НГ-2023, Архангельск.

Jan 18, 2023 15:57

31 декабря 2022 - 7 января 2023

Новогодняя семейная поездка с большой толпой знакомых из лыжной группы Дмитриева.
Всего 16 человек. Приезжали-уезжали в разные дни, на поезде и на самолете, кому как удобнее. Жили в пяти съемных квартирах, все недалеко от железнодорожного вокзала.

Помимо катания на беговых лыжах вблизи Архангельска (с посещением музея деревянного зодчества «Малые Корелы» прямо на лыжах) и в окрестностях горнолыжного парка «Мечка» вблизи Новодвинска, куда один раз свозили детей на горнолыжку, мы съездили погулять в Северодвинск и на автобусную экскурсию в Нёноксу.

Автобусная экскурсия в Нёноксу была заказана заранее на 14 человек через турфирму, и пропуска через неё же оформляли.
Всё остальное - в свободном режиме, все по индивидуальным программам, поодиночке или объединяясь по несколько человек.
Лично я посетила музей архангельского пряника козули, один раз была в кино и дважды в сауне.

Дальше подробнее про всё. (В конце поста - ссылки на фотоальбом, треки и отчеты других участников.)

Погода.

Первые пара дней - небольшой «минус», а потом постепенно холодало, в итоге температура опустилась до -27. Это нам ещё повезло: на юге Архангельской области в эти дни было -35.

Квартира.

Мы с Димой и Алёшей жили в «двушке» на проспекте Дзержинского, 19, примерно в километре от железнодорожного вокзала. Арендовали через sutochno.ru в октябре, хозяин квартиры - бюро аренды и найма недвижимости barinn.ru. Около 2500 руб. в сутки с учетом моей скидки от Суточно.Ру за бонусы. Квартира оказалась именно та, которую мы выбрали по фоткам, т.е. без замены (говорят, такое бывает). Вселение бесконтактное: отправляешь фото паспорта - получаешь номер квартиры и код от сейфа у двери, где хранится ключ.
Нас всё устроило, за исключением небольших недостатков (мало мебели, сломанная табуретка и ещё по мелочи).

Примерно вот так Алеша провел эти каникулы:

Квартиры мы все выбирали около вокзала, потому что в том районе, за железной дорогой, начинаются туристические лыжни.

Около вокзала обнаружилась хорошая «Пятёрочка». Магазинов этой сети много, но они разные. Например, не везде хороший выбор свежей выпечки и готовых блюд. У вокзала всё отлично. Мы потом только там и закупались.

В половине шестого вечера 31 декабря прибыли в Архангельск на поезде, который идет от Москвы 21 час. Вселились, сходили в магазин и пошли в гости к Оле и Ко встречать Новый год :-) Отмечали ввосьмером (это все, кто приехал на тот момент). Разошлись по домам вскоре после полуночи. Вот что значит заранее отоспаться в поезде! :-) Предыдущие несколько лет мне не удавалось досидеть до 12 часов, и я уходила спать.

Беговые лыжи.
А также музей «Малые Корелы» и горнолыжный парк «Мечка» под Новодвинском.

В основном катались по сетке местных самотропных лыжней и буранкам, с минимумом тропёжки. Лыжни начинаются за железной дорогой почти напротив автовокзала, докуда нам от дома было идти минут 15.

Наши лыжные поездки на карте:

Начало лыжни вдоль ж.д.:

У архангелогородцев есть «Лыжная тема» на местном форуме «На севере»: sanatatur.ru/forum/viewforum.php?f=34. Там отчеты о поездках и схемы лыжней. В лесу недалеко от города много оборудованных стоянок с костровищами и навесами, которыми народ активно пользуется. У многих стоянок есть прикольные названия. Лыжные покатушки популярны, с учетом того, что Архангельск не очень большой.

Туристическая стоянка Санататюшка с домиком:

Изба Третьякова ("Третьяковка"):

Мы катались малыми подгруппами по 2-4 человека. Костер жгли только один раз, в самый холод - всё равно по морозу лыжи плохо едут, так хоть у костра посидеть и сварить глинтвейн :-)

Остальные дни - без привала, просто с перекусами. Иногда забрасывались к старту или возвращались домой на автобусах и такси, чтобы не ходить туда-сюда и тем же путем.

