Весёлый год выдался. Я женился на
Констанции. Для френдов со стажем: это
тоже она. С блеском завершил свою танцевальную карьеру и вернулся к писательской - после трёхлетнего перерыва. Книга, которую я написал, сильно отличается от тех, что были раньше. Когда-то мне пришлось собрать всю гражданскую смелость и сказать самому себе: я писатель. Да, я могу писать плохо или хорошо, умело или неумело, но этот факт не изменить.
Теперь настал похожий момент в айкидо.
Плохо или хорошо у меня получается, умело или неумело, но я работаю с ки. Пора признать это. Я не верю в красивую байку о путях, которые сходятся на одной вершине. Боксёр и мастер тайцзы придут к одному и тому же? Ерунда. Мне пришлось отбросить технику, которую я делал четырнадцать лет. По двум дорогам одновременно шагать нельзя. Чуть ли не всё приходится изобретать заново: принципы, движения тела, шаги. Я не знаю, сможет ли эта техника когда-нибудь конкурировать с техникой других боевых искусств. Зачастую я не знаю, в правильном ли направлении двигаюсь. Когда учителя нет, и я провожу тренировки, я пробую на каждом ученике каждую технику из тех, что показываю. Смотрю, что работает, что не работает, на чём меня ловят, где упираются. Это долго, болезненно для самолюбия, но иначе нет роста.
Я не могу объяснять другим свою технику, потому что она завязана на поток. Если поток сильный, лёгкое движение руки сбивает партнёра с ног. Если слабый, техника перестаёт работать. Техника, основанная на ки и техника, основанная на физической силе, различаются принципиально, и в этом сложность. Как просто и замечательно было бы, будь техника одна и та же! Случается, в один день я не могу повторить то, что делал ещё вчера. Поток исчез.
Похоже, мой учитель не одобряет то, что я делаю, но разрешает экспериментировать. За это я ему очень благодарен. В конце концов, мои поиски когда-то начались с него. Эту историю я вам тоже как-нибудь расскажу.