Rajalta Rajalle Hiihto - 2015

Mar 16, 2015 21:03

Вернулись из Финляндии, с замечательного беголыжного мероприятия, о котором я давно мечтала - Rajalta Rajalle Hiihto ("От границы до границы на лыжах").

Руки-ноги чугунные, рожа загоревшая и обветренная, зато голова легкая и пустая :-) Отдых удался :-)






По возвращении Дима традиционно сказал:
- Фух, одним походиком меньше!
- Так это ж не поход?
- Раз со спальником - значит, поход!

Эмоции меня распирают, поэтому - очередная "простыня" :-)

О мероприятии

Rajalta Rajalle Hiihto - 7-дневный пробег на беговых лыжах по Финляндии от российской до шведской границы, по нарезанной и промаркированной трассе, налегке, от отеля до отеля, с полным пансионом, с кормежкой на трассе и перевозкой вещей в автобусе. От 50 до 87 км в день.
Это не соревнование, время никто не засекает. И не обязательно ехать на лыжах всё; если устал или заболел, можно часть пути подкинуться на автобусе организаторов.
Где-то путь проходит по лыжным трассам «общефинского» значения, т.е. через беголыжные курорты (регион Рука-Куусамо, Тайвалкоски, Сюёте) с раскатанными трассами под конек, а где-то лыжню специально для нас утром нарезают снегоходом, так что коньком особо не прокатишься. Но под палки снег утрамбован везде, так что без проблем можно нормально катить на руках.









Разметка очень хорошая, заблудиться невозможно. Трасса Rajalta Rajalle размечена красными ленточками и жёлтыми знаками (фото Saana Merkkiniemi):


Мы с Димой купили у оргов такой жёлтый знак в качестве сувенира за 5 евро :-)

В неочевидных местах разметка также нанесена краской на снегу. В паре мест «неправильный» поворот был перегорожен веревочкой, чтобы кто-нибудь случайно не свернул не туда. В общем, организаторам зачёт.

Стартовый взнос в этом году был 950 евро (для россиян - 910 евро; это спец. скидка для Михаила Афанасенкова, который является официальным «оператором» RR-hiihto в России). Сюда входит проживание, питание, перевозка вещей и участников в автобусах, трансфер в аэропорт или на ж.д. вокзал. Дорога домой оплачивается самостоятельно.

Пробег (с незначительными изменениями маршрута) проводится ежегодно с 1984 в марте в четыре «смены» (группы численностью до 80 человек), которые стартуют с разницей в 1 день. У нас была последняя, 4-я «смена» (RR4), с 8 по 14 марта 2015.

В 2015 году маршрут был такой:


Paljakka (Russian border) - Petajalampi (Kuusamo) - (bus) - Oijusluoma - Jokijarventi - (bus) - Taivalkoski - Syote - Ranua - Hosio - Honkamaa - (bus) - Jokikeskus - (bus) - Kallinkangas - Karunki (Swedish border).
433 км за 7 дней: 62 + 60 + 58 + 87 + 50 + 61 + 55.

Иногда старт и финиш очередного дня были прямо от дверей отеля, а иногда нас отвозили на старт и/или с финиша на автобусе.

Старт 1-го дня:



Состав участников - интернациональный. В этом году из России было 9 человек: мы с Димой, Лёша Скрипко, Антон Сорокин, Миша Афанасенков, Игорь Корнетов, Паша Шмидт, Маша Громова, Лена Тартынская. В нашей «смене» было много финнов, немцев, французов, а также несколько швейцарцев. Вот наше общее фото (автор Tuomo Kiminki):


А вот российские участники:



Организационно-информационное собрание перед началом мероприятия:



Всем выдали именные бейджики, которые надо было или прицепить на себя или просто иметь при себе, чтобы на сервис-пунктах и в отелях обслуживающий персонал мог опознать участников Rajalta Rajalle.