Лес разный. Ближе к городу - болота, поросшие низкими сосенками. Подальше - хорошие хвойные леса.

По льду реки Ильматихи:

Через реку Юрос по льду:

Два раза вытаскивали на лыжах нашего 15-летнего Алёшу. Причем второй раз он сам проявил инициативу. Правда, быстро накатался, но всё равно. Оба раза, когда ему надоедало, мы его отпускали домой, проводив до места, от которого он не заблудится, а сами ехали покататься еще. А вообще он уже давно не ходит с нами в лес (когда был поменьше, мы его регулярно вытаскивали). Поэтому у него даже снаряжения нет. Свои только лыжные ботинки. Лыжи и палки мои, штаны папины :-) Мне жаль, что он не разделяет наше увлечение, но заставлять не буду. Лыжи должны быть в радость.

Одна из наших поездок была до Малых Корел, где есть беголыжная трасса лыжного стадиона имени В.С. Кузина «Малые Корелы» (vk.com/skistadium) и музей деревянного зодчества. К тому моменту, когда мы до этой трассы добрались (35 км сначала по местным лыжням, потом по буранке и дорогам), уже и так накатались, поэтому я проехала только пару петель, чисто чтобы посмотреть, а Дима и Дина ждали меня в кафе на стадионе. К тому же световой день короткий (в 9 утра еще темно, в 15 начинает смеркаться), а мы еще хотели в музей.

Трассы лыжного стадиона имени В.С. Кузина "Малые Корелы":

После кафе мы доехали до касс у входа (входов в музей два: один ближе к лыжному стадиону, второй рядом с автодорогой), купили билеты (по 400 руб.) и поехали смотреть музей деревянного зодчества «Малые Корелы» (korely.ru) прямо на лыжах :-)

Схема музея:

В Архангельск из Малых Корел возвращались на автобусе. По шоссе это всего 25 км, но ехали больше часа, потому что пригородный автобус зачем-то делает большой круг по городу.

Автобусы в Архангельске маленькие и часто набиты битком. Многие маршруты сильно петляют, т.е. можно проездить долго :-) Проезд по городу стоит 36 рублей, оплата кондуктору, принимают банковские карты.
А вот междугородные автобусы до Северодвинска - большие и современные.

Вот типичный городской автобус:

(Это мы сели на конечной в пригороде, и народ еще не набился.)

Один раз мы свозили детей (нашего Алёшу и его ровесника Пашу Приходько) на горнолыжку - в горнолыжный парк «Мечка» (mechka.ru) под Новодвинском. Туда и обратно на такси, ехать 40-45 минут.

Расценки:

В прокате горнолыжного снаряжения не принимают в залог российские паспорта! Хорошо, что у Оли Приходько была с собой карточка СНИЛС, а то бы нам ничего не дали.
Из трёх подъёмников работали только два.

Алеша 9 лет (с 5-летнего до 13-летнего возраста включительно) тренировался в Москве в горнолыжной секции «Кант» на Нагорной. Всё это время его туда героически возила бабушка, в прошлом - мастер спорта по горным лыжам. Говорила, что очень жалела, что у нее в свое время не было возможности возить на горные лыжи меня и мою сестру. Но хотя бы внука приобщила. По ее словам, он стал прилично кататься. А в 14 лет Алёша отказался продолжать, сказав, что надоело... Мне очень жаль, но заставлять не считаю правильным. Хочется, чтобы он хотя не растерял базовые навыки... Вдруг захочет возобновить, когда вырастет. До этого выезда, выходит, он не катался год. Сказал, что в начале было непривычно (ну еще бы), а потом тело всё вспомнило.

Помимо горнолыжки, в «Мечке» есть небольшой каток, горка для санок и ватрушек, гостевые домики, кафе и бог знает что ещё. Утром народу мало, днём толпы.

Пока дети были на горе, взрослые катались по окрестностям на беговых лыжах.

