Первым городом, с которого мы начали знакомство с Крымом, стал Керчь - самый восточный город полуострова, который является связующим звеном с материком. В связи с последними событиями, происходящими в Украине, после которых Крым отошел России, значение города выросло в разы. Желающие посетить таврические курорты на своей машине вынуждены пользоваться услугами паромов, которые соединяют порт Кавказ и порт Керчь. Про переправу я писал в [предыдущих частях рассказа] http://vorabey86.livejournal.com/8378.html . Приезжающие обычно минуют город, спеша к таким популярным курортам, как Ялта или Алушта, но мы, как настоящие путешественники и исследователи, не могли пропустить такое интересное место. В Керчи есть что посмотреть и что поснимать, так что из порта мы отправились прямиком в город.
Первое, на что обращаешь внимание, подъезжая к Керчи, - это ужасные дороги. В Крыму они так же плохи, как и в глубокой российской провинции. Однако очень хочется верить, что эту проблему в скором времени решат, ведь полуостров является курортной зоной...
Так как всю ночь мы простояли на переправе, первый день решено было посвятить отдыху. Сняв номер в гостинице и поужинав в местном уютном ресторанчике, мы закончили тяжелый день в самых комфортабельных условиях - что-то снимать в этот день не было ни сил, ни желания.
Самое сложное в деле пейзажного фотографа - это не поиск уникальных ракурсов, не опасные маршруты, с опасными для жизни труднопроходимыми тропами, не килограммы оборудования, которое приходится все это время таскать на себе. Нет, самое сложное - это вставать до рассвета. В мае в средних широтах подниматься необходимо примерно в четыре часа. Многие фотографы не справляются с этой проблемой и снимают преимущественно днем или вечером. Таким образом, из-за своей неспособности побороть собственную лень, люди лишают себя невероятного зрелища - восхода солнца. Но мы, правильные фотографы, в четыре часа утра уже были на ногах, напяливали на себя рюкзаки с техникой в ожидании невероятного крымского рассвета.
Рассвет я решил встречать на горе Митридат. Гора возвышается в самом центре города и представляет собой мемориальный памятник героям Великой Отечественной Войны. На вершину горы ведет лестница в стиле классицизма, названная в честь митридатской горы. Заросшие лозами винограда суровые мрачные перила лестницы - живописное зрелище.
1. Перила лестницы заросшие виноградной лозой
2. Вот такими чашами украшалась митридатская лестница
Дима очень хотел подняться на гору вместе со мной, но когда узнал, что нас ожидают 436 ступенек, то запал его как-то сам собой утих, и он решил это утро провести на Керченской набережной. Так что на гору я пошел в гордом одиночестве.
Когда поднимаешься на Митридат, первым делом взору открывается огромный Обелиск Славы Бессмертным Героям. Если обернуться назад, то с вершины горы видна вся панорама города и вид на порт. В моем случае он оказался довольно унылым: небо затянуло тучами, и на шикарный рассвет рассчитывать уже не приходилось. Но это не помешало мне ознакомиться с местными достопримечательностями.
3. Обелиск Славы Бессмертным Героям, вид в с самой высокой точки горы.
4. Митридатская лестница, вид сверху
Самое интересное на горе Митридат - это, конечно же, не Обелиск, а руины античного города Пантикапей, одного из самых древних городов полуострова. Основан он был в VII веке до нашей эры греческими колонистами. Известно, что именно этот город греки сделали своей столицей великого Боспорского государства, объединив разрозненные колонии в Крыму на прилегающих территориях. Сейчас от Пантикапея остались лишь руины, которым более 2500 лет, а так же огромный Некрополь под землей, который до сих пор мало исследован. Само же название "Керчь" досталось городу от крепости, которую построили римляне. Изначально она называлась Боспор, но с приходом к власти Хазарского каганата была переименована сначала в Карша, потом, из-за постоянной смены властвующих народов, она еще неоднократно меняло свое название, в конце концов став Керчью. Ее руины находятся западнее современной территории города, но из-за нехватки времени в этот раз мы туда не поехали .
5. Руины древнего города Пантикапей.
