Велопоход по Карелии и Карельскому перешейку, 16-24 июля 2022

Aug 12, 2022 12:09

Ездили вдвоем с Димой.

Веломаршрут:
Сортавала - Уксинская озовая гряда - Суоярви - природный заказник Толвоярви - горный парк Рускеала - Сортавала - Лахденпохья - Каменногорск - Выборг.

877 км на байке ((127+116+106+79+51)+(105+114+96+83)) за 9 дней.
Плюс пешие прогулки: Уксинская озовая гряда и горный парк Рускеала.

Трек с точками: https://nakarte.me/#m=8/61.42432/30.30853&l=Y&nktl=ij7CjPzJgmzYQK-la_tHdw
(В конце будут ссылки на отчеты в Страве.)

Поход из двух частей: круг от Сортавалы за 5 дней, остановка в съемной квартире, чтобы отмыться-постираться и привести в порядок велосипеды, и потом еще 4 дня от Сортавалы до Выборга. Остальные ночевки в палатке. Очень удачный формат :-)

Первая часть маршрута (круг от Сортавалы на север) понравилась больше. Малолюдные и дикие места. Но и Карельский перешеек тоже хорош.

С погодой повезло: несколько дней жарких, до +28+29, остальные тёплые, +21+23. Осадков мало - слабый дождь на третий день примерно на полтора часа и сильный ливень с грозой 20 минут на восьмой день. (Вскоре после этой грозы мы приехали в Каменногорск и увидели, как коммунальщики убирают поваленные деревья. Т.е. нас только край урагана зацепил, повезло. Накануне МЧС рассылало предупредительные СМСки). Ну и под занавес, уже перед поездом в Выборге нас залило - маршрут уже был закончен, но осмотр города пришлось завершить досрочно (что, впрочем, нас не сильно расстроило).

Насекомые были. Слепни днем и комары вечером. Из-за сильных ветров слепни досаждали не сильно, к тому же у нас были репелленты.

Ягоды: черника и земляника. Где-то даже попалась недозревшая морошка. Специально ничего не искали, грибов не видели.

Все ночевки - на озерах. Заранее ничего не планировали, но всегда находилась приличная стоянка, в полном или относительном уединении. Ну и времени у нас было вагон, поэтому мы не пропускали понравившиеся места, даже если вставать на ночь было рано. Длинные посиделки тёплыми вечерами в красивых местах, с несколькими купалками до и после ужина, того стоили :-)

Из мелких неприятностей - нас весь поход преследовали проколы, то у Димы, то у меня. Несмотря на относительно новые покрышки проверенной любимой модели (Schwalbe Rocket Ron), которыми мы пользуемся уже много лет, меняя примерно раз в сезон. Весь поход подкачивались, меняли камеры, искали и заклеивали дырки, израсходовав весь запас заплаток. А в последний день у Димы начала развинчиваться педаль, но до конца маршрута дожила, к счастью.

Еще в этом походе нам довелось плотно пообщаться с погранцами. В один из дней мы проезжали относительно недалеко от поселка Таунан, находящегося близко к финской границе, и я захотела туда съездить ради почты для коллекции (я коллекционирую фотки почт из разных мест).
Таунан находится в приграничной зоне, но дальше 5 км от финской границы, поэтому туда пускают свободно без пропуска, просто по паспорту. Паспортные данные переписывают у шлагбаума на единственной дороге, ведущей в Таунан, в 10 км от поселка. Нас пропустили, задав несколько вопросов, но потом в самом Таунане у магазина уже другие погранцы до нас докапывались с пристрастием: повторно проверяли паспорта, заводские номера телефонов и просто номера телефонов, сделали наше фото, расспрашивали про маршрут и грозили штрафом за нарушение 5-километровой приграничной зоны (куда мы не собирались). А потом еще раз остановили на обратном пути и опять задавали вопросы - мы ли ехали утром через Элисенваару и как именно (да, мы там ехали и не знали, что нас уже взяли под наблюдение), куда дальше планируем. А на выезде у шлагбаума погранец с автоматом снова нас задержал и по рации доложил кому-то, что всё нормально - девушка не в красном, это москвичи обратно едут. А нам пояснил, что где-то в том же районе у них «потерялись» кубинцы :-) Весело. Посоветовал на будущее заранее оформить пропуск в приграничную зону через Госуслуги, тогда можно и ближе к границе подъехать, даже в 5-километровую зону.

*****

Сейчас будут фотки с велосипедной части маршрута, а потом - про Уксинскую озовую гряду, горный парк Рускеала.

Водопад Белые мосты на реке Кулисмайоки:

В Пийтсиёки с юго-запада:

18 июля 2022. Вдоль озера Хиетаярви:

Иногда встречаются огромные лужи. И это нам повезло, что погода сухая! В сырую тут можно и утонуть :-)

Живописные болота:

Дымово - Свободное:

Каменногорск - Выборг:

*****

Уксинская озовая гряда. Суоярвский район Карелии.

