Впечатления о Южной Норвегии, начало

Aug 11, 2011 15:00

13-29 июля мы провели в велопоходе по южной Норвегии. Ездили втроем: я, Дима и Леша Бобков. Это мое 2-е посещение этой отличной страны и, надеюсь, не последнее. Фотоальбом: http://37.139.80.10/Velosipednoe/2011.07%20Norway/index.html.
Два года назад мы катались по северу Норвегии ( http://vorobieva-t.livejournal.com/30038.html), за полярный кругом. Ну что сказать... Север и юг - как 2 разные страны! Пожалуй, на севере мне все же понравилось больше. Но и в этот раз тоже очень неплохо. Проведу небольшое сравнение северной Норвегии (июнь-июль 2009) и южной Норвегии (июль 2011).

Север - это более суровая природа, безжизненные скалы, скудная растительность, дикие и домашние олени, ледяные реки и ручьи, холодное море, белые ночи. Прохладно и ветрено. По северу я в основном ехала в длинном, а то и в поларе, прополоскать вечером в речке отдельные части тушки - подвиг, пока стираешь носки - от холода немеют руки, полощешь рот - сводит зубы.

Юг - тепло, днем, наверное, около 20 градусов и выше, на солнце даже жарко, в основном ехали в коротком. Вода относительно теплая и в реках, и в море. Такая роскошь - голову можно без проблем помыть в любом ручье и не дать при этом дуба! Я не мерзла по ночам, спала раздетая и даже иногда спальник не застегивала. А на севере 2 года назад в этом же спальнике было, мягко говоря, не жарко - даже напялив всю имеющуюся теплую одежду, я подмерзала.

Вот это - на юге:


(фото А.Бобкова)
Но это высота 1300 над уровнем моря. В этом году было только одно такое плато со снегами.


В этом году из 16 дней дождливых было 9. На севере два года назад - только 2 (но это нам просто повезло). На юге полно лесов и всякой растительности, и тент 3*3 метра был очень кстати, просто спасал нас в дождь. Под ним готовили и питались, вытряхивали вещи из рюкзаков и упаковывались, очень удобно. А я еще, вот балда, поначалу была против - зачем тащить лишний вес, а вдруг мы не найдем деревьев, чтобы его натягивать. Оказалось, на юге нет проблемы "где натянуть тент", а вот на севере действительно практически негде.


Дождь сам по себе не очень напрягал, потому что в основном моросящий, с перерывами, и при этом тепло. Меньше надето - меньше промокло, к ночи все надетое почти высыхало. Но вот фотографировать неудобно (вернее, предохранять фотик от дождя) и большая проблема просушить постиранные вещи. Влажность, ночью под тентом ничего не сохнет. Днем привязывали мокрые шмотки к рюкзакам и собирали грязь сушили на ветру. Дождь начинается - надо все убрать, заканчивается - снова все достать. Слегка сырое досушивала ночью в спальнике. Только просох один комплект - пора уже второй стирать, такой непрерывный цикл.

Два года назад я взяла с собой какой-то репеллент и зря протаскала 2 недели - кровососущих насекомых не было, видимо, из-за холода. А в этот раз ничего не взяла и очень жалела, потому что одолевал гнус и иногда комары. Ну как одолевал, до нашей Карелии норвежским насекомым, конечно, далеко, но досаждали заметно. И клещей с себя снимали регулярно - на севере ничего этого нет.

На юге много водопадов, замучились фотографировать :-) В ущельях так вообще на каждом шагу.






(все три фотки - А.Бобкова)

А мостов и паромов хватает и на юге, и на севере.

В поселках и городках очень много цветов и клумб, альпийские горки - глаз радуется. Клумбы всякие-разные: на земле, в вазонах, в садовой тележке, в ржавом ковше (!) (но смотрелось здорово), или вот из велосипеда:




(фото А.Бобкова)

Еще на север зря брала налобный фонарик - там белые ночи. А вот на юге он очень пригодился, в том числе в тоннелях без освещения (да, есть и такие).
Вот этот с освещением:


Юг более плотно населен. Но не настолько, чтобы это напрягало. Магазины опять-таки каждый день, что, конечно, плюс - не надо таскать большие запасы питания (только в вск все закрыто - но мы об этом знали и были морально готовы). Дороги все равно пустые по российским меркам. Потому что их много, а машин мало.