6. Те же руины с другой точки
7. Визитная карточка города Керчь, знаменитые "ворота", которые простояли более 2500 лет
8. Остатки хозяйственных сооружений античного города
Большинство памятников на полуострове, кроме тех, что были построены в советскую эпоху, а их на удивление очень много, были оставлены нам греками и турками. Местные жители до сих пор откапывают на своих участках предметы местного быта, монеты и другие сокровища этих народов. Это, кстати, говорит о том, кто на самом деле является историческими хозяевами полуострова. Местные музеи в основном завалены греческими амфорами и гипсовыми бюстами греческих богов.
9. Символ города - Грифон. Его изображения встречаются повсюду
10. Вид на Обелиск на обратном пути.
Побродив по руинам древнего города, я спустился с горы на центральную площадь, где меня уже ожидал Дима, вернувшейся с набережной. Диме мрачная погода с затянутым небом - не помеха: он и в такую меланхоличную погоду делает замечательные снимки в минималистическом стиле.
11. Какое-то административное здание на центральной площади. По виду бывший дворец.
12. Он же. Вид из сада.
13. Здание Драматического Театра. Хотелось бы посмотреть что у них ставят на сцене, но времени на это не было
14. Ну и, конечно же, Владимир Ильич. Какая же центральная площадь без него.
15. Еще один вездесущий персонаж - Перт Первый. Фото сделано не далеко от нашего отеля.
На главной площади Керчи есть несколько интересных объектов, но самое известно из них - это Церковь Иоанна Предтечи, которая расположилась чуть в стороне от центральных улиц с их вечной суетой, в пышных зарослях каштана. Церковь Иоанна Предтечи является одним из старейших православных храмов на территории СНГ и досталась нам еще от византийских зодчих. Архитектура храма полностью совпадает с архитектурой храмов в Греции. Древность постройки подтверждает приличный культурный слой, создающий ощущение, будто церковь просела под землю. С тыльной стороны храма археологами была обнаружена часть стены, которую они оставили в нетронутом виде для демонстрации ее возраста. Сейчас храм полностью отреставрирован, открыт для посещения, в нем проводятся службы, и он является одним из центральных объектов для посещения туристами. Удивительно красивая церковь, всем рекомендую.
16. Церковь Иоанна Предтечи.
Еще одна из главных достопримечательностей города - это центральная пешеходная улица, которая является отличным местом для вечерних прогулок, походов по магазинам и ресторанам, а также для прослушивания любимых в народе композиций, исполняемых здесь местными уличными музыкантами.
17. Местные художники во всю торгуют своими картинами
18. Центральная пешеходная улица Керчи.
В Керчи обязательно нужно прогуляться по набережной. Пляжей здесь, конечно, нет, но для первой встречи с Черным морем вполне сгодится. Удивительно много рыбаков в городе. Причем, рыбачат не только мужчины, но и женщины. Зачастую у местных жителей это единственный способ добыть себе пропитание. Город живет бедно, и это видно по его обитателям. Неизбалованный туристами он сам находит способ, как выживать в современных реалиях.
19. Вначале мы подошли к воде не со стороны набережной. Какими-то обходными дорожками мы вышли к старым пристаням.
20. Где нас ожидал местный колорит
21. Дима кинулся снимать "артефакты", как это он сам называет. В основном это различные камни, железки, и прочий хлам, который так любят минималисты.
22. Наконец-то мы выбрались на набережную.
23. И тут тоже мы повстречали рыбаков.
24. Парк обрамляющий керченскую набережную
После прогулки по набережной рекомендую посетить краеведческий музей. Место уникально не столько своими экспонатами (которых там огромное множество: только в запасниках храниться более 20 000 единиц), сколько своими работниками. Встретили нас в музее, как дорогих гостей. Провели очень увлекательную и довольно продолжительную экскурсию, результатом которой и стал мой письменный рассказ о Керчи. К сожалению, самые главные экспонаты были увезены в турне за границу, и нам с ними не удалось ознакомиться, но было множество и других. Как я уже писал, в основном это греческие экспонаты. В итоге благодаря сотрудникам музея я узнал историю полуострова так информативно и полно, как не прочтешь ни в одном учебнике.
