По поводу столетнего юбилея начала Брусиловского прорыва в жж несколько интересных постов появилось.
Например
vikond65 называет его
Брусиловский нарыв и делает акцент на второй части операции, которая началась 15 июля и знаменита огромными потерями среди гвардейских соединений царской армии, после которых они оправиться так и не смогли и в феврале 17 не стали опорой режима. В их провале обвиняются генералы Алексеев и Брусилов, которые отправляли их в бессмысленный штурм хорошо укрепленных позиций на реке Стоход.
Погуглил немного и мне очевидно, что возможно все было ровно наоборот. Итак.
15 июля 1916 года на 4-х верстный фронт атаки 2 гвардейского корпуса приходилось: 72 легких, 24 гаубичных и тяжелых, а всего 96 орудий. Роты по 200-220 человек. 1 гвардейский корпус был еще лучшее вооружен, чем второй. Они оба наступали на один плацдарм, где скорее всего и одного корпуса противника не было. Верховья реки Стоход (которая в этом месте по ширине менее 4 метров) были в тылу врагов в 4-8 верстах от линии фронта.
Все что за два дня смогла сделать элита царской армии вооруженная 6-дюймовыми и 42-линейными пушками - это ликвидировать плацдарм, потеряв при этом половину состава. За реку пройти не смогли.
Для сравнения:
4 июня 1916 г группа будущего товарища Зайончковского (вступит в Красную армию в 1918) - 30-й армейский и 5-й конный корпуса, в составе 34 батальонов, 48 эскадронов и 116 орудий, на фронте протяжением около 55 км прорвала фронт противника и до 10 июня продвинулась более чем на 40 км, форсировав множество речек включая Стырь, которая сильно шире Стохода.
Очевидно командование расчитывало, что два гвардейских корпуса гораздо легче справятся с наскоро перекинутыми с западного фронта резервами, чем какие-то левые товарищи. А вот когда элитные войска государства так бездарно самоуничтожаются - это наводит на мысль, что надо что-то менять в этом царстве.