Rajalta Rajalle Hiihto - 2016

Mar 21, 2016 16:19

В очередной раз съездили в Финляндию покататься на беговых лыжах. Поучаствовали в Rajalta Rajalle Hiihto («От границы до границы на лыжах») - 7-дневном лыжном пробеге по Финляндии, (почти) от российской границы до шведской границы, по нарезанной и промаркированной трассе, налегке, с ночевками в отелях/хостелах.

Даты пробега: 10-16 марта 2016 года, 1-я «смена».

Это вторая наша с Димой поездка на RR Hiihto. Первая была год назад. В моем прошлогоднем отчете - более подробно о самом мероприятии.

Мой фотоальбом с комментариями (127 фото).

Сайт организаторов, страница Rajalta Rajalle Hiihto в Фейсбуке, информация на русском от Миши Афанасенкова.

Отчет получился длинный и с отклонениями от основной темы, но уж пусть останется как есть.

В этот раз мы были в RR-1, т.е. в первой «смене» из четырех («смены» численностью до 100 человек каждая стартуют с разницей в один день). В нашей было 84 человека, из них четверо россиян (мы с Димой и Ваня Рахчев из Группы D и Евгений Лебедев, который участвует уже в седьмой раз; с ним мы не были знакомы раньше). Лёша Скрипко ездил во 2-ю смену, а Миша Афанасенков и Ко (всего 8 чел.) - в 4-ю.

Маршрут этого года:
Suorojarvi - Petajalampi (Kuusamo) - (автобус) - Oijusluoma - Jokijarventi - (автобус) -Taivalkoski - Pikku-Syote - Ranua - Hosio - Honkamaa - (автобус) - Jokikeskus - (автобус) - Kallinkangas - Karunki (шведская граница).

Маршрут построен так, что иногда от отеля к месту старта и/или от места финиша к отелю нас подвозили на автобусах (указано в скобках в нитке маршрута).

Старт 2-го дня:

Итого мы проехали на лыжах 410 км за 7 дней (42 + 60 + 57 + 87 + 49 + 60 + 55).

По сравнению с прошлым годом маршрут сократили на 20 км, выкинув самое начало 1-го дня (как раз от российской границы), «because of the problem in ski track in the beginning». Жаль, мне очень нравился тот участок.

Мы с Димой на финише последнего дня:

________

Если коротко, то я в полном восторге от поездки! Мы уже 5-й день в Москве, и я до сих пор в эйфории. Как же мне не хотелось уезжать! Грела душу только ближайшая лыжная суббота с Группой, через день после возвращения. Я знала, что тут наст!

В этом году мы удачно выбрали даты поездки - так, чтобы пропустить только одну субботу в Подмосковье, а не две, как в прошлом году. И впредь надо делать только так!

Конечно, физически я не успела отдохнуть, но это такой пустяк по сравнению с мировой революцией когда это меня останавливало.

Дима мой энтузиазм не разделяет. Заявил, что по возвращении - больше никаких лыж в этом сезоне. Но, может, ещё передумает.
Да и вчера ему всё же пришлось пойти с нами - ребенок просился на лыжах.

________

В этой поездке у меня была новая игрушка - часы c GPS, женская модель Garmin Forerunner 25, Димин подарок на 8 марта. Поэтому каждый день я записывала трек. Вот эти треки на карте:

Умный прибор записывает также данные о времени и скорости на километровых отрезках. Пульс тоже можно отслеживать - нагрудный датчик пульса прилагается, но я не пользовалась. С пульсомером я вдоволь наигралась еще много лет назад, всё про себя поняла и теперь уже не заморачиваюсь.

Подстава в том, что мой Garmin записывает только первые 50 отрезков по 1 км каждый, а остальные объединяет в один длинный отрезок. Ну не свинство? Считает, видимо, что тётькам ни к чему бегать более 50 км. Я всегда знала и уже писала, что любые женские модели чего бы то ни было - это разводилово муляжи или действующие макеты. Хотя выглядят почти как настоящие :-) Вот и мой Garmin Forerunner туда же. Зато он такой аккуратненький, компактненький, розовенький :-)

Но отрезки - и фиг бы с ними, потому что, подозреваю, в них я тоже очень скоро наиграюсь. Главная засада в том, что аккумулятора хватает только на 8 часов. Но это, видимо, летом. А на лыжах по факту - на 7 часов максимум. Маловато будет! Можно, конечно, для экономии заряда настроить автоматическое отключение GPS во время остановок, но тогда не так интересно.

