Эпатаж как профессия

Nov 18, 2015 14:59

Одни художники выражают себя в полотнах, другим этого мало, и они добавляют красок в быт. А посему предлагаю вам вспомнить эксцентричные выходки некоторых известных живописцев.

Караваджо

Он был одержим реализмом. До такой степени, что об этом ходили легенды. Например, известна история о написании картины «Воскрешение Лазаря».



По сюжету, воскрешение произошло на третий день после погребения. Чтобы достичь высшей степени достоверности, Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать тело и держать его, пока художник будет делать наброски. Конечно, выдержать смрад было нелегко, и копатели хотели сбежать, но Караваджо пригрозил им кинжалом и заставил держать мёртвое тело до конца работы.

Леонардо да Винчи

Чтобы повысить свою работоспособность, гений эпохи Возрождения экспериментировал со сном. Так, он спал каждые 4 часа по 15 минут (то есть полтора часа в сутки), считая, что первые часы после пробуждения являются самыми плодотворными.



Да Винчи был буквально помешен на шифровке своих работ: он писал левой рукой мелким почерком, да ещё и справа налево. Но и этого ему было мало: некоторые тексты он писал, переворачивая буквы в зеркальном отражении. Он никогда не подписывал своих картин, но оставлял опознавательные знаки: например, неразличимую на первый взгляд взлетающую птицу.

Винсент Ван Гог

Странности начали происходить с художником с развитием психической болезни - от шизофрении до маниакально-депрессивного психоза. Ко всему прочему художник страдал и от низкой самооценки. Во многом поэтому он продал при жизни лишь одно свое произведение - Red Vineyard at Arles. А слава к нему пришла только после смерти.



После нападения на Гогена Ван Гог так раскаивался, что отрезал себе кусочек мочки уха. Однако до сих пор широко распространена легенда, что художник ампутировал себе всё ухо. Эта легенда даже отразилась в характеристике поведения больного, который оперирует себя сам, либо настаивает на определённой операции - его назвали синдромом Ван Гога. Художник покончил жизнь самоубийством в 37 лет: он выстрелил себе в живот, спрятавшись во дворе фермы за кучей навоза.

Марсель Дюшан

Основатель дадаизма и профессиональный скандалист хорошо разбирался в эпатаже. Благодаря этому его часто приглашали в галереи в качестве оформителя выставок. В 1939 году ради сюрреалистической выставки в Париже Дюшан повелел закрыть потолок угольными мешками, а саму выставку проводить в полной темноте, чтобы зритель разглядывал картины только с помощью выдаваемых фонариков.



В 1959 году, когда Дюшан уже окончательно перебрался в США, он организовал перформанс вместе с композитором Джоном Кейджем: при полном зале они сели играть в шахматы, к которым были присоединены звуковые усилители. Таким образом, собравшиеся в зале люди слушали звук передвигаемых фигур. Эту выдумку американцы не оценили: большинство зрителей покинуло зал, так и не узнав имени победителя необычного шахматного турнира.

Анри Матисс

Художник страдал от депрессии и бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался с воплями. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение.



Анри Матисс никогда не рисовал в картине скал, четких линий домов, обработанных полей.

Сальвадор Дали

Абсолютным рекордсменом по количеству эпатажных выходок и силе их воздействия на людей является Сальвадор Дали. Так, например, приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а на выставку сюрреалистического творчества в Лондоне надел костюм водолаза.

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.



Дали, будучи человеком, обладавшим большой любовью к деньгам, подчеркивал или даже преувеличивал ценность своих работ: обосновывая большую цену одной из своих картин, он мог обмануть покупателя, сказав, что при разведении краски использовался осиный яд.

Свою хитрость он часто использовал и при посещении ресторанов. Дали мог прийти в самый дорогой ресторан города и пировать там вместе с друзьями и знакомыми в течение многих часов, а когда наступало время платить по счёту, он просто выписывал чек, на обратной стороне которого писал несколько пожеланий хозяину ресторана и ставил свой автограф. Расчёт был прост: пользуясь славой гения, Дали был убежден, что хозяин ресторана никогда не решится обналичить этот чек.

Художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в Фигерасе.

Бонус из наших реалий: Петр Павленский

Одним из самых заметных и обсуждаемых российских художников (по крайней мере, сам себя он именует именно так) сейчас является Петр Павленский. И это, надо отметить, довольно удивительно. Казалось бы, кому какое дело до нелепых действий странного человека, который то валяется голым, завернувшись в проволоку, то прибивает мошонку к брусчатке Красной площади, то сидит на заборе Института Сербского и отрезает себе мочку уха.



Последний на данный момент его перформанс также вызвал невероятный отклик в обществе - фигура Павленского на фоне горящих дверей здания ФСБ еще долго будет гулять по отечественным интернет-просторам. Впрочем, всем нам еще предстоит разобраться, имеется во всем этом хоть что-нибудь помимо эпатажа, или же нет.

сальвадор дали, история, винсент ван гог, марсель дюшан, караваджо, безумцы, художники, анри матисс, искусство, петр павленский

Previous post Next post
Up