Качания перьями пост

Apr 10, 2023 11:17

В знак солидарности с kotya_13, мировая общественность в нашем лице поддержит мушкетёрскую тему, картинками покачивания перьями на шляпах в исполнении широко известного узким специалистам французского художника-иллюстратора Жака Калло. Многие из них будут хорошо известны моим немногочисленным но от того тем более дорогим читателям и ещё более любезным читательницам, но разве это не повод, показать их ещё раз, нисколько не претендуя на оригинальность?
Напомню, - считается, что гравюры  Жака Калло наряду с работами немца Маттиаса Мериана Старшего, счиатются фотографически достоверными, и тем самым являются одним из основных источников наших знаний о европейском семнадцатом веке. Конкретнее - я вам покажу вышедшую в печать в 1631 году серию из восемнадцати гравюр под многообещающим названием «Ужасы войны».
В тридцать первом году Россия приходит в себя после Смутного Времени, на троне - Михаил Фёдорович Романов, продолжается бесконечная вялотекущая война с Речью Посполитой, в Туле строят первые железоплавильные заводы. В Священной Римской Империи в самом разгаре Тридцатилетняя Война: в драку на стороне протестантов со свежими силами ввязались шведы под руководством короля Густава-Адольфа, а католики спалили и вырезали буквально под ноль взятый приступом протестантский оплот в Магдебурге (из тридцати пяти тысяч жителей перед осадой к тридцать девятому осталось чуть меньше пятисот).
Франция только-только разобралась  со своими гугенотами и бодается с Габсбургами в Италии, готовясь к большой войне с испанцами, - в общем фактуры для пытливого ума  и наблюдательного глаза было предостаточно. В таких вот обстоятельствах и выходит эта серия гравюр.



Начинается всё чинно и блаародно, - с выступления войска в поход. Коробочки пехоты, пикинеры и мушкетёры,  маршируют стройными рядами,  за ними драгуны с ружьями слева - подписывают контракты, справа - вообще жалование выдают, ну не жизнь ли?



На этом правда хорошие новости заканчиваются, - на следующей гравюре вся эта публика идёт в бой.  Кто может - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет. На переднем плане - сшибаются рейтары, тяжёлая кавалерия. Обратите внимание, что они тоже вовсю палят друг в друга из пистолей, а потом уже рубятся на холодном оружии. За ними - пехота, квадратами, впереди мушкетёры, за ними пикинёры, обычное для тех времён построение. Это чуть позднее шведы выстроят своих стрелков в три линии, так что уже никакие пики больше не понадобятся, а пока что вот так.  Справа в верху палит из пушек крепость,  что интересно, хотя и неважно, не бастионная а ещё рондельная, слева намечены контуры полевого лагеря.



Следующие сценки называются «сделал дело - гуляй смело». На первой из них всё ещё относительно цивилизованно: кто-то, нагруженный добычей сбегает, кто-то прикрывает отход, кто-то на правой стороне  побежал с козой не в ту сторону и видимо сейчас добегается, встретившись с хорошо организованной группой на крайнем правом фланге композиции.


А тут «веселье» уже в самом разгаре: видимо это то, что происходило внутри дома с предыдущей картинки. Наглядно показано, что каждый может найти на войне развлечение по вкусу, - кто-то приставил лестницу чтобы снять с потолочных балок копчения, кто-то наливается вином из бочек (слева в глубине), кто-то пытает хозяев дома, видимо чтобы те выдали тайники с деньгами, кто-то насилует женщин, кто-то выворачивает из сундуков видимо серебрянную посуду. В общем все при деле. И всё это не переставая  покачивать перьями на шляпах.




Дальше, - больше. Дальше мы видим разграбление целого монастыря. Тут тоже всё хорошо организовано, добычу грузят уже целыми подводами, монашек тоже централизованно выдают всадникам по одной штуке в руки,  угоняют скотину (справа в глубине) а настоятеля - повязали и ведут к господам командирам. Мушкетёр слева от аббата тащит под мышкой фолиант, - может быть это Арамис?


Тут всё уже привычно: грабят и жгут деревню, угоняют скот и полонян (тут непонятно, - зачем?), добро грузят на подводы, кому-то бьют морду,   но задерживаться некогда, - труба (слева на переднем плане) зовёт.


А эта сцена, знакома нам из бесчисленных фильмов: разбойники грабят кОрОван. Или дилижанс. Прикочили охрану перебьют пассажиров, заберут себе что приглянулось. Убитый на переднем плане, я так понимаю, - коробейник, оказавшийся в неудачное время в неудачном месте. Как и парень на пригорке, которому вот-вот навернут мечом по башке. В фильме «Труффальдино из Бергамо» это почему-то выглядело намного забавнее...


Следующие сценки можно объединить под общим названием «преступление и наказание». Вот разбойников или мародёров с прошлой картинки поймали и ведут. Причём скорее мародёров, судя по тому, что повсюду валяются кирасы  (на переднем плане) и перевязи для пороховых зарядов, - солдат справа как раз подбирает такой. Видимо, разбойники, разбегаясь сбросили с себя аммуницию, чтобы притвориться мирными жителями. Но не помогло, и хорошие парни, их поймали повязали и ведут, и все по-прежнему покачивают перьями на шляпах.


Дальше их  подвергают разнообразным казням, различной степени мучительности: вздёргиванию на дыбе, банальному повешению, расстрелу, сожжению (почему-то на фоне горящей церкви, - видимо или сжигаемый или сжигающий - еретики), и даже колесованию, - и всё среди стройных рядов кавалеров, пикинёров и мушкетёров в покчивающихся на шляпах перьях Ну в общем, кому интересно, пусть сам  рассматривает:











Покончив с преступниками, автор переходит к разделу «награждение выживших». Сначала - калек, безногих и безруких, коротающих свой век в «госпитале», - доме для инвалидов. И это ещё те, кому повезло, добросердечный аббат вносит их в список, а волонтёры раздают кашу из котла.


Тем которые на следующей картинке, повезло куда меньше, - они нищенствуют, попрошайничают и просто умирают на обочинах дорог от голода и болезней.



В следующей сцене солдаты тоже в каком-то смысле получают награду по заслугам. Она называется «Месть крестьян» По-французски, как и всё на французском, звучит красиво «La revanche des paysans», но по-факту, селяне, вооружённые, что интересно, не только цепами но и огнестрелом, нападают из засады, и экспроприируют экспроприаторов. На переднем плане, изображено классическое стягивание с убитого сапог, а возможно даже и ботфорт. Барабан, - непременный атрибут всех предыдущих сцен валяется пробитым и брошеным, являя собой аллегорию гибели дисциплины и солдатского существования как такового.