Мы все рассуждали, сколько же труда и средств вложено - прорубить в горах столько дорог (в том числе велодорожек), пробить тоннели в скалах, понастроить мостов через многочисленные проливы и фьорды, пустить паромы... А ведь до 1967 года, до открытия нефтяного месторождения, Норвегия была на задворках Европы, норвежцы ловили себе рыбу и пьянстсвовали. Видно, что нефтяные доходы не присвоены горсткой хапуг, а пущены на общественные нужды. Все сделано для людей - туалеты с горячей водой у дорог, места отдыха с мусорными контейнерами, паромные пристани с удобствами и столиками на улице. Особенно меня поразила одна из пристаней, где помимо прочих благ было отапливаемое (летом!) помещение со скамеечками, чтобы можно было с комфортом подождать паром, который ходит раз в полчаса.


Обедаем в ожидании парома.

О качестве дорог. Состояние асфальта - от хорошего до идеального. Конечно, попадались участки с ямами, но каждая обведена мелом - явно намечено место для заплатки. Если где какая неровность или дыра в асфальте - обязательно стоит предупреждающий знак или, на худой конец, воткнута ветка. У нас такими "мелочами" не заморачиваются.

Полно шоссеров и байкеров. Особенно ближе к вечеру - тренируются после работы. Мы им бешено завидовали, особенно шоссерам! Наверняка даже не понимают, как им повезло! Рядом с домом - пустынная дорога, а обычно даже несколько, с рельефом и отличным асфальтом. Некоторые выбирают затяжной подъем длиной в несколько км и катаются туда-сюда. Да, это не Челобитьевка...

Много где асфальт настолько гладкий, что народ рассекает на лыжероллерах. В том числе по велодорожкам, но не только. И как они не боятся без тормозов на таком рельефе! Хотя на серпантинах их не встречали. Одного сфоткала на мосту:


Ехал коньком, очень шустро. По ровному - за 20 точно. Потом мы его догнали, и было видно, что его скорость не сильно ниже.

В городке Vikeså видели лыжную школу на тренировке - разновозрастные дети на лыжероллерах. И тренеры - молодые парни. Младшим детям на вид лет по пять. У всех такой азарт в глазах!

Бегунов тоже очень много, всех возрастов.

Первый день и последние два дня мы ехали по нац. паркам, куда въезд на машинах ограничен или запрещен - по грейдерным велодорожкам. Они тоже в идеальном состоянии. Никакой "стиральной доски" и крупных камней, просто велорай.




Нас постоянно принимали за норвежцев. Что 2 года назад, что сейчас. Видя, что мы не понимаем по-норвежски, подозревали в нас немцев - наверное, их больше всего приезжает.

Однажды в супермаркете с нами заговорил один из служащих:
- Вы следите за Тур де Франс?
- Вообще-то следим, но не сейчас - у нас нет доступа к источникам информации.
- Сегодняшний этап выиграл норвежец! И вчера тоже выиграл норвежец, Тур Хушовд!
И сам такой счастливый. Наверное, вечером напьется, решили мы :-)
На следующий день на первых страницах газет красовалось фото победителя. У них это чуть ли не национальный праздник. Вот так. А у нас только за футболом и следят, тьфу.

Эх, хорошо 2 недели в информационном вакууме! Без новостей и Интернета. О теракте в Осло 22 июля мы узнали с опозданием, из СМСки из Москвы, которую получил Леша. Когда Дима включил свой телефон и обнаружил кучу пропущенных звонков от взволнованных родственников, написал им, что мы живы. В этот раз мы в Осло даже не заезжали.

Кстати, насчет напиться. Это не так просто в Норвегии. Спиртное крепче 5 градусов продается только в специальных гос. магазинах "Винмонополет", и стоит очень недешево. За 2 недели нам попался только один такой магазин (специально не искали), и то закрытый. Посмотрели режим работы - хитрый график, ну примерно как российский паспортный стол, фиг попадешь. Хороший способ борьбы с алкоголизмом - 10 раз подумаешь, а так ли уж тебе туда надо.