Распорядок дня выглядит примерно так. Завтрак с 6:30 или с 7:00, шведский стол. Можно набрать с собой еды в дорогу, но не обязательно. Старт обычно где-то в интервале между 8 и 9 часами (с подвозом на автобусе или прямо от отеля). Дальше все растягиваются, едут в своем темпе поодиночке или небольшими группами - как получится. Некоторые дяденьки всерьез "зарубаются" между собой, выясняя, кто круче :-)

Сервисные пункты

По пути расположены несколько сервис-пунктов, примерно через каждые 10-20 километров, где дают что-то попить (сок разной степени химичности, воду, иногда кофе) и перекусить (изюм, шоколад, апельсины, соленые огурцы).



На одном из пунктов, примерно на полпути, дают что-то посущественнее: бутерброды, суп.

Сервис-пункты - это чаще всего просто столики на улице, иногда - чумы или навесы, один раз - помещение детского сада.









Один-два раза в день на сервис-пунктах возможен доступ в автобусы, перевозящие вещи.



Можно переодеться, подмазать лыжи и т.п. А можно вообще сесть в автобус и доехать до отеля :-) Или, наоборот, с утра подкинуться на этом автобусе и пройти на лыжах вторую половину пути; многие так и делали.

В один из дней в программу входило самостоятельное поджаривание и поедание сосисок (это прикольно, но я свою не смогла съесть: во-первых, не успела проголодаться, а во-вторых, такой бруль... дома я такие не покупаю).



На одном сервисе был белый медвед:



И олень:



Проживание

Когда приезжаешь в отель, вещи, как правило, уже там:



Найти свои - нетривиальная задача:


К тому же у многих одинаковые сумки и лыжные чехлы.
(Первый прикол с лыжами был еще в аэропорту по прилету. Этим же рейсом из Хельсинки прилетело много участников из разных стран. Мы с Димой 2 или 3 раза хватали с багажной ленты чужой чехол с лыжами - точно такой же, как наш.)

Отыскав свои вещи, получаешь ключ и идешь в свой номер. Если номера двухместные, то нас с Димой (как и другие семейные пары) селили вместе. Если трехместные, то селят отдельно женщин и отдельно мужчин, по возможности группируя по странам. Из России нас было как раз трое тётенек, удобно.

На 3-й день (в Syöte) наш отель располагался на горе, и подняться туда надо было на горнолыжном подъемнике - «швабре». Многим из нас, мне в том числе, никогда в жизни не доводилось пользоваться горнолыжными подъемниками, и это был тот еще квест. Я почему-то думала, что на швабру надо сесть верхом, как на тарзанку, но как это сделать с беговыми лыжами на ногах и с палками в руках? И вот стою я там на ветру, как дура, и не знаю, что делать. И, как назло, рядом ни одного горнолыжника - я бы хоть посмотрела, как надо раскорячиться. Потом пошла, постучалась в домик, вытащила смотрителя, чтобы он показал мне, как пользоваться этой шваброй. Оказалось, все довольно просто и даже прикольно, мне понравилось. Несмотря на ветер и мокрый снег, замерзнуть не успела.

Да, и это был единственный день, когда мы (человек 10) приехали в отель раньше автобусов. Пришлось довольно долго ждать свои вещи. Но в общем это не проблема - сидишь в тепле, можно пойти в свой номер в душ и т.п.

Единственная ежедневная засада состояла в том, что по приезду в отель приходилось долго ждать обеда. У этих извращенцев, финнов, почему-то обед с 16, а то и с 17 часов (блин, дома в это время я уже ужинаю! :-)) А я приезжала обычно от 13 до 15 часов, в зависимости от времени старта и длины дистанции. С этой точки зрения медленные участники оказываются в более выигрышном положении :-) Но я тоже нашла выход - делала с завтрака заначку, которая позволяла мне дожить до обеда :-)

Зато перед обедом можно успеть что-то поделать с лыжами, посетить сауну, поспать... Миша и Маша успевали побегать - ага, им мало 60 км на лыжах, надо еще ногами догнаться :-) У них на носу марафоны, к которым надо готовиться, а на лыжах работают совсем другие мышцы.

В 20 часов было info - собрание участников по организационным вопросам, на котором орги рассказывали, что нас ждет на следующий день, оглашали прогноз погоды и т.п.


Одновременно был типа ужин - фрукты, напитки, булочки, сыр-ветчина.

И еще про еду. На завтрак, кроме чая с молоком и плюх с маслом и сыром (мой обычный завтрак дома), я еще брала яйца или омлет. Всякие каши а-ля мюсли или геркулес я не ем. А однажды утром предлагали жареную картошку... И так она у меня хорошо пошла! Никогда бы не подумала, что буду есть на завтрак жареную картошку, да еще и возьму добавку.

Одна ночевка была в домиках коттеджного типа на несколько человек и одна - в «колхозном» стиле, в здании бывшей школы (вот тут-то и нужны были спальники). Это жесть :-)






Во всех местах ночевок, даже в той самой дыре - бывшей школе в Hosio - обязательно есть сауна, а то и две. Могут быть перебои с горячей водой в душе (периодически кончается), но сауна - это у финнов железно, это святое.

Почти везде есть бесплатный wi-fi.

Ну и из прочих развлечений - алкоголь, привезенный с собой или купленный на месте (купить можно не везде). В основном пиво. Оно расслабляет и якобы способствует восстановлению. Или что покрепче, по способностям.
Как-то Дима оказался в сауне с французом и двумя немцами. Из их разговора понял только “bier” и “zwai liter” :-)
Жаль, что я пиво не люблю :-) Зато мне нравится финский сидр. Градусов там мало, на вкус приятный, жажду утоляет.

В некоторых отелях вечером за деньги предлагается массаж и/или услуги по подготовке лыж (за 10 евро сервисмен напарафинит и намажет лыжи по погоде); мы не пользовались.

В целом для отдыха и восстановления времени хватает: по сути, полдня едешь, полдня отдыхаешь. Во всяком случае, за 7 дней отвращение к лыжам у меня не успело возникнуть, каждое утро выходила на лыжню с удовольствием и в нетерпении :-) Помнится, когда мы ездили в Луосто на НГ, ежедневные 50 км или около того давались мне тяжелее. Все-таки начало и конец сезона - это две огромные разницы. А сейчас, на удивление, даже мышцы почти не болели (до последнего дня, который я проехала полностью коньком, что для меня непривычно в таких объемах).

Подготовка лыж

Для самостоятельной подготовки лыж везде есть специальные waxing rooms.



Такие:






Или даже такие:


На двери этой избушки написано, что это ski service. И правильно, иначе никак не догадаться - сарай и сарай.

Некоторые участники привезли с собой целые арсеналы лыжных причиндалов, вплоть до утюгов и складных столиков для подготовки лыж. У меня и дома-то столько лыжного барахла нет :-) Видела один пластиковый чемодан с мазями и пр. размером с мою сумку со всеми вещами.

Я особо с лыжами не заморачивалась: не парафинила ни разу (я и дома этого не делаю), но каждый день чистила «скользячку» металлической щеткой, иногда пользовалась мазью держания и вечером, соответственно, смывала ее.

Конек vs классика

Многие привезли по 2-3 пары лыж, благо была возможность поменять лыжи в середине дня и, к примеру, идти сначала классикой, а потом коньком на коньковых лыжах.

Я брала единственную пару лыж под классику. Это совершенно не мешало мне катить коньком, где мне этого хотелось и была такая возможность. Вся наша российская «команда» поступала так же. Странно было обнаружить, что некоторым иностранцам религия какие-то дурацкие стереотипы не позволяют переходить на конек, когда они на «классических» лыжах. Как швейцарец Феликс, за спиной которого, укрываясь от сильнейшего «мордника», мы с Машей просидели весь второй день.


Тогда была хорошо раскатанная лыжня, сильная отдача, катили на руках. В подъемы было гораздо эффективнее идти коньком - это быстрее, а энергозатраты меньше. Но Феликс упорно заезжал по лыжне, хотя скорость при этом падала чуть ли не до нуля. Про конек он сначала сказал, что это читерство (какое еще читерство, это же не запрещено!). У нас было подозрение, что он не умеет коньком, но Маша потом выяснила, что умеет, да еще как. Он серьезно занимался дуатлоном (это когда половину дистанции едешь классикой, потом меняешь лыжи и едешь коньком). Но на классических лыжах коньком? Как можно? Они же для этого не предназначены! В общем, это просто другой менталитет, нам не понять.

Рельеф

Рельеф был только в первые пару-тройку дней:






Жаль, мало. Я люблю рельеф сам по себе (вернее, подъемы, но не спуски) и виды, открывающиеся с холмов:






Потом в основном плоскота с несколькими подъемами-спусками, иногда довольно стрёмными, для меня во всяком случае.


Особенно запомнился 6-километровый участок в конце второго дня, там трасса скачет по холмам вверх-вниз с крутым поворотами между деревьев, разносит конкретно. Мне было очень страшно. Но я худо-бедно во все повороты вписалась, лыжи не снимала (некоторые там спускались пешком). И вообще за все дни ни разу нигде не «убралась». Но тормозила отчаянно, раскорячиваясь плугом, где возможно. И один раз спускалась «лесенкой» - ну не могу я себя заставить съехать такой «нырок».

На 4-й день на маршруте был один длинный опасный узкий извилистый спуск, о котором предупреждали заранее. Орги сказали, что за день до нас участник 3-ей «смены» сломал там ногу, и вообще много народу полегло (кто-то сострил: их тела-то хоть убрали?) Но нам повезло: накануне ночью прошел снегопад, и спуск стал вполне безопасным: затормозить можно было без проблем.

В последний день одна иностранка была с забинтованной кистью; не знаю, что с ней приключилось. И наша Маша Громова на третий день довольно сильно упала на обледенелом спуске с поворотом, где как-то неудачно соединялись две лыжни. Несмотря на сильный удар головой и гематому рядом с правым глазом, она не помышляла о сходе ни в этот день, ни в последующие.

Погодные условия

С погодой нам в целом повезло. Только первый день и часть третьего дня шел мокрый снег при «плюсе»:






В остальное время было в основном солнечно и тепло, от -5 до +5 (говорят, в какой-то год стояли морозы -30, вот жесть-то!)

У нас основное затруднение было - мазаться ли в оттепель против "отдачи" и если мазаться, то чем. Примерно как в Признаках причастности к Группе Дмитриева от Марины Сафиной:
«8. Вы имеете расширенный набор полутвердых мазей и клистеров на температуру +0+6 С.
9. Вы редко пользуетесь вышеуказанным набором мазей, так как понимаете, что при вышеуказанной температуре все они работать не будут или вы соберете всю грязь, а также потому, что true-лыжники при таких условиях мазями не пользуются.»
Примерно так всё и было :-)



«Вы четко понимаете, что означает стрелка с буквой D» :-)

В некоторые дни, особенно в пятый, был довольно сильный встречный ветер. В сочетании с протяженными открытыми участками - это было нечто. Лыжню заметало:








Рельсы кончились...




Я всё переживала, что пропущу весь наст и конёк в Подмосковье... Ну хоть там удалось немного оторваться:



В один солнечный день встретилось какое-то странное туманное место:



В последний день, который выпал на субботу, весь наш маршрут проходил по коньковым трассам местного значения. И в это же время там же проводился ежегодный «лыжный день» - Karunki-Kantojärvi Skiing Day. Местными властями на трассе были организованы бесплатные пункты питания для всех желающих. Особенно меня позабавило пересечение автодороги: на асфальт насыпали снег, вроде снежного моста, чтобы можно было перейти, не снимая лыж, и специальные дядечки останавливали немногочисленные машины при приближении лыжников. Здорово, молодцы финны!

Но есть и обратная сторона... Мне совершенно не понравились толпы встречных лыжников. Ну как толпы... Не прям столпотворение, конечно, места всем хватало, все доброжелательны, улыбаются и приветствуют... Но и относительного уединения тоже не было. Финляндия мне нравится в том числе своей малолюдностью, а тут такое...

Но это все мелочи. В целом мне очень понравилось, обязательно хочу еще. За 7 дней мы все так сроднились, жаль было расставаться... Через год или через два, но я это повторю обязательно. Миша вон уже в 8-й раз участвовал, Лёша - в 5-й, многие иностранцы тоже уже в который раз приезжают.
Ладно. Поживем - увидим, пока не буду загадывать.

Мой фотоальбом с комментариями (с лыжни и не только) (94 фото).
Фотографии Маши Громовой.
Фотографии Лены Тартынской.
Впечатления Лены Тартынской.

Поездки, Группа Дмитриева, Семейка, Финляндия, Лыжи, Раялта

Previous post Next post
Up