«Милый друг»: любовь и брак в XIX веке

Dec 24, 2015 11:04

Высшей потребностью буржуазного XIX века был новый статус гендерных отношений, санкционированных официальным браком. Не любовь ведет к браку, а, наоборот, брак ведет к любви, причем ярко выраженным становится брак по расчету. Исключение составляет только брак в рабочей среде, хотя и в этом случае с оговорками. В целом вступают в брак потому, что вести хозяйство вдвоем обходится значительно дешевле. Никогда товарный характер любви не проявлялся так отчетливо, как в XIX веке. Купец хочет открыть самостоятельное дело, следовательно, он женится на девушке с богатым приданым. Другой - весь в долгах, и наиболее обсуждаемым выходом из положения становится женитьба на женщине с деньгами. Третий хочет сделать карьеру, не прикладывая при этом множества усилий, и вот он берет жену со связями или с капиталом, а еще лучше - с тем и другим вместе. Woman is money - Женщина - деньги.



Женщина также руководствуется преимущественно расчетом. Она обменивает свои деньги и красоту на положение в обществе. Свою родню она капитализирует в виде прочного обеспеченного существования. Если расчет оправдался, то все складывается благополучно. В таком случае избранница - красавица, хорошая хозяйка, обладает всеми женскими достоинствами, а муж - прекрасный человек, видный предприниматель, красавец и т. д. Так, этическое лицемерие укрывается созданной им же иллюзией.



Раньше разнообразные балы и салоны были единственными публичными ярмарками любовного торга. И в XIX веке еще часто связи завязываются на таких мероприятиях, в насмешку называемых «мясными рынками». Однако, все чаще эту роль берут на себя профессиональные посредники, которых извещают о своих особых желаниях и которые совершают самую щекотливую предварительную работу, а именно, выяснение возможных шансов, наведение надежных справок об имуществе, семье, характере, физических недостатках или достоинствах заинтересованных лиц. Таким образом, само брачное предприятие получает более прочную основу, чем при случайном личном знакомстве.



Появляется жанр брачных объявлений. В одном номере «Berliner Tageblatt» появились однажды наряду со многими другими похожими запросами следующие три: 1) «Еврей, 30 лет, желает жениться на представительнице крупного берлинского производства блузок и платьев…»; 2) «Помещик, 40 лет, еванг. Вероисповедания, ищет знакомства с дамой состоятельной, в особенности если она помещица…»; 3) «Образованный администратор из очень хорошей семьи, бывший управляющим больших имений, здоровый, высокого роста, стройный, статный, 38 лет, не очень богатый, желает вступить в переписку с образованной дамой, любительницей природы, ради вступления в брак и покупки имения…».



Обычно женщина изображается в таком брачном союзе жертвой, хотя на самом деле не менее часто жертвой становится мужчина. На заднем фоне уже виднеется акт мести, которую проданная красавица думает совершить в один прекрасный день над старым «денежным мешком». Кокетство служит важнейшим оружием женщины в борьбе за мужчину. Если формы этого искусства обольщения стали пристойнее, то это не мешает тому, что некоторые из них стали рафинированнее. В доказательство этому можно вспомнить такие два оружия соблазнения, как духи и неглиже.



Духи относятся к области кокетства, так как должны обратить внимание мужчины на женщину, влияя на психоэмоциональное восприятие противоположного пола. Умная дама (а духи в XIX веке, бесспорно, - оружие женщин имущих классов) обнаруживает при помощи духов очень ловко и часто очень отчетливо свою индивидуальность, склонности и претензии и заставляет вместе с тем мужчину приспособиться к ней в своем поведении.

Совершенно новая форма неглиже XIX века - возникший вместе с вошедшими в моду курортами и курортной жизнью купальный костюм. Это до известной степени настоящее, а не только искусственное неглиже (как богатая отделка женского белья), в котором можно появляться публично, а потому в этой области придуманы с течением времени самые изысканные формы. Купальный костюм должен был казаться как бы второй кожей, и в нем женщине разрешено было быть неодетой. В фешенебельных курортах жизнь служила в значительной степени только этой цели, а купание для многих женщин - лишь предлогом.



Флирт - новая мода XIX века. Если что-нибудь и способствует развитию до огромных масштабов склонности к флирту, так это усилившаяся тенденция свести брак к простой арифметической задаче. Флирт становится как бы предвосхищенным вознаграждением за отсутствие в условном браке эротических наслаждений. Не менее важную роль играет и то, что в имущих классах мужчины в среднем теперь вступали в брак позже, а потому общество признало за флиртом его право на существование. В светском обществе считалось совершенно естественным, если каждая девушка флиртовала. В романе Марселя Прево «Demi-vierges» говорится: «В глазах девушки он прочел ее согласие. Как добычу внес он ее в комнату. Прижавшись устами друг к другу, они опустились на ложе, на котором в продолжение четырех лет Мод покоилась уже дважды, не потеряв ни разу своей невинности».



В имущих классах флирт не встречает особых преград, зато находит большие стимулы к своему развитию и процветанию, особенно среди женщин, которые в большинстве случаев ничем серьезным не заняты. А потому у них часто нет иной потребности, как сделать себе жизнь как можно более приятной. Флирт становится, таким образом, их важнейшей жизненной задачей, их занятием с утра до вечера.

история, женщины, мужчины, брак, отношения, любовь

Previous post Next post
Up