Baikal Sailing Week 2017

Aug 08, 2017 08:01

Вернулся в Москву после регаты и хочу зафиксировать впечатления по горячим следам.
Что такое регата, как я узнал о ней
Все началось в конце прошлого года, когда я понял, что дико устал и у меня остался большой кусок неиспользованного отпуска. Хотелось возобновить опыт плавания под парусом, плюс где-то далеко в голове сидела идея посетить Байкал.

И тут я вижу пост Анны об организации регаты на Байкале. Прямо два в одном. Списались, пообщались и я зарезервировал место. Идея мероприятия безумно красивая: дать яхстменам опыт регат мирового уровня при путешествии по самому глубокому и чистому озеру планеты.

До этого на Байкале устраивались только междусобойчики местных яхтсменов, а тут была идея привлечь внешних людей. Организацией регаты занимался Станислав Печенкин. В общем шестеренки завертелись и в положенное время я оказался в Иркутске.
Описание маршрута
Про Иркутск, наверное, напишу отдельно. Город понравился, в нем много деревянных зданий с чудесными фасадами. Здесь больше о парусах.

Первое, что надо сделать перед отплытием - закупка провианта. Как известно, в одну ходку это не делается, но после пары забегов по супермаркетам этот квест был выполнен. Четкой раскладки не было - закупались «на глазок».



В первый день сделали небольшой переход по Ангаре в яхт-клуб Исток, где должна была быть встреча с остальными участниками и старт гонки. И уже в этот день стало ясно как красивы закаты на воде. Вечером знакомились с экипажем судейского судна (остальные участники еще не прибыли).

На утро следующего дня стали знакомиться с другими участниками регаты. Наш экипаж был на лодке «Westa», с нами гонялись «Ласточка», «Каприз» и «Синильга». В качестве судейского судна работала «Silver Glow» (в простонародье «Свечка»)




Старт гонки выдался при достаточно слабом ветре. Благодаря опыту нашего капитана старты мы обычно выигрвыали. Потом яхты разбежались по акватории, ловя ветер на разных галсах. И почти до самого финиша было не ясно кто же победит - шли с Ласточкой наравне. К сожалению в четверть мили до створа мы словили мель. Пришлось быстро сниматься, но время было упущено. В итоге пришли вторыми.



На ночевку встали в бухте Щель. Берег уходит вниз достаточно круто, поэтому пришвартовались прямо к берегу. Вечером экипажи стали знакомиться с другими участниками и алкоголем. В результате знакомства были даже упавшие за борт. Яхтсмены - знайте меру ))

Утром промоторили вверх по Ангаре и наконец то вышли в Байкал.

Второй этап прошел тоже при относительно слабом ветре. Наша ставка на его направление не сработала и до финиша мы добрались последними. На стоянку встали в затоне поселка Большое Голоустное. Пирсы заняты большими кораблями и мы швартовались к ним бортом в несколько рядов. Наша яхта была проходной и сон иногда постоянно блин прерывался топотом коллег, шедших на свои лодки. Благодаря предусмотрительно захваченному мангалу удалось пожарить шашлык на берегу.

Следующий переход от большого Голоустного до бухты Песчаная прошел тоже при достаточно слабом ветре. Наученные опытом, мы хотели стать последними в линии, но не удалось. Пирс был совсем коротким, да еще и глубины были совсем небольшие. Оставив на лодке Стаса и Анну мы отправились гулять, а им пришлось потом несколько раз перешвартовываться.



Дальше был длительный переход от бухты Песчаная до Ольхона. Задул достаточно сильный ветер и разогнал волну. Ставили рифы на парусах. Байкальская волна - короткая и злая. Вроде и ветра не так много, и барашков почти нет, но качает будь здоров! Спали по очереди. Часть перехода была ночью. Спали посменно. Хотя правильнее будет сказать - находились в состоянии полусна. В такую качку расслабиться и заснуть не выходило.

Ближе к утру чуть на задавили рыбака - он стоял без огней и зажег их почти перед нашим носом. Пришлось быстро делать поворот - на этом потеряли время.

Рассвет был потрясающе красив. Перед самым рассветом над береговой линией появлялись миражи больших городов. Засветы от звезд и облаков создавали иллюзию небоскребов. Фотографий с этой части гонки нет, были уставшие и качало достаточно сильно.

Пришли к финишу со временем 19 часов, на полтора часа отстав от победителя - Ласточки. Каприз и Синильга появились только к вечеру. Они попали в штилевую полосу и в итоге ехали около 26 часов.



Наверное это был пик напряженности в регате. Длительный переход всех утомил. Поэтому до конца дня было расслабление.

В последущие дни мы совершали небольшие переходы по бухтам Малого моря (пролива между северным берегом Байкала и Ольхоном). Обычно гонка длилась около 2х часов и проходила по прямому маршруту. В результате почти всегда приходили вторыми. И только на последнем этапе удалось победить - опередив остальные лодки минут на 20. Собственно вот и наш победный старт:



В этой части гонки занимали сравнительно небольшое место, порядка 2-3 часов в день. Был скорее релакс и переключение на другие виды активностей.

Много купались, пробовали ловить рыбу - у меня получилось выловить самый большой экземпляр, а Руслан - чемпион по количеству выловленного. Брало только на хлеб. Люди, рыбачившие с блеснами оказались без улова.











Ну и конечно же знакомство с интересными местами Байкала. Посетили будисткую ступу на острове Огой. Я по утрам совершал прогулки по берегу.
Сравнение регаты и чартера
Все-таки гонка подразумевает другой уровень владения навыками управления лодкой. В чартере можно подумать, спланировать, аккуратно распределить роли и выполнить действие. В гонке на это нет времени. Стандартные вещи должны исполняться быстро и четко. Каждая лишняя секунда выполнения поворота - это вклад в копилку соперника. Надо все делать быстро. При отсутствии практического опыта в течении 5 лет - это не просто.

Необычным оказалось и управление румпелем: он острее штурвала, труднее удержать яхту на курсе. Пожалуй привычка управлять так до конца и не сформировалась.

Некоторые практики, которые использовались в гонке в чартерах не встречались, например закрен на подветренный борт при слабом ветре. По ходу не удалось понять зачем это, после изучения справочной информации выяснилось, что так у парусов под собственным весом формируется правильная форма плюс при крене 10-15% меньше смачиваемая поверхность лодки, что уменьшает сопротивление. А теперь благодарности

Это приключение было интересным и приятным не только благодаря природе, но и благодаря людям, которые организовывали и принимали участие. Некоторых из них хочу тут упомянуть. Прежде всего это наш экипаж:
Станислав Печенкин - собственно организатор регаты, без него это мероприятие бы не состоялось. По совместительству наш капитан. Огромный гоночный опыт, выигрывали почти все старты. Плюс потрясающая забота об экипаже (запас рыболовные снасти, выбор мест стоянок и истории о местных достопримечательностях).
Анна Арбитайло - мастерски призывала ветер через игру дудуке и художественный свист, а так же выжимала максимальную скорость из нашей лодки на ночном перегоне.
Александра Поблинкова - источник позитива и основной инициатор питания на борту. Благодаря Саше мы даже не успевали задумываться о еде (она это делала за нас) и наш стол всегда был полон и разнообразен. Плюс гений организации, когда надо было договориться о швартовке именно Саша в ночи подняла правильных высокопоставленных людей и решила вопрос.
Руслан Ишмухамедов - очень взвешенный и позитивный человек. Мастерски работал на баке. Мастер баланса, именно он выравнивал нашу лодку, позволяя судну идти с оптимальными кренами. И самый удачливый рыбак в экипаже!
Ольга Иванова - присоединилась к нам уже на Ольхоне и очень быстро влилась в наш коллектив. Дополнив его своим хорошим настроением и удивительными кадрами (она была одним из фотографов регаты).



Спасибо экипажу Ласточки, а особенно Виктору Макушеву и Анне Финкельштейн за создание спортивного духа и чудесной атмосферы.
И отдельной строкой благодарность экипажу Silver Glow. Как то удалось найти общую волну и будто знаю вас тысячу лет!

2017, Яхты, Байкал, Путешествия

Previous post Next post
Up