Гарольд Пинтер

Oct 10, 2015 15:51

Белорусская писательница Светлана Алексиевич в одночасье стала очень знаменитой. Нет, конечно, в литературных кругах она всегда была достаточно известной, а уж книга "У войны не женское лицо", главное ее произведение, по праву считается настоящей классикой. Впрочем, заговорили о ней (так, чтобы на каждом углу), только сейчас, после присуждения писательнице Нобелевской премии по литературе. И, признаться, я и не помню за последние годы другого такого же ажиотажа. Возможно, если говорить применительно к нашей стране, большую роль сыграл и тот факт, что это первая почти за тридцать лет награда, присужденная русскоязычному автору. Впрочем, я совсем даже не о причинах, а, скорее, о том, что нобелевские лауреаты очень часто так и остаются всего лишь героями в узкоспециализированной среде, среде библофилов. За редким лишь исключением. И одним из таких является один из самых выдающихся британских драматургов прошлого века Гарольд Пинтер, которому сегодня, 10 октября 2015 года, могло бы исполниться 85 лет.



Многие тогда, в 2005-м, ошибочно думали, что премию Пинтер получил за свои политические взгляды. Вы только представьте, человек западного склада ума открыто критикует Соединенные Штаты и лично Джорджа Буша, осуждает военные действия на Ближнем Востоке, да еще и пишет там что-то. Однозначный лауреат. Впрочем, все совсем не так. Культурное наследие Пинтера выходит гораздо дальше столь откровенной "политоты", идущей прямо в лоб. Пожалуй, именно обоснование награды самими Нобелевским комитетом - "за то, что в своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения" - характеризует его творчество в полной мере. Потому что за всеми его сюжетами, порой даже самыми банальными, кроется воплощение того гигантского кризиса совести и сознания, который зрел в обществе с самого окончания Второй мировой войны.



Как это ни странно, но впервые с творчеством прославленного драматурга я познакомился благодаря кино. Поставленные по сценариям Пинтера фильмы британского режиссера Джозефа Лоузи "Слуга" и "Несчастный случай", жесткие абсурдистские драмы, повествующие нам о способе борьбы с социальной несправедливостью и отсылающие нас к гегелевской диалектике Господина и Раба, как нельзя лучше иллюстрировали тот спектр проблем, к которым обращался в своих работах драматург.



Однако полноценное знакомство с его творчеством произошло в конце 90-х, когда на сцене Театра на Литейном еще молодой, но уже очень амбициозный театральный режиссер Юрий Бутусов поставил пинтеровского "Сторожа". Казалось бы, комната, несколько персонажей, разговоры, то самые заурядные, то невиданные в своей бессмыслице. Но, на самом деле, вся пьеса состоит из сплошных монологов, никому не нужных и никем неслышимых, каждый из которых идет в пустоту. И за каждым из них кроется глубочайшая внутренняя драма, отчаянная попытка найти понимание. Автор (или авторы) отчетливо указывает нам на то, что что под покровом каждодневной жизни зияет пропасть, а в самой комнате, как и во многих других, царят подавленность, притеснение, угнетение.

Пинтер очень тонко чувствовал все нарастающую и нарастающую разобщенность между людьми и, используя все свои возможности, призывал нас бороться с этим. Возможно, именно поэтому он и пришел в конечном итоге к критике устоявшейся к началу нулевых политической картины мира, что он блестяще выразил в своей нобелевской речи. Увы, уже через три года после получения премии он скончался. Хотя, может, и к лучшему - сильно сомневаюсь, что нынешнее положение вещей его бы обрадовало.

джозеф лоузи, светлана алексиевич, драматургия, театр, гарольд пинтер, кино, даты, литература, нобелевская премия

Previous post Next post
Up