Самарский детский дом ВЧК

May 02, 2013 16:09

Приятная неожиданность!
Отреставрировали и реконструировали фасад особняка 19 века по улице Галактионовская дом 21 - Самарский детский дом ВЧК. Официальное название дома - объект культурного наследия федерального значения «Дом, где в 1922-1924 гг. датский писатель-коммунист Мартин Андерсен Нексё содержал детский дом для 65 детей-сирот».


Снята двухцветная колеровка фасада. Воссозданы въездные ворота. Восстановлен центральный вход. Пластиковые окна стилизованы под дерево. Так выглядел особняк до ремонта.



И немного истории.

27 января 1921 Ф.Э. Дзержинский издал приказ ВЧК № 23, в котором говорилось: «…Положение детей, особенно беспризорных, тяжелое… Три года напряженной борьбы на фронтах не давали возможности, сделать всего необходимого для обеспечения и снабжения детей и окружения их исчерпывающей заботой… И Чрезвычайные комиссии не могут оставаться в стороне от этой заботы..»
16 марта 1921 года был издан новый приказ по войскам ВЧК № 177: "…Блуждающих по водным и ж.-д. путям сообщения беспризорных детей быть не должно… Обнаруженных на путях сообщения беспризорных детей отводить в: а) приемные пункты, б) распределители, в) комиссии по делам несовершеннолетних и г) отдел Народного образования… При задержании чинами Желдормилиции беспризорных детей проявлять максимум внимания и бережливо-осмотрительного отношения к ним и ни в коем случае не допускать грубости и насилия».
Так началась борьба с детской беспризорностью в Советской России.

Перед местными органами ВЧК были поставлены конкретные задачи: обследования фактического положения дел на местах, проверка выполнения декретов о детском питании и снабжении и изыскании мер и способов к их выполнению, помощь в отыскании лучших зданий, их ремонте, снабжении топливом и контроля над беспризорными детьми в городах, на вокзалах и поездах.

В 1922 году в купеческом особняке на углу ул. Троицкой (Галактионовская) и Заводской (Венцека) Самарской ЧК был открыт детский дом-распределитель имени Мартина Нексё.
Что такое детский дом в то время, можно понять из воспоминаний Дубинина Николая Петровича советского генетика, академика АН СССР.
«Ранней весной 1919 года в деревне стало особенно тяжело. Родным по матери и по отцу самим было нечего есть, и я ушел из дому, решил, что сам сумею пропитаться. С попутчиками добрался до Сергиевска, залез на товарную платформу и поехал в Самару.
Но и в Самаре пришлось голодать. Всегда тянуло там на Хлебную площадь, одно название которой, словно запах, неудержимо влекущий, напоминало о пустом желудке. На этой площади был знаменитый базар, где нам, беспризорникам, удавалось иногда что-либо поесть. Через некоторое время на этом базаре меня захватила облава, и я попал в Самарский детский распределитель, куда с улицы собирали мальчишек, грязных, голодных, бездомных ребят.
В детском распределителе маленьких безжалостно били и заставляли прислужничать более взрослые ребята, а мне тогда исполнилось всего лишь 12 лет. Нередко сверкали лезвия раскрытых ножей. Были подонки, которым унижение маленьких доставляло наслаждение. Дно жизни в эти тяжелые дни раскрылось перед нами, оно издевалось и угрожало нашим телам и душам. Воспитатели мало занимались ребятами. Помню, все же мы получили тогда чистое белье, помылись, в какой-то мере избавились от вшей. Нам показали, где стоят наши кровати.


Детский коллектор. Ванная

Мы жили двойной жизнью. Одна жизнь шла на глазах воспитателей, другая жизнь была тайной, с иерархией сильных и слабых, где слабые постоянно голодали и получали бесконечные колотушки и унижения от вожаков. Я и еще двое ребят не смирились с таким унижением. Мы решили бежать. Многие ребята в распределителе говорили: "Придет тепло, и не будет нас здесь". Но мы не дождались настоящего тепла, в апреле пробрались на станцию, влезли в тамбур проходящего товарного поезда и поехали. Так, в тамбурах и на крышах, меняя поезда, побираясь на станциях, дней за десять - двенадцать доехали мы до Москвы. Она показалась нам тогда громадной, мрачной.»

В декабре 1922 г. первый самарский детский дом посетил Мартин Нексё (настоящая фамилия - Андерсен, дата рождения 26 июня 1869, Копенгаген - дата смерти 1 июня 1954, Дрезден) - датский писатель-коммунист, один из основателей Коммунистической партии Дании.
Как это было читаем в книге русского публициста, драматурга, поэта-футуриста С.Третьякова "Люди одного костра"
«О его пребывании в Москве мне рассказывал товарищ Кобецкий (Михаил Вениаминович Кобецкий полномочный представитель СССР в Дании), встретившийся с ним на IV Конгрессе Коминтерна.
Детская колония ГПУ в Самаре выбрала его почетным шефом. Он решил поехать. Проводников не было. Поехал сам, не зная почти ни слова по-русски. В Москве сказал в билетную кассу: «Самара», в Самаре заявил извозчику: «Вечека». Извозчик привез его в Губчека. Там все спали. Нексё долго стучал, никого не добился, рассердился, поехал сам колесить по городу, нашел свой детдом. Ребята вскарабкались на него. Начался невероятный разговор. Ребята тыкали ему в нос опорки. Нексё разобрался в вопросах. Он пошел на рынок, купил шестьдесят пар валенок (а ведь он не из щедрых) и обул ребят.
Вернувшись в Москву, он предложил Государственному издательству, чтобы весь его советский гонорар уплачивали этому дому. Время шло, дом расформировался, гонорара не платили, но до сих пор любит товарищ Мартин вспоминать об этой поездке своей в Самару».

В 1960 году на фасаде была установлена доска из белого мрамора с надписью: «Дом, в котором 1922-1924гг. датский писатель-коммунист, почетный член Самарского Совета депутатов трудящихся Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом на 65 детей-сирот» (на сегодняшний момент отсутствует).

В сентябре 1972 года детский дом № 1 г. Самары был переведен на 18 км, Московского шоссе, д. 18 а.

Сейчас в этом доме размещается акушерское отделение патологии беременности Самарской городской больницы № 3 все на тех же 60 койках, как в 20-х годах 20 века…

история, архитектура, Самара

Previous post Next post
Up