25. Кувшины с изображением греческих богов.
26. Бюст женщины.
27. Общая панорама одного из залов музея, посвященного керамике.
28. Витрина с амфорами.
29. А это самые большие кувшины, которые представлены в музее. На стене слева фотография крепости Ени-Кале.
После музея мы прогулялись по городу, отсняли материал для сайта и поехали в окрестности Керчи, где нас ожидали маяк, Царский курган и каменоломни.
30. Домик передающий колорит городка.
31. И еще один.
32. А это Мелек-Чесменский курган, который мы посетили при выезде из города. Находится он в самой Керчи, возле привокзальной площади Центрального автовокзала. Точнее будет сказать, что, как я прочитал в одном путеводителе, это автовокзал и вся привокзальная площадь были сооружены в непосредственной близости от него.
33. При покупке билета в курган, вам прилагается бесплатная экскурсия.
34. А вот так склеп выглядит внутри. Подобные кладки делались без связующих растворов, камни ложились просто друг на друга.
35. Керчь - зеленый город.
36. Монументальное здание недалеко от нашего отеля.
37. А эта церковь - новостройка. Информации о ней мне не удалось найти не в одном путеводители.
Первым по плану значился Еникальский маяк - самый восточный маяк полуострова. Находится он в 14 км от города на мысе Фонарь. Маяк был старейшим в Крыму, пока его не разрушили в Великую Отечественную Войну, после чего было отстроено новое здание.
Снимая маяк, я, по незнанию, забрел на военную территорию, на которой меня задержал смотритель маяка в штатском. Сначала он был настроен очень агрессивно, приняв меня, по-видимому, за диверсанта. Спросил, не бандеровец ли я, но когда узнал, что я из Москвы, то смягчился и даже позволил мне отснять маяк с территории. После этого мы еще минут двадцать с ним общались, он нам рассказал, откуда лучше всего снимать и дал массу рекомендаций по местным достопримечательностям.
38. Фотография маяка с закрытой территории.
39. Чтобы сделать эти кадры, нам пришлось пройтись пешком, так как почва здесь глиняная, и после того, как прошел дождь, проехать на легковушке стало практически невозможно.
40. Панорама мыса Фонарь.
41. Еникальский маяк во всей своей красе.
42. Дима за работой.
На обратном пути мы случайно наткнулись на рекламу страусиной фермы. И так как мы являемся настоящими исследователями, то решили не пропустить и этот момент. Узнав от местных жителей о точном местоположении ранчо, мы с горем пополам, рискуя оставить колеса в какой-нибудь выбоине в дороге, добрались до страусов. Сами африканские птицы нам были малоинтересны, так как их мы уже видели раньше в зоопарках, но вот возможность попробовать стейк из страусиного мяса нам показалась заманчивой. На ферме помимо страусов еще можно увидеть множество видов домашних животных, особенно свиней, покататься на лошадях или ослике. Также на ферме есть замечательный ресторанчик, где мы и нашли то, что нас интересовало - целое меню блюд, в основе которых были страусиные яйца и мясо. Если верить официантке, все блюда делают из птиц, выросших на этой ферме. Я заказал себе салат со страусиным мясом и стейк. Мясо мне показалось похожим на свинину и гораздо жестче, чем привычная нам курятина. Кстати, стоит страусиный стейк всего 250 рублей - выгоднее чем говядина.
43. Главное действующее лицо - африканский страус.
44. Он же в полный рост.
45. Еще один представитель местной живности. Хряков такой породы я еще не встречал.
46. Внутреннее оформление ресторана, где подают страусиное мясо.
47. Аппетитный стейк из страуса.