Это система холмов из округлых валунов среди озер, наследие ледникового периода. Подробнее тут: https://geocaching.su/?pn=101&cid=27054

Здесь мы с Димой и сыном Алёшей уже побывали двумя неделями ранее, во время коммерческого SUP-тура ( https://vorobieva-t.livejournal.com/189293.html). Я и до той поездкой знала про Гряду и видела фотки, а после сапов убедилась, что хочу сюда приехать еще раз, чтобы было достаточно времени погулять-посмотреть. Очень меня зацепило это место! Люблю камни, особенно такие крупные :-)

Поэтому мы запланировали пешую прогулку в велопоходе. Я даже специально взяла с собой сандалии, чтобы было удобнее ходить по булыжникам. Дима тоже привез сменную обувь, но поленился переобуться и оставил ее около велосипедов, поэтому прыгал по камням босиком :-) В велотуфлях совсем неудобно.

Трек и мини-отчет в Страве: https://www.strava.com/activities/7535142391

Дорога к гряде:

Горный парк «Рускеала»

Здесь мы тоже гуляли пешком, оставив велосипеды у входа (с ними нельзя, да и незачем - много ступенек и настилов). Я переобувалась в сандалии, Дима ходил в велотуфлях.
Это был пятый день велопохода.

Изначально мы планировали начать велопоход с осмотра Горного парка, у нас и билет был почти дотуда (до соседней станции Маткаселькя).

Логистическое отступление. Дело в том, что экскурсионный поезд «Рускеальский экспресс» Москва - Рускеала едет в Рускеалу не весь. В Сортавале от него отцепляют двухэтажные купейные вагоны, которые идут в Петрозаводск через станцию Маткаселькя, без захода в железнодорожный тупик к парку. С велосипедом есть смысл ехать именно до Маткасельки, оттуда буквально несколько километров до парка. Во-первых, в этом случае доступна покупка багажной квитанции онлайн, как на обычные поезда РЖД (а если брать билет до Рускеалы в экскурсионный плацкартный вагон, то за багажной квитанцией придется ехать на вокзал). Во-вторых, это дешевле :-) А в-третьих, билеты до Рускеалы раскупаются гораздо быстрее, и туда их часто просто нет.

В экскурсионном поезде имеется необычно оформленный вагон-ресторан в ретро-стиле.  Мы туда сходили чисто ради атмосферы и фоточек :-) Еда понравилась меньше, чем антураж :-) В конце покажу несколько фоток.

Так вот, мы планировали начать поход с осмотра Горного парка. Но уже в поезде я узнала с сайта парка, что в день нашего приезда проводится международный музыкальный фестиваль Ruskeala Symphony, и вход в парк - только по билетам на фестиваль. Поэтому мы вышли из поезда раньше, в Сортавале, и развернули всю начальную часть маршрута, чтобы оказаться в Рускеале в другой день. Как оказалось, это было очень правильное решение :-) Потому что если хочется попасть на экскурсии, а не просто на территорию, то приезжать нужно к открытию.

Парк работает с 9 до 21, вход по билетам. Входной билет (450 руб.) можно купить онлайн, а билеты на экскурсии - только в кассе в день посещения.
Я хотела на экскурсию «Подземная Рускеала». Есть еще другие развлечения - лодки, троллей и т.п.

Подъехали к кассам в 8:58. Там уже была очередь, в итоге стояли почти полчаса (и потом она стала длиннее).

Горный парк Рускеала. Большой мраморный каньон:

Горный парк Рускеала, озеро Светлое:

Горный парк Рускеала. Тайные тропы земли Калевала:

Горный парк Рускеала. Итальянский карьер:

Экскурсия «Подземная Рускеала» - это прогулка с гидом среди мраморных штолен к Большому колонному залу и Подземному озеру. Стоит 2000 рублей. Билет с указанием времени, сеансы запускают каждые 20 минут, группы по 15 человек, экскурсия длится около 50 минут. В подземельях Т+5+8, одеваться надо тепло :-) В 9:30 утра нам достались последние 2 билета на сеанс в 11:00. Эта экскурсия популярна. Т.е. если приехать к кассам позже, на нее можно или не попасть вовсе, или попасть только вечером.
Мне понравилось, но цена кажется завышенной раза в два.

А так эта дырка («Шахта №2) выглядит сверху:

Говорят, зимой в подземелье очень приколько: ледяные сталактиты и сталагмиты.

Парк примыкает к конечной тупиковой станции поезда «Рускеальский экспресс», и там, похоже, входные билеты не проверяют. Во всяком случае, если поезд прибыл уже давно (а он там один в сутки).

Железнодорожная станция «Горный парк Рускеала»:

На территории парка есть Почта России, и она работает :-)

Трек и мини-отчет в Страве: https://www.strava.com/activities/7535216045

Мраморный карьер

Неподалёку от Горного парка Рускеала, по другую сторону шоссе, есть классный Мраморный карьер с прозрачной водой. Там можно встать с палаткой, но народу очень много. Можно искупаться и полазить по отвалам. Всё бесплатно. Во время сап-тура в начале июля в один из дней нас должны были привезти сюда, но из-за толп народа заменили локацию...

Несколько фоток вагона-ресторана экскурсионного поезда «Рускеальский экспресс» Москва - Рускеала:

Все мои фотки (403 шт.).

Отчеты в Страве:
велочасть 1, Сортавала - Суоярви - Рускеала - Сортавала;
велочасть 2, Сортавала - Выборг;
пешая прогулка по Уксинской озовой гряде;
горный парк Рускеала, пешая прогулка и экскурсия.
Некоторые фото в моем ФБ.