Беголыжная трасса тут тоже есть, но ее южная часть была не прокатана. И мы ее протропили. И только потом нашли прокатанную северную часть :-) И ее логическое продолжение - буранки дальше на север до Новодвинска.

Непрокатанная южная часть трассы:

Подготовленная северная часть трассы:

Продолжение трассы в сторону Новодвинска:

С высокого берега Северной Двины открывались дальние виды. Жаль, что было пасмурно.

Описания лыжных поездок и пеших прогулок по дням: http://37.139.80.10/Prochee/2022.12-2023.01%20Arkhangelsk/Strava_text.txt

Архангельск.

Погулять по городу мы выбрались только один раз, и то в темноте, потому что всё светлое время было занято лыжами.

Прогулка по центру, набережной Северной Двины и пешеходной улице «Чумбаровке» (проспект Чумбарова-Лучинского), где много старинных домов и всяких забавных памятников.

Площадь Ленина:

Это был самый тёплый день (1 января), снег скатывался в комья, и Алёша заявил, что никуда не пойдёт и будет катать снежные шары прямо здесь, на центральной площади. Дима остался с ним, а мы с Диной и Олей пошли гулять. Потом снова встретились, созвонившись.

24-этажное здание (площадь Ленина, 4) - самое высокое в Архангельской области:

Арт-объект "Экспедиция полярника Седова":

Кафе «Почтовая контора» (здание 1786 года):

Арт-объект "Муравьи":

Церковь Зосимы и Савватия:

Дом на улице Серафимовича:

Чумбаровка. Сеня Малина верхом на налиме - герой сказок Степана Писахова:

В другой день посетили музей архангельского пряника козули на Чумбаровке (архангельскийпряник.рф, arhpryanik.ru, vk.com/pryanik_kozulya).
В тот день днём я им звонила (+79523037030), чтобы уточнить часы работы, и оказалось, что надо записываться на посещение на определенное время, с экскурсией или без. Мы записались без экскурсии. Билет 200 руб. Ещё нам уже там предлагали принять участие в мастер-классе, но мы не захотели.

Сувенирные пряники:

Пряникомер:

Еще некоторые из наших посетили музей художественного освоения Арктики имени Борисова (arhmuseum.ru/museums/view/6). Говорят, очень интересный. Но я не была.

Один раз мы небольшой компанией сходили в кино. Кинотеатр «Мираж Синема» в торгово-развлекательном центре «Титан Арена» (mirage.ru/arh/).

Ещё из неувиденного мною в Архангельске - самая северная в России официальная пешеходная переправа через Северную Двину, идущая на остров Кегостров. Вблизи берега это деревянные мостки с перилами, а потом - утоптанная тропа по намороженному льду. Есть участок открытой воды шириной в несколько десятков метров - судовой ход. Фото Лены Левановой:

А это Северная Двина и Архангельск, вид из окна автобуса с Северодвинского моста:

В Архангельске есть 50-метровый бассейн (vodniksport.ru/pravila-poseshheniya). Для взрослых справка не нужна, сеансы по 45 минут.

Два раза мы были в бане. Одной и той же. Очень понравилась! Сауна «Релакс» (vk.com/sauna_relax) на Чумбаровке, зал Люкс. Есть финская сауна, хамам и бассейн с разными видами гидромассажа.
Стоимость 9000 руб. на шестерых на 3 часа, за дополнительных людей доплата.

Автобусная экскурсия в Нёноксу.

Про Нёноксу я узнала из ЖЖ . Марина, спасибо! :-)

Это старинное поморское село на берегу Белого моря, городской округ Северодвинск, Архангельская область.
40 км от Северодвинска, 100 км от Архангельска.
От Архангельска на автобусе ехать 2 часа в одну сторону, потому что после Северодвинска дорога плохая.
Есть еще железная дорога, но поездов мало.

Экскурсию на 5 января 2023 я заказывала в декабре 2022 через турфирму «Туристический центр Виктории Булатовой» (bulatova.travel), организатор - ООО «Поморский туристический центр». Нас забрали утром в Архангельске, отвезли в Нёноксу, а вечером привезли обратно. Стоимость 63 000 руб. за 14 человек (по 4500 руб. с каждого).

