего дорогу; дорога чуть выше. Выбираться на нее надо было так:
А еще там в изобилии валялись "скоторастения" - полусгнившие каштаны, снаружи колючие (впивались в ноги через носки) и с гнилой жижей внутри. Потом долго вытаскивали колючки из дна палатки. А так - неплохое место.
На обед выбирали места прямо у дорог, особо не заморачивались - была бы вода. Некоторые места обедов:
(У придорожного родника. Фото А.Бобкова)
Маленькие городки выглядят так:
Поразительно - в любой деревне обязательно есть колокольня, почти в каждой - мэрия и/или почта (но все почему-то закрыто), часто попадаются бары. А вот магазинов почти нет (или хитро запрятаны). Зато в одном поселке мы случайно застали передвижную мясомолочную лавку, в ней и закупились:
Может, это и есть ответ, почему почти нет магазинов?
Заходя в магазины в городках, мы оставляли велики снаружи без присмотра, состегнутые. Снимали только велокомпьютеры и GPS. И как-то раз у Леши пропали... батарейки из габаритного фонаря! Фонарь не сломали, а аккуратно открыли, извлекли батарейки и закрыли как было. Пропажу Леша позже обнаружил, пытаясь включить фонарь в тоннеле. Батарейки AAA - таких мы не видели на Корсике ни в одном магазине (хотя специально не искали), везде только AA. Может, поэтому их и сперли - кому-то позарез понадобились.
Город Корте (Corte):
Крупный город Бастия (Bastia):
Город Бонифачо (Bonifacio) (вид с парома, плывущего на Сардинию):
Гигантские деревья:
(Фото А.Бобкова, рядом - его велосипед)
Пробковое дерево:
Про пробковые деревья еще напишу в следующей части (про Сардинию).
Мельница:
Зеркала у шоссе:
Мы с Димой:
(Фото А.Бобкова)
Окончание следует.