Из интервью с Гаем Гэвриелом Кеем в апрельском "Мире фантастики"

Mar 27, 2007 17:00

(С писателем беседовал Дмитрий Злотницкий)

Цитаты:

Вы не раз говорили, что начали писать свое первое произведение "Гобелены Фьонавара" как своего рода ответ на падение качества фэнтези. Изменилась ли ситуация с тех пор?

Очень, хороший вопрос. Мне кажется, что популярность жанра в целом ведет к двум результатам. С одной стороны, посредственные писатели видят в нем возможность легкого заработка. В то же время хорошие авторы могут заработать себе на жизнь, сочиняя то, что им самим интересно. И в последнее время имеют место обе стороны: сейчас немало очень хороших произведений в жанре фэнтези, хотя и плохих хватает. Но последние, к счастью, не часто попадают в списки бестселлеров.

На фэнтени часто смотрят как на чисто развлекательное, безыдейное направление  питературы. Однако ваши романы нередко затрагивают акутальные вопросы современности. Вы нарочно обращаетесь к таким темам, или это следствие того, что вы отталкиваетесь от реальных событий?

Лично я просто не могу писать книгу, если нет причины для появления этой книги. Причини должна быть достаточно веской, чтобы даже самые требовательные читатели не пожалели о потраченном времени, прочитав роман. Значит, в книге должна быть какая-либо значимая идея, тема или смысловое наполнение. В общем, наверное, можно сказать, что я делаю это специально... В то же время, как вы точно отметили, я постоянно затрагиваю в своих романах элементы реальной истории. И стараюсь находить такие из этих элементов, что и сейчас не утратили актуальности.

А какую цель вы ставите перед собой, когда пишете? Что могли бы назвать своим самым значимым достижением?

Пожалуй, больше всего я горжусь тем, что читатели до сих пор спорят, какая же из моих книг достойна называться лучшей. К сожалению, у многих авторов есть одна или две значимые книги, а все остальное - просто часть библиографии. Я очень рад, что мне удается не терять читателей, несмотря на то, что у каждого из них свои вкусы и предпочтения.
Что до моих целей... Мне хотелось бы, чтобы вы жили моими историями и стремились узнать, что же произойдет дальше. А потом, через много времени после того, как закончите читать, оглянулись назад и увидели, что книга хоть немного изменила вас или ваш взгляд на мир.

Многие ваши романы посвящены эпохам перелома, больших изменений. Как вы считаете, какими подобные периоды должны представать в книгах и живем ли мы сами в такое время?

За себя я могу определенно сказать, что живу в переходный период истории. Безусловно, такие эпохи далеко не всегда и не всем несут благо. Например, в "Львах Аль-Рассана" я постарался передать грусть от падения целой цивилизации. Недаром у китайцев есть проклятие: "Чтоб ты жил в эпоху перемен!". Такие периоды изменения и смятения, наверное, неизбежны и несут мало счастья тем, кто в них живет. Ведь большинство жаждет стабиьности и покоя  - и не получает их.

А может ли дружба двух сильных людей, как это было в "Львах Аль-Рассана", стать ответом на противостояние цивилизаций?

Безусловно, и в реальной истории можно найти примеры того, как близкая дружба или личная неприязнь людей, наделенных властью, определяли весь ход событий. В то же время, подобные вещи - не то, на что стоит рассчитывать в реальности. Опорой стабильности общества должны служить прежде всего социальные институты. А если к этому прибавится то, о чем мы говорили выше, - это будет просто приятный подарок судьбы.

В фэнтези нередко герой-одиночка спасает или изменяет весь мир. Верите ли вы в возможность подобного в нашем мире?

Этот вопрос приводит нас к классической толстовской дилемме. Лев Николаевич категорически отрицал вероятность подобного. Я придерживаюсь иной точки зрения и считаю, что сильные люди могут играть и играют значительную роль в истории. Другой вопрос, создают ли они события сами или "всего-навсего" меняют и направляют их?.. Например, я считаю, что Анвар Садат, если бы прожил дольше, мог бы изменить к лучшему Ближний Восток и мир в целом.

В "Гобеленах Фьонавара" вы использовали, прямо скажем, избитый прием: человек из нашего мира попадает в фэнтези-реальность. Как вы думаете, почему такая завязка столь распространена?

Конечно, это лишь один из типов фэнтези. Думаю, подобные сюжеты не устаревают, поскольку чем ближе к нам с вами герои произведения, тем легче мы можем себя с ними проассоциировать. Это относится как к читателям, так и к писателям.

А почему с тех пор, как окончили "Гобелены", вы пишете по большей части одиночные романы, а не сериалы, столь распространенные в фэнтези?

Нельзя сказать, что я идейный противник длинных циклов, я не объявляю крестовый поход против них. Но я и не сторонник "бесформенных" книжных сериалов, а многие из них, к сожалению, имеют неприятную тенденцию вырождаться в подобие телевизионных мыльных опер. На мой взгляд, произведение должно быть цельным и более менее четко заканчиваться. А ни одному автору не удастся добиться этого, если его серия будет длиться бесконечно.

Почти все ваши книги в той или иной степени основаны на истории Западной Европы. Что делает эту часть мира столь интересной для вас?

Все дело в моих личных предпочтениях. С самого раннего возраста я интересовался всем, что связано с западной цивилизацией, которая как раз в Европе и зародилась. Главное, когда пишешь историческое фэнтези, - разбираться в той эпохе, которую берешь за образец, чтобы в итоге не получилось что-то вроде пародии. С другой стороны, фэнтези, в отличие от исторической прозы, позволяет сделать развитие сюжета непредсказуемым. Ведь хотя у персонажей есть реальные прообразы, нельзя ставить между ними и героями книг знак равенства. Эта свобода делает фэнтези великолепным инструментом для взгляда на историю под новым углом.

про журналы, интервью, про фантастику

Previous post Next post
Up