В первой четверти XIX века Гёте во второй части своего «Фауста» в одном из главных эпизодов мечтает о попытке оживить Гомункулуса, являющегося одновременно и творением алхимиков, и механическим человеком, столь дорогим сердцу философов XVIII века. Не прошло и 50 лет со дня смерти Гёте, как на экранах в темной комнате появились первые световые фигуры - одновременно материальные и нематериальные родственники его Гомункулуса.
Жозеф Плато, молодой бельгийский профессор однажды летом 1829 года в Льеже, не отрываясь, смотрит 25 секунд на раскаленный диск полуденного солнца, пытаясь вырвать у светила его тайну, желая узнать предел сопротивляемости сетчатки человеческого глаза, и слепнет. В течение последующих дней, которые он вынужден был провести в темной комнате, Плато ничего не видел, кроме терзающего его зрение образа солнца, запечатленного на сетчатке. Постепенно способность видеть вернулась к нему. Он немедленно возобновил свои работы по оптике, и в частности исследования способности человеческого глаза сохранять изображения, фактически пожертвовав зрением ради своих опытов. В 1842 году он окончательно ослеп.
Но за 10 лет до этого ему удалось открыть поистине прометеевский секрет: формулу, позволявшую воспроизвести человека во всем многообразии его природы. Плато построил в 1832 году фенакистископ - маленький лабораторный прибор, простую игрушку, из которой, однако, выросло все современное кино, ибо в ней уже были заложены основные его принципы. Фенакистископ был итогом 5 лет исследований способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения.
Несколько раньше Генри Фиттон и доктор Пари популяризировали этот опыт, создав детскую игрушку, которую окрестили тауматропом. Плато так описал в 1829 году это развлечение: «Надо нарисовать два различных предмета на двух сторонах картонного диска таким образом, что, если начать вращать этот диск с большой скоростью вокруг его диаметра как вокруг оси, слияние восприятий двух рисунков создаст третий. Если с одной стороны нарисовать птицу, а с другой - клетку, то птица будет казаться помещенной в клетку».
В 1834 году английский математик Уильям Джордж Хорнер сконструировал зоотроп, который представляет из себя наиболее примечательную трансформацию аппарата Плато. В зоотропе диск с отверстиями заменен деревянным или металлическим барабаном, открытым сверху, прорезанным вертикальными щелями по бокам и вращающимся горизонтально на оси. Диск с картинками заменен длинной лентой, которая помещается, свернутая в круг, внутри барабана.
Наиболее замечательным в зоотропе является то, что рисунки в нем нарисованы на ленте из тонкого картона. Это было не что иное, как прототип современной кинопленки. Из-за ограниченного количества картинок зоотропы и фенакистископы должны были довольствоваться изображением простых и периодически повторяющихся движений: танцев, жонглирования, пируэтов, акробатики, прыгания через веревочку.
Развитие искусства фотографии также очень тесно связано с историей кино. Нисефор Ниепсе, отставной офицер французской армии, в 1824 году открыл процесс, названный им гелиографией. Он был совершенно неспособен коммерчески использовать свое изобретение, потому что после 25 лет научных изысканий почти разорился. В 1827 году инженер Габриель Шевалье, известный конструктор оптических аппаратов, свел его с Луи Дагерром. После смерти своего компаньона Дагерр продолжал работу и использовал пары йода для очувствления посеребренной медной пластинки и пары ртути для закрепления полученного изображения. Этот новый процесс он назвал дагерротипией.
В 1839 году своим знаменитым докладом во Французской академии наук Доминик-Франсуа Араго убедил французское правительство купить и сделать всеобщим достоянием новое изобретение за 10 тысяч франков пожизненной ренты, которую поделили в неравных частях Дагерр и наследник Ниепсе.
Европа страстно предалась «дагерротидомании». Фотографировали, согласно указаниям изобретателей, главным образом памятники и пейзажи. Если предметы были «фотогеничны», время выдержки не превышало получаса. После этого получали единственный оттиск, обходившийся очень дорого, так как приходилось нанимать тележку для перевозки на место съемки аппарата, весившего больше 25 килограммов, специальных кассет, ванночек, ртутных камер, треножников.
Первые опыты движущейся фотографии относятся к 1851 году, когда были выпущены в продажу первые фотографические стереоскопы. Это совпадение поразило Потонье, одного из лучших историков изобретения кино, который пишет: «Не изобретение фотографии, а изобретение стереоскопа открыло глаза изобретателям кино. Видя неподвижные фигуры в пространстве, фотографы догадались, что именно движения не хватает им для того, чтобы стать отражением жизни, верными копиями природы».
Все это навело на мысль видоизменить проекционные аппараты, заменив в них снимки последовательно сменяющихся поз сериями моментальных снимков. Таким аппаратом явились зоотропическая камера, созданная Дюмоном в 1859 году, и камера с вращающимися объективами, придуманная Дюко де Ороном в 1862 году. Камеры с вращающимися объективами похожи на зоотропы с линзами. Окошечки снабжены фотографическими объективами, а лента с картинками заменена серией чувствительных пластинок.