После страусиной фермы мы поехали к крепости Ени-Кале. Находится она на обратной дороге между городом и портом. Построена крепость была османами (современными турками) и имела важное стратегическое значение, главной задачей которой было блокировать проход Российских кораблей через Керченский пролив. В сравнении с возрастом руин древних городов, крепость относительно молодая, чуть более 300 лет, но, несмотря на это, большая часть ее сейчас лежит в руинах. Отреставрированы только один из бастионов крепости и ворота. Причем, видно, что в ходе реставрации, была достроена большая часть угловых башен, это заметно по совсем новой кладке. Несмотря на то, что крепость является памятником архитектуры и находится под охраной государства, через территорию крепости проходит однопутная железная дорога, которая мало того что портит общее впечатление от объекта, но и еще создает угрозу разрушения оставшихся каменных кладок из-за вибрации, создаваемой проходящими по ней поездами.
48. Парадное лицо Ени-Кальской крепости. По стилю архитектуры видно, что возведена она была турками.
49. Панорама сохранившейся части крепости, с видом на ворота и бастион.
50. Возле крепости можно поснимать и морские этюды.
51. Или любимые Димой "артефакты".
Налюбовавшись вдоволь крепостью Ени-Кале, мы отправились к знаменитому Царскому Кургану. Но по пути решили заехать в Аджимушкайские каменоломни - еще один памятник, напоминающий об ужасах Великой Отечественной Войны. Изначально в искусственно созданных пещерах в течении многих веков добывали ракушечник: тип известняка, состоящего преимущественно из раковин морских животных и обломков. Но прославились Аджимушкайские каменоломни совсем не этим. Во время Второй Мировой Войны в ее разветвленных подземных ходах в ходе отступления укрывалось более 10 000 советских военных и часть мирного населения. Отрезанные от советских войск, находясь в окружении, без воды, с ограниченным запасом медикаментов и боеприпасов, обороняющиеся совершали вылазки, наносили врагу удары, уничтожали их посты и танки. Немцы были не в состоянии захватить каменоломни, поэтому обносили их территорию колючей проволокой, усиливали посты и взрывали входы в шахты. В результате военных действий, обвалов, удушья и голода погибло более тысячи человек. Сейчас здесь открыт музей и мемориал героям Аджимушкайских каменоломен.
52. Фрагмент архитектурной композиции у входа в музей.
53. Панорамный вид на Аджимушкайские каменоломни.
Недалеко от шахт находится еще один памятник подземной архитектуры, но совсем уже другой эпохи. Среди туристических объектов Крыма особое место занимают курганы, холмы которые возводили над захоронением и служившие, прежде всего, для увековечения памяти о погибших. На территории Керчи находится несколько курганов, но самый большой и самый знаменитый из них - Царский курган. Масштабы и уровень строительного мастерства дают основание предполагать, что усыпальница предназначалась для одного из крупнейших боспорских царей. Царский курган - уникальное захоронение, подобных которому нету во всем мире. Когда я зашел внутрь склепа, меня поразил размах и форма сооружения. Погребальная камера имеет высоту 9 (! )метров, к которой ведет 36-метровый коридор - дромос, Причем, если смотреть на него изнутри, то он кажется гораздо длиннее, больше и величественнее, чем снаружи. Считается, что таким образом древние греки показывали, что путь в загробный мир намного короче, чем выход из него.
54. Весной Царский курган полностью покрывается цветущей сиренью.
55. Вид на коридор усыпальницы снаружи.
56. И изнутри.
57. Такой вот страшный хищник охраняет склеп в наше время.
На этом мы закончили наше знакомство с Керчью. Город малоинтересный для туристов тюленьего типа, привыкших весь отпуск валяться на пляже, но безумно занимательный - для любителей активного отдыха и истории. Огромное количество уникальных памятников делают его настоящим музеем под открытым небом, который требует к себе повышенного внимания властей и ответственного отношения от местных жителей. Надеюсь, что желающих посетить этот замечательный город со временем будет все больше и больше, тем более что и отдых в этом городе значительно дешевле, чем во всем остальном Крыму.
И напоследок подробная карта нашего маршрута, на которой отмечены все места на которых были сделаны фотографии из этой статьи, с подписями ключевых объектов. Чтобы разглядеть подробнее открывайте ее в полном размере.
Тяжелый и насыщенный день мы решили закончить в Феодосии, городе, где жил и творил великий русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. Но это уже другая история.