Самый длинный этап Раялты - 87 км, и мне очень хотелось, чтобы аккумулятора хватило до финиша. Это был неплохой стимул живее шевелить лапами на лыжне, поменьше щелкать клювом затвором фотоаппарата и побыстрее щелкать челюстями во время обеда :-) Когда до отеля оставалось около километра, прибор начал пищать, что battery low. Но все же мне удалось докатить раньше, чем аккумулятор сядет окончательно. В менее благоприятную погоду могла бы и не успеть. В общем, такой дохлый аккумулятор в спортивных часах - это просто издевательство.

Полная статистика Garmin по дням (отрезки, средние скорости, время общее и время в движении и т.п.):
день 1 (Suorojarvi - Petajalampi, 42 км),
день 2 (Oijusluoma - Jokijarventie, 60 км),
день 3 (Taivalkoski - Pikku-Syote, 57 км),
день 4 (Pikku-Syote - Ranua, 87 км),
день 5 (Ranua - Hosio, 49 км),
день 6 (Hosio - Honkamaa, 60 км),
день 7 (Kallinkangas - Karunki, 55 км).

________

В этом году взнос за участие составил 940 евро (с учетом скидки 50 евро «от Михаила»). Сюда входит сам пробег, ночевки в отелях/хостелах, питание в отелях и на дистанции, сауны/бани в отелях. Дополнительно оплачивается дорога (в нашем случае - самолет, 1 билет туда-обратно - 232 евро, билеты куплены в августе; плюс автобус оргов до места сбора участников, 10 евро, плюс микроавтобус (такси) в аэропорт, 10 евро с носа). Остальные расходы опциональны. Можно, к примеру, оплатить массаж или отдать лыжи в платный сервис (мы не пользовались). Зато мы покупали сидр, пиво и еще чего покрепче, «санкционный» сыр и мороженое. Расходы не считали.

Вот запас на троих на 3 дня:

В номере отеля трескаем мороженое:

Кстати, мороженое это рекомендую. Мы в Финляндии всегда его покупаем. Фирма Aino. Есть варианты с разными добавками (ягоды, шоколад), но мне больше всего нравится ванильное. Причем надо брать именно такие корытца. Я как-то попробовала маленький стаканчик этой же фирмы - вкус совсем не тот.

________

Автобусы к страту и с финиша - это не очень удобно. Три раза мы после финиша подолгу (более полутора часов) ждали отправления автобуса к месту ночевки. И утренние-то долгие ожидания автобуса к старту как-то напрягают (расхолаживают), а уж вечерние и подавно. Оргов можно понять - они не хотят гонять пустые автобусы и ждут, пока соберется побольше народу. Но в прошлом году настолько длительных ожиданий не было.

Дима даже успевал вздремнуть:

(14 марта, Hosio)

(16 марта, финиш последнего дня, Karunki)

________

Участников «Раялты» расселяют на ночь по 2-3 человека в номере (комнате). Когда приходишь заселяться, на ресепшене уже имеется список, кто где и с кем живёт. Семейных селят вместе, если есть такая возможность. А когда номера 3-местные, то селят по гендерному признаку - девочек с девочками, мальчиков с мальчиками. Но в этом году меня всё время селили вместе с Димой! Или нас вдвоем, или втроем с Ваней (т.е. по национальному признаку). Мы не знали, что так можно, но Йена, наш гид, сама предложила, увидев, что мы всё время тусуемся вместе. Для меня это гораздо лучше, чем если бы меня поселили с какими-нибудь левыми иностранными тетеньками :-)
Четвертый русский, Евгений, скорешился с немцами (несмотря на незнание языка), и его в основном с ними и селили.

В том числе поэтому эта поездка мне как-то больше понравилась, чем в прошлом году. Как-то душевнее и меньше суеты. Может, потому, что уже всё знакомо и более предсказуемо. Мы классно проводили время и на лыжах, и после. Всё было просто супер. Как же мне не хотелось уезжать! Сейчас бы отдохнуть недельку и всё повторить ещё раз! :-)

Одну ночь мы провели в village house в Руона:

Колхозненько, зато весело. Нас тут было около 40 человек. Примерно столько же участников осталось в бывшей школе в Hosio, где финиш (примерно в таких же условиях; мы там в прошлом году ночевали), а нас привезли сюда на автобусе. Тут была 8-местная чисто женская комната (тоже с матрасами на полу), но мне там места не досталось; я не сильно огорчилась и устроилась поближе к Диме и Ване.
Этот village house - дыра знатная (как, впрочем, и школа в Hosio). Один душ на всех, зато есть баня. Ну хоть туалеты не на улице, как нас Лёша Скрипко пугал :-) Единственное место, где не было халявного Интернета (и мы не могли изучить прогноз погоды). Но кормили хорошо (кормили вообще везде хорошо, придраться не к чему).

