Оригинал взят у
ailev в
Учим базовым навыкам, причём "мимо школы"Церен Церенов учит своего сына не "гуманитарным предметам", а "работе с текстами" на примере этих предметов -- т.е. использует текущий материал школьных предметов для обучения мышлению, а не как собственно материал (
https://www.facebook.com/tseren.tserenov/posts/1046445658786723):Ребёнка нужно сначала научить правильно учится. Это означает, что ребёнок должен освоить навык, который можно применять к изучению любых предметов. (Вернее уточнил бы, что некоторые особенности по гуманитарным и естественным наукам все таки имеется)
К сожалению, у нас в школах учат конкретным дисциплинам, но вот такому универсальному навыку системно не учат. Поэтому большинство учеников использует старинный "дубовый" метод - зазубрить! Сейчас можно ещё YouTube посмотреть, но вряд ли это поможет.
К сожалению, в будущем мы все становимся заложниками своего опыта и что то изменить удаётся не многим. Умение учиться нужно ставить вовремя, а именно в школе. Изменение мышления требует очень много времени.
Даже сейчас ребёнку и имея авторитет перед ним, мне потребуется немало времени, чтобы поменять мышление сыну.
Сейчас ставим такой навык как работа с текстом. Структурирование и декомпозиция на подразделы, а также целостное восприятие всего текста, что означает "увидеть его у себя в голове" целиком. Отдельная техника состоит в порядке работы и в том, что нужно вести специальную тетрадь, в которой красиво оформляется результат работы с текстом (нужно приучать тому, что упаковка продукта имеет важное значение).
При этом совсем не важна полученная оценка или освоенный материал. Это все придёт со временем. Важнее именно соблюдение процесса, даже несмотря на то, что сейчас это требует больше времени, чем простая зубрежка. (Но это сейчас, когда тексты станут намного больше или после тренировки, ситуация кардинально изменится).
В эпоху, когда живёшь в переменах и любая дисциплина оказывается устаревшей в тот момент, когда её освоишь ("закат профессий" --
http://erazvitie.org/article/zakat_professij), переходить нужно на усиленное обучение "мета" умениям и мышлению, лежащему в основе множества самых разных дисциплин. В результате получаешь человека неглупого, который способен быстро разобраться в новой предметной области. Если ты не знаешь, какие танцы тебе танцевать, то качай мышцы и развивай чувство ритма и общую координацию (независимое управлением руками-ногами). Когда придёт танец, ты его быстро выучишь. То же самое с предметами: если умеешь абстрагировать, владеешь логикой, понимаешь что всегда есть какая-то социальная организация рядом и т.д. -- быстро освоишь много разного. И, замечу, никто этому непосредственно не учит. Только косвенно, через обучение каким-то предметам. То есть медленно и не всему.
Я постарался собрать список таких "базовых" для мышления дисциплин в
http://ailev.livejournal.com/1283663.html и прокомментировал этот список в первые полчаса доклада в
http://ailev.livejournal.com/1294454.html -- конечно, умение работать с текстом там есть (как читать, так и излагать мысли). Ещё вот тут про "что делать, если выпало жить в эпоху перемен" и бесполезно учить "ремеслу" --
http://ailev.livejournal.com/1258949.html. А какая-то подборка летних-осенних моих текстов 2016 года про образование и "как учиться" в части методов -- вот тут:
http://ailev.livejournal.com/1287293.html Сегодня ко мне приходил студент ставить оценку за прошлый (весенний!) семестр. Жаловался, что не понимает, как писать "эссе" -- и упирал на то, что не очень понимает про "связный текст". Не понимает разницу между "рассказом" и перечислением какого-то технического набора фактов с диаграммами, не понимает, как вообще писать в свободной форме. Это, кстати, шестой курс МФТИ. Проблема у него не в собственно системной инженерии, не в технических особенностях его системы. Проблема у него -- изложить своё понимание довольно сложного предмета в тексте, который будет потом понятен другим людям.
Так и вспоминается Ландавшиц: "ни одной мысли Лифшица, ни одного слово Ландау" -- это ж про то же самое: овладеть сложным прикладным навыком это не совсем то же, что уметь рассказать о нём в тексте, т.е. владеть базовым навыком. Прикладные и базовые навыки мышления разнятся. Действительно, учить "общекультурным навыкам" нужно ещё в школе, жизнь после этого становится легче.
И ведь для всех этих базовых навыков есть разные практики, включая психопрактики. Вот, например, психопрактика для написания больших текстов (я задокументировал её аж 13 лет назад!):
http://openmeta.livejournal.com/14954.html. Вместе же чтение и письмо -- "функциональная грамотность". Когда смотришь в книгу и видишь не фигу, и когда смотришь в фигу и видишь книгу.
Мы обсуждали вчера на 119 заседании INCOSE безумную гипотезу, что разные viewpoints -- это разные мышления. Алгоритмическое мышление, социальное мышление и т.д.. Конечно, есть часто встречающиеся интересы стейкхолдеров (concerns), которые оформляются (frames) разными методами описания (viewpoints) -- и хорошо бы в ВУЗе, а то и в школе знать такие базовые viewpoints. Скажем, системная динамика оказывается очень хороша для размышлений о динамике разных потоков -- все эти колебания и обратные связи, но без привязки к "контроллерам" как в теории автоматического регулирования/управления. Этому вполне можно учить в ВУЗе, ибо с потоками приходится работать всем. Как и учить алгоритмическое мышление, ибо планировать приходится всем. Но есть и более базовые навыки: логика, языковая компетентность (умение читать и писать тексты -- это ж владение языком!). Вот этому нужно учить чем раньше, тем лучше. Системное мышление, которое как раз помогает разобраться с разными viewpoints -- ему тоже нужно учить как можно раньше.
И сегодня это нужно делать мимо школы, школа тут не помощник ни разу. Она настроена на другое, она сегодня даёт не фундаментальное образование, а материальное (т.е. не общие закономерности и умение размышлять, а множество фактов по поводу материального мира -- абстракции при этом неглубокие, см. "формальное образование в эпоху перемен"
http://ailev.livejournal.com/1263511.html).
Базовый навык -- это который приложим для многих и многих деятельностей, в том числе для деятельности по самому обучению. Это умение сосредоточиться, умение спланировать свою собственную работу, умение организовать свои собственные заметки, умение читать и писать тексты, умение понимать ситуацию в целом, вести переговоры (например, с учителями о сдачах-пересдачах, это ж неминуемо!).
Мы, например, в семье заставляли отрока проводить переговоры с учителями по поводу разных сдач-пересдач. Это трудно: учителя норовят сказать "я занят, приходи попозже", или "завтра разберёмся", а сам ученик норовит использовать это как отмазку -- более того, у него всегда есть отмазка "не нашёл учителя". Наш отрок несколько раз (не меньше четырёх) в таких случаях отправлялся голодным прямо с порога в школу назад: найти учителя и договориться о точных сроках и точных действиях по закрытию каких-то задолженностей. Задолженности ведь всегда бывают: то забудет домашнюю работу сделать, то просто болеет и нужно сдавать всё пропущенное. Так вот, сейчас он на уровне рефлекса сам находит учителя, продалбливает невнимание учителя и договаривается. Потом настаивает на выполнении договорённостей. Ибо всё его существо помнит, как голодным он с порога разворачивается и идёт назад в школу заниматься именно этим. Нет, уж лучше он сразу это сделает. И позвонит маме, если есть проблемы, прямо из школы, а не нехотя сообщит о проблемах в десять часов вечера через пару дней от момента этих проблем появления. Это тоже общий навык: вести нужные переговоры даже тогда, когда тебе их вести не хочется и трудно, заканчивать переговоры твёрдыми договорённостями, а не просто "поговорили".
И таких навыков (включая коммуникационные, организационные, мыслительные) не счесть. Им нужно учить специально, их нужно тренировать специально. Школа заточена на что угодно, кроме этого. Поэтому не надеемся на школу, учим "мимо школы".