У нас было поллитра коньяка, купленного в дьютике. Дяденькам как раз хватило на 2 недели. Кроме этого, иногда покупали в супермаркете им пиво, а мне - сидр. Местный сидр мне понравился: его делают не только из яблок, но и из груш, из граната, из ягод. Содержание алкоголя 5% - такой компот для тетек. Пиво не пробовала - не люблю, но дяденьки сказали, что оно так себе.

Про питание. Из Мск взяли только гречку на 5-6 ужинов, ибо в Норвегии она отсутствует как класс. Остальное закупали в супермаркетах в огромных количествах. Ежедневно на 300-600 крон (1500-3000 руб.) на троих. Вот одна из наших ежедневных закупок:



Сыр - по килограмму (съедали за 2-3 дня), сливочное масло - по полкило (большими упаковками дешевле). "First price" джем - отличная вещь, из разных ягод бывает, килограммовое пластиковое ведерко стоит 70-80 руб. на наши деньги. Много хлеба (очень вкусный), творог, консервы, ну и прочее. Масло соленое - сначала плевались, потом привыкли, и бутерброды с ним и вареньем пролетали со свистом. На еде не экономили.

В этом году Норвегия не показалась мне такой уж дорогой - то ли мы свыклись, то ли за 2 года российские цены приблизились к норвежским, и батоны по 100-150 руб. уже не так шокируют. Хотя, помнится, Костя Бекетов еще несколько лет назад говорил, что да, Норвегия - страна не дешевая, но москвича и питерца трудно удивить местными ценами. Пожалуй, так оно и есть. Цены на рыбные консервы и морепродукты сравнимы с московскими, а то и ниже. Мы заценили очищенные креветки, ведерко 400 г - около 150 руб., хорошо шли на обед с картофельным пюре.

Старались закупаться где подешевле. По моим наблюдениям, самые низкие цены в супермаркетах "Kiwi", почти такие же - в "Rema 1000", но эти сети есть не везде, и иногда выбирать не приходилось. Дороже всего "Joker" и "Spar". Еще есть "Coop" - цены не самые низкие и не самые высокие.

Засада с туалетной бумагой. Очень полезная вещь в походе: удобно протирать посуду, использовать как прихватку для горячего кана и т.п. В общем, расход большой. Но продается почему-то только упаковками от 4 рулонов. Поэтому ближе к концу похода, когда наши запасы иссякли, пришлось поступить как настоящие "совки" - стащить рулон в поезде :-)

Что действительно дорого в Норвегии по нашим меркам - это музеи, транспорт и гостиницы. Билет в бергенский аквариум стоил 200 крон (1000 руб.).


Пингвины в бергенском аквариуме. Фото А.Бобкова.

Но и тут есть свои хитрости. Например, в Бергене можно купить "Bergen Card" за 260 крон на 48 часов, и по ней двое суток посещать бесплатно многие (почти все) музеи, бесплатно кататься по городу на автобусах, получить скидку 25% на посещение аквариума, скидки в ресторанах и поиметь еще много всяких благ. Нам было не актуально, потому что мы в Бергене были полдня, а вообще это очень выгодно.

На билетах на поезда тоже можно сильно сэкономить, если покупать заранее по интернету (http://www.nsb.no/). Начало продаж - за 3 месяца, и на все поезда есть ограниченное количество билетов по минимальной цене ("minipris") - 199 крон. Так, билеты Кристиансанн - Конгсберг нам обошлись именно в эту сумму, а если бы покупали перед отправлением, то отдали бы по 494 кроны. Разница почти в 2,5 раза!

С великами так: в большинстве поездов за велики платить не надо, если они разобраны (снято переднее колесо, и все убрано в чехол), а вот в некоторых надо в любом случае - либо полцены взрослого билета, либо фиксированная цена 175 крон.
Пока все. Окончание следует.
UPD. Окончание тут: http://vorobieva-t.livejournal.com/76947.html

Походы, Норвегия, Вело

Previous post Next post
Up