Поварихи:

В Хосио в ожидании автобуса мы время не теряли.

Пришел «наш» финн немецкого происхождения, Уле, с которым мы успели пообщаться в предыдущие дни (он, несмотря на возраст, очень неплохо ехал), и предложил «recovery drink»:

(Уле оставался на ночевку в Hosio, поэтому его багаж был тут, тогда как наши сумки с пивом уехали в Ruona.)

Я не люблю крепкие спиртные напитки и в них не разбираюсь, но Ваня сказал, что это очень хороший дорогой коньяк, не то, что наш из дьютика.

Ну и другие участники присоединились. И Йена, bus guide, не отказалась.

________

С погодой нам очень повезло (в том году было хуже - теплее). Первые 5 дней температура была от -5 до 0, и лишь последние 2 дня - выше нуля. Но даже в «плюсовые» дни первые утренние часы снег еще был холодный после ночи и раскисал уже днем. Т.е. к тому времени, когда лыжи переставали скользить в размокшей снежной каше, нам с Димой и Ваней уже оставалось не так далеко до финиша, так что мы удачно проскочили.

Самые красивые виды должны были быть на 4-й день, когда 87 км и старт в Сюёте. Но нам не повезло - сопка Пикку-Сюёте была всё время в тумане, и накануне тоже. Финиш 3-го дня был на горнолыжном подъемнике, на котором мы поднимались к отелю. Год назад я писала, что эта «швабра» повергла меня в ступор - я не знала, как ей пользоваться, а рядом не было ни души, и обратиться за помощью было не к кому. Так вот, сейчас я была с Димой, мы попали в это место в выходной день, там были толпы горнолыжников, а смотритель подъемника стоял рядом и всем помогал правильно зацепиться (в прошлом году мне пришлось его вытаскивать из домика, чтобы он мне показал, как оседлать «швабру»).

(Синяя спина впереди - это Дима).

На вершине Пикку-Сюёте. На заднем плане - крыша нашего отеля:

Рядом с отелем:

Вечером мы с Димой пошли гулять и нашли коттедж, в который намылились на следующий НГ (если ничто непредвиденное не помешает). Он метрах в 300 от отеля, т.е. тоже на вершине сопки Пикку-Сюёте. Да, весело нам будет каждый день в него возвращаться, забираясь в эту гору на беговых лыжах, без подъемника-то :-) Вот ужо мы натренируемся. И я обязательно разведаю лыжню, по которой можно спуститься вниз, в объезд горнолыжных склонов, чтобы проделать этот финт на следующей Раялте (если мы на неё соберемся), вместо того, чтобы ждать автобус, который утром отвозит участников вниз, к месту старта очередного дня.

Утром следующего дня был всё тот же туман:

Досадно. Потому что в начале дня нас ждал красивый холмистый участок, с подъемом на локальную возвышенность, откуда открывается обалденный вид. А мы увидели вот что:

Для сравнения, фото прошлого года в этом же месте:

________

С подготовкой лыж я не заморачивалась. Посмотрев еще дома долгосрочный прогноз, взяла с собой одну-единственную мазь держания, Start RF -1-5 со фтором, первые 5 дней на ней и ехала. Причем трёх слоев, которые я положила в первый день, хватило на 3 дня (на 160 км), и то не вся до конца стерлась. Потом я её по чуть-чуть домазывала. А на 6-й день, увидев утром на градуснике «плюс», смыла всё нафиг и ехала на чистых лыжах. По моему опыту, в «плюс» по старому снегу не работает ничего, кроме клистиров, да и клистиры тоже не работают. Конечно, потратив кучу времени на перемазку, методом перебора можно найти тот клистир, который в данный день на данной трассе будет работать не так хреново, как остальные. Я давно поняла, что вся эта мышиная возня не для меня, поэтому в «плюс» не мажу лыжи вообще, надеясь на мощные руки, что зашкуренная колодка будет держать. И это работает на мягких трассах. На твердой лыжне это не прокатит, конечно, но при хорошем скольжении не проблема доехать на руках. Дима с Ваней что-то там химичили, мазали-перемазывали на КП пунктах питания, домазывали стершуюся мазь - я не парилась. Нет мази - нет проблем! :-)

А если серьезно, к следующему сезону я хочу лыжи Fischer RCS Classic Zero. Это спец. лыжи на околонулевую температуру и «плюс», у них под колодкой шероховатый пластик, который не дает проскальзывать назад. Их вроде хвалят, на Раялте многие на таких ездят. А мы их рассматривали в спортивном магазине в финском Торнио. В общем, я ещё подумаю, почитаю отзывы...