Нёнокса - закрытое село, потому что там находится испытательный полигон баллистических ракет подводных лодок. Взъезд по пропускам, которые надо заказывать в местной воинской части минимум за 2 недели. У шлагбаума вояки останавливают автобус и проверяют паспорта пассажиров по имеющемуся у них списку обладателей пропусков на этот день. Оформление пропусков турфирма взяла на себя. Самостоятельно тоже можно, но сложно: надо написать письмо командиру в.ч., а пропуск забрать лично в Северодвинске в бюро пропусков, которое работает три дня в неделю по 2 часа.

В Нёноксу едут, чтобы проникнуться духом Поморья и увидеть уникальный деревянный пятишатровый храм, единственный в России.
Здесь причалил в 1553 году корабль англичанина Ричарда Ченслера, который положил начало связям России с Европой через Белое море.

У нас были:
- историческая пешая экскурсия по селу;
- экскурсия по музею соли в здании соляного амбара XVIII-XIX вв.;
- музей истории села Нёнокса и мастер-класс по раскрашиванию поморских платков;
- обед в гостевом доме;
- экскурсия «Тайны древнего храма» с посещением церквей и колокольни храмового комплекса. Правда, в сам пятишатровый храм не водят - якобы туда не войти, потому что всё захламлено, - но снаружи и с колокольни посмотреть можно.

Температура в этот день была примерно -12, но дубак знатный из-за сильного ветра. Гулять по улице было некомфортно :-)

Это наша группа. Снимала Лена Леванова на мой телефон:

Деревянный пятишатровый храм, единственный в России, вид с колокольни:

Храмовый комплекс:

На колокольне:

Внутри Никольской церкви:

Эти элементы вырезаны из дерева:

Музей соли в здании соляного амбара XVIII-XIX вв.:

Соль со всего света:

Ремесленный мастер-класс с элементами верховой набойки по ткани «Ненокский сувенир» «Поморский платок»:

Мы так увлеклись раскрашиванием этих платков! Даже мужчины. Галдели, заглядывали друг к другу через плечо, искали интересные штампики. "У кого кораблик? Передайте маяк, пожалуйста! А это что? Птичка? Ой, я тоже такую хочу! А где скелет? Покажи, вдруг мне тоже надо!" Скелетом мы очень развеселили ведущую. Она даже не сразу поняла, о чём мы. Оказалось, это веточка вереска :-) Ведущая, охранник и сотрудница музея потешались, наблюдая за нами :-) Вон они на заднем плане (фото Лены Заречиной):

Обед в гостевом доме:

(Бутылка наша, с собой привезли и распили с разрешения хозяев.)

Северодвинск.

В последний день утром мы выселились из съёмной квартиры в Архангельске, сдали вещи в камеру хранения на автовокзале и поехали на автобусе в Северодвинск. Ездили вчетвером, к нам присоединилась Дина.

На железнодорожном вокзале камер хранения нет. Но есть на автовокзале (он там рядом), и это нечто. Вход с улицы в восточном торце здания, совмещен с туалетом (еле нашли!), для барахла отведена каморка за занавеской, а тётенька в будке собирает деньги и за туалет, и за хранение барахла. Одно место крупного багажа - 250 рублей, мелкого - 100, хотя в объявлении указаны другие (более низкие) расценки. И нас пытались обсчитать! За 4 рюкзака, один из которых тётенька объявила маленьким, и один чехол с лыжами запросила 1750 рублей. На наше резонное возражение, что 5 мест багажа даже по максимальному тарифу стоят 1250 рублей, тётенька заявила: «А у меня получилось 1750!» Но нам удалось отстоять своё мнение :-)

Автобусы между Архангельском и Северодвинском (большие и комфортные, в отличие от городских и пригородных) ходят каждые 20 минут с 6:00 до 22:00. В Архангельске отправление от автовокзала. Билеты продаются в автобусе и стоят 157 руб., ехать около часа. Кондуктор нам подсказала, на какой остановке в Северодвинске удобнее выйти, чтобы пересесть на городской автобус на остров Ягры, куда мы и направлялись. Остановка называется «КСКМ», для пересадки надо перейти через дорогу.

На острове Ягры на улице женщина продавала бруснику и клюкву на развес. По 200 и 250 руб. за литр. Ягода была отборная - крупная и не мятая. В Москве я такой нигде не видела в продаже. Но замороженная (дубак ведь), а нам почти сутки в поезде ехать - разморозится, не повторно же ее потом замораживать. Поэтому купила только один литр, чтобы съесть дома в ближайшее время.

Погуляли по острову Ягры. По берегу и по льду по буранке.

Северную часть острова занимает воинская часть, огороженная колючей проволокой. Но по льду по буранному следу ходить не запрещают.

Несмотря на холод (-15), на берегу ближе к жилому кварталу много гуляющих с детьми и без. Катаются с горок и на лыжах. Там красивый парк.

Белое море в Северодвинске не замерзает, но несколько километров около берега - лёд. Вдали виден пар над водой, как будто низкое облако.

Осмотрели воинский мемориальный комплекс «Скорбящая мать-родина».

Тут есть братская могила воинов-полярников ледокола «Седов», скорбный камень в честь экипажа АПК «Курск», памятник жертвам блокады - ленинградцам, умершим в Молотовске, памятный знак ликвидаторам катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Отсюда Дима с Алёшей повернули назад, а мы с Диной прошли еще километра два и тоже развернулись. Замёрзли и надоело - картинка не меняется, пейзаж один и тот же. До маяка на северо-восточном мысу не дошли. Хотя, судя по фоткам, он довольно необычный.

Маяк в Яграх, фото Лены Заречиной:

А обратно от мемориала мы вообще шли по шоссе, чтобы быстрее вернуться. Надо было по-другому спланировать прогулку: заброситься на такси до мемориала, оттуда сходить туда-обратно до северного края острова, а обратно уже по берегу или вдоль берега до жилых кварталов.

После прогулки пообедали в суши-баре «Киото» на Приморском бульваре, 24 (rstrn.ru/kioto/, vk.com/kioto_rstrn), обстановка и еда очень понравились. И поехали на автобусе в центр, где еще немного погуляли.

В Северодвинске особо смотреть нечего, город не туристический. Краеведческий музей закрыт по случаю Рождества. Поэтому просто прошлись по улицам почти наобум, видели несколько старых деревянных домов - очень колоритные.

Дома по Пионерской улице:

Вечером вернулись на автобусе в Архангельск. Там было -24, и по прогнозу должно было еще похолодать. Над вокзалом висела огромная полная лунища:

А мы погрузились в поезд и поехали домой.

Архангельск очень понравился. Наверное, я бы ещё раз сюда когда-нибудь съездила. Говорят, летом интересно, можно на катере поплавать по многочисленным протокам среди островов. Островную часть города я вообще не видела.

**********

Все треки лыжных и пеших прогулок и точки nakarte.

Все мои фото в виде альбома (355 шт.).

Некоторые фото в моем ФБ.

Мои треки и описания в Страве по дням:
https://www.strava.com/activities/8325658670 - 1 января 2023, окрестности Архангельска, лыжи;
https://www.strava.com/activities/8362866823 - 1 января 2023, Архангельск, пешая прогулка;
https://www.strava.com/activities/8329355840 - 2 января 2023, окрестности Новодвинска и горнолыжного парка «Мечка», лыжи;
https://www.strava.com/activities/8332200515 - 3 января 2023, Архангельск - Малые Корелы, лыжи;
https://www.strava.com/activities/8337024769 - 4 января 2023, окрестности Архангельска, лыжи;
https://www.strava.com/activities/8350482381 - 5 января 2023, Нёнокса, пешая экскурсия;
https://www.strava.com/activities/8350656615 - 6 января 2023, Талажский Авиагородок - Архангельск, лыжи;
https://www.strava.com/activities/8357676140 - 7 января 2023 (часть 1), Северодвинск, пешая прогулка по острову Ягры;
https://www.strava.com/activities/8357714265 - 7 января 2023 (часть 2), Северодвинск, пешая прогулка по центру города.

Отчёт Лены Левановой.
Отчёт Оли Приходько в ФБ.