МОСКОВСКАЯ ОКРУЖНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Feb 29, 2012 11:22

Общественное движение «Архнадзор» сообщает:

Памятники Московской окружной железной дороги исчезают один за другим. Мосгорнаследие информирует ГУВД о преступлении по ст. 243 УК РФ
Активистами «Архнадзора» обнаружено исчезновение трех памятников архитектуры, входивших в состав ансамбля Московской Окружной железной дороги (МОЖД, 1903-1908 гг., арх. А. Н. Померанцев, инж. С. Карейша, А.Д. Проскуряков). Речь идет о трех выявленных объектах культурного наследия: Путевой казарме, входящей в состав построек станции «Лефортово» (шоссе Энтузиастов, дом 42а); жилом доме станции «Андроновка» (Андроновское шоссе, д. 18) и части веерного паровозного депо «Лихоборы» (Михалковская улица, д. 59).
Снос Путевой казармы на шоссе Энтузиастов произошел в новогодние каникулы. Еще 30 декабря 2011 года здание было цело, а 7 января 2012 его уже не было. Одновременно выяснилось, что похожее здание строится по соседству, на улице Уткина, д. 37а, из современных материалов и по современным технологиям. На информационном щите рядом со стройплощадкой написано, что по данному адресу происходит воссоздание т.н. «конторы дорожного мастера» в рамках работ по строительству Чётвертого транспортного кольца.

Депо «Лихоборы» пострадало при пожаре в 2008 году, однако сохранялись внешние стены и внутренние перегородки. Депо медленно разрушалось, а на запрос «Архнадзора» (летом 2011 года) Департамент культурного наследия Москвы прислал «утешительный» ответ о намерении провести проверку в 2012 году. Экономьте силы, господа: проверять уже нечего: часть депо, затронутая пожаром 2008 года, зачищена «под ноль» и строится заново - из современных материалов, по современным технологиям и в других габаритах.

Третий адрес сноса памятника - жилой дом для железнодорожников на станции Андроновка (заодно снесли и красивую водонапорную башню по соседству, она входила в состав комплекса построек МОЖД, но не имела статуса памятника). Сейчас на месте дома - пустырь. Снимок пустого места украшает реестр памятников столицы на официальном сайте Мосгорнаследия.

По всем трем историям «Архнадзор» направил запрос в Прокуратуру Москвы. Мосгорнаследие на наш запрос о сносе и новом строительстве Путевой казармы на шоссе Энтузиастов ответило, что проект переноса выявленного памятника на новое место был согласован еще в 2009 году, однако ни охранная, ни разрешительная документация по зданию оформлены не были. Более того, решение о переносе и воссоздании объектов культурного наследия может принять только Правительство РФ, а о Путевой казарме на шоссе Энтузиастов оно подобных распоряжений не отдавало. Департамент культурного наследия, убедившись в отсутствии памятника на месте, направил в ГУВД Москвы обращение «о совершении преступления, предусмотренного ст. 243 Уголовного Кодекса Российской Федерации (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры)».

«Архнадзор» выражает надежду, что хотя бы одно уголовное дело по факту вандализма в Москве будет доведено правоохранительными и памятникоохранительными органами до логического конца - выявления и наказания конкретных виновных.

Московская окружная железная дорога - один из самых ярких, небычных и вместе с тем недооцененных памятников. Про это, собственно, и был снятый два года назад выпуск "Достояния республики".

архитектура, Москва, культурное наследие, Архнадзор, история, Московская окружная железная дорога, Достояние республики

Previous post Next post
Up