А ещё хочу жидкие парафины Swix. Я вообще не пользуюсь парафинами, потому что мне лень возиться с утюгом и потом по науке соскребать излишки парафина с лыж, распространяя ошмётки по всей комнате. А сейчас появились эмульсии в бутылках с губками: намазал скользячку, подождал 2 минуты, растёр пробкой - и вуаля! Всё просто и быстро, это мне подходит :-) Утром в последний день намазала Ванин парафин. Про скольжение не очень поняла (в смысле, улучшилось ли оно), но белёсый налет на старой скользячке исчез и спустя 55 км не появился.
________

В последний день после финиша нас привезли на ночевку в финский город Торнио, который граничит со шведским городом Haparanda. В прошлом году, пока Дима бухал в сауне с Антоном Сорокиным, мы с Машей Громовой ходили гулять в Швецию :-) А в этом году мне хотелось посмотреть железнодорожный мост через реку Торнио (статья в Википедии), по которой проходит граница Швеции и Финляндии. Год назад я поздно узнала про этот мост, идти к нему было уже поздно - темно. А сейчас я потащила туда ребят. Ваня легко согласился, а Дима сопротивлялся, порываясь, как обычно, лечь спать средь бела дня, но в итоге тоже пошёл.

Мост примечателен тем, что на нем две пары рельсов разной ширины: пошире - финские, поуже - шведские.

Torne River Railway Bridge

На обратном пути мы решили срезать и пошли по льду реки, покрытому снегом, чтобы не делать крюк по берегу.

Так как «плюс» был с самого утра, ноги проваливались в снег по щиколотку даже на буранных следах. Ваня протропил нам весь путь - силовая заминка после лыж :-) Наверное, в оттепель по льду ходить было не вполне безопасно, но народ там шастает вовсю и катается на лыжах. Вернулись с мокрыми ботинками и с чистой совестью пошли пить вино :-)

Вечером в последний день после ужина проводилась заключительная торжественная церемония, с вручением сувениров и грамот всем участникам и медалей тем, кто участвует впервые, или седьмой, или 14-ый, или 21-й раз. (Дада, у нас был один швейцарец, для которого эта Раялта - 25-ая!). А также на этой церемонии представители всех участвующих стран (у нас были даже австралийцы!) добровольно-принудительно выступают со всякими номерами: загадками-ребусами, песнями-плясками, рассказами о своей стране - кто во что горазд. Отменили бы они эту клоунаду, вот было бы здорово! В прошлом году мы всемером (вернее, вшестером, так как Миша Афанасенков отмазался), как ... (не буду писать кто), готовили номер, репетировали почти каждый вечер и потом что-то там изображали под русскую народную песню. Но сейчас нам было слабо замутить что-то подобное.

У нас с самодеятельностью туго, поэтому мы взяли фильм Шефа про прошлый сезон ГД, Дима из этого фильма вырезал все надписи на русском, переложил на музыку и сократил до трех минут. И этот фильм мы показали - типа, вот как мы в России катаемся на лыжах, это и есть наша секретная программа подготовки. А там - полный набор: Саша Прянишников бежит в метро с лыжами на перевес и с Ночкой на поводке, конек по насту и по щиколотку в снегу, массовые перебежки в лыжах по траве, Сергей Николаев с серьезным видом переступает в лыжах по асфальту, Валера Данилов переправляется по бревну через ручей, опираясь лыжами о дно, Нина с Мишей синхронно вращаются в лыжах на льду, Антон Нестеров стоит на голове, задрав ноги в лыжах, ну и т.п. Это была бомба! Кто-то из иностранцев даже попросил переслать ему этот фильм, потому что он ничего подобного не видел. Дима отправил ссылку (конечно, с указанием автора видео).

Еще несколько фоток.

Финиш 1-го дня (Petajalampi, hotel Tropiikki):

Утренний туман над озером (Ranua, lake Ranuanjarvi):

Некоторые пункты питания:

С «фальш-медведом» ((с) Дима) в Ruona:

Снежный мостик через дорогу:

Плакат, предупреждающий о проведении нашего лыжного мероприятия: