Думаю, я не сильно ошибусь, если предположу, что для большинства людей одним из самых ужасающих экономических терминов является "дефолт". Тем более в отношении граждан нашей страны, ибо память о событиях 1998 года в России жива и по сей день. Рубль вмиг обесценился, магазинные полки опустели, а очереди, соответственно, выросли - такое и правда отражается в памяти надолго. И настроения тогда ходили средь народа самые что ни на есть упаднические. Кто-то обвинял во всех бедах Запад, кто-то пенял на собственных непутевых министров, но все сходились в одном - в осознании того, что для страны наступили действительно тяжелые времена. Тем более, и прецедентов-то на мировой арене было не так много: всего лишь Северная Корея в 1987-м, да Мексика в 1994-м - обе страны далекие, и не слишком понятные. Это уже потом с такой бедой столкнулись в Уругвае (2003 г.), дважды в Аргентине (2001 и 2014 гг.) и в Греции (в текущем календарном году). А сейчас вот, судя по всему, на очереди стоит и экономика Украины.
Строго говоря, конечно, следует различать два разных типа дефолтов: обычное банкротство физического лица и технический дефолт. С государствами происходит как раз второе. Проще говоря, официально банкротом себя страна не обвиняет, но, будучи обремененной выплатами по внешнему долгу, от своих обязательств отказывается. Ибо денег нет. При этом государство не отказывается от выплаты этого долга в будущем.
Возможно, в это трудно так просто взять и поверить, но, как и любое экономическое явление, дефолт несет в себе не только негативные, но и положительные стороны. То есть, если с одной стороны мы наблюдаем целый букет минусов, таких как банальное падение финансового рейтинга государства по причине отсутствия любой финансовой страховки, падение курса национальной валюты или же остановка производств в стране из-за того, что любые современные предприятия зависят и от иностранного фактора, то с другой можно обнаружить ряд позитивных моментов.
Все то же падение финансового рейтинга неминуемо влечет за собой изоляцию от внешнего финансирования. Ну, кто же в здравом уме будет кредитовать страну, не имеющую денежных средств? В результате этого государство, как правило начинает переходить на безопасный уровень, уделяя первостепенное внимание внутренним источникам финансирования. Происходит перестройка всей экономики иными словами, добиться которой в обычное время очень и очень сложно. Происходит и чистка в экономическом секторе - невыдерживающие новых суровых реалий финансовые пузыри попросту лопаются. В итоге, страна благополучно занимается решением своим внутренних проблем, обрастает мускулами, так сказать, после чего предстает перед всем честным миром абсолютно готовой для выполнения своих прежних долговых обязательств. Приер нашей страны в этом случае очен показателен.
Казалось бы, за Киев можно только порадоваться - пусть и с горем пополам, но предоставляется украинцам возможность навести порядок в собственной стране. Но, увы, конкретно в этом данном случае есть риск столкнуться с определенной загвоздкой, которая может спутать все планы дальнейшего развития ситуации. Дело в том, что вчера совет директоров МВФ утвердил новую реформу, которая позволит и дальше кредитовать должников даже в условиях дефолта. Иными словами, государство, не имеющее возможности расплачиваться по суверенному долгу, сможет и дальше получать финансовую помощь, тем самым только накапливая размеры своих задолженностей.
Как сообщают в самом фонде, идея этого нововведения вынашивалась уже очень давно, однако как-то уж очень слабо верится в то, что решение о принятие никак не связано с нынешней украинской ситуацией. Я сейчас намекаю на то, что в МВФ, видимо осознав всю безвыходность ситуации, в которой оказался Киев, решили-таки пойти на самые радикальные меры.
Хорошо, предположим, что коррупционные элементы завтра вымрут, и все выделенные от фонда средства Киев действительно пустит на сдерживание роста безработицы в стране, на хоть какую-то фиксацию цен производимого товара, в общем, на решение все тех же внутренних проблем. Но лучшее, чего в таком случае можно будет добиться - это устранение последствий. Ни о каком устранении первопричин речи, естественно, не пойдет. А это значит, что спустя некоторое время Киев вновь запросит дополнительные средства. При этом внешний долг страны только вырастет. Получаем замкнутый круг, который если и приведет к чему-то, то только к полной
гибели страны. А долги? Долги никуда не денутся, и у России, ко всему прочему, появится еще больше поводов для обращения в суд с требованием полного расчета по задолженностям. Ведь платить по чужим обязательствам не захочет никто.