May 26, 2014 08:54
Ура, математика догнала меня еще на одном месте работы! На этот раз в виде творческой задачи внести в тренинги навыков управления очередью. В голове тут же всплыли слова "теория массового обслуживания" и я побежал знакомиться с литературой (да, да... военную кафедру на которой были соответствующие практикумы я не посещал).
При первом ознакомлении выяснилось, что в теории рассматриваются события существенно упрощающие расчеты, но выдвигающие достаточно серьезные ограничения на поток событий. Если говорить в общем виде, то мы имеем систему смешанного типа. Сначала посетитель ждет в очереди, если время ожидания превышает определенный предел - уходит.
Плюс не выполняются несколько ключевых упрощений:
1. Об однородности потока - на входе заявки сортируются и каждый посетитель попадает в свою очередь. При этом управление вообще говоря должно состоять в закрытии одних окон и открытии других.
2. О стационарности потока - есть явно выраженные "часы пик", именно в это время надо выполнять перераспределение.
3. О распределении потока. В отдаленных МФЦ имеется такая штука как "автобус". Клиенты доезжают наземным транспортом и появляются пачками.
Случай кажется достаточно важным для его рассмотрения. Думаю, что где-то должны быть работы с описанием таких характеристик. Соответсвенно вопрос: есть ли работы по практическим исследованиям такого рода ситуаций?
UPDATE: По ходу изучения задачи, кажется что часть ответов может быть в области комбинаторики, дискретной математики и теории надежности. Любопытно.
Работа,
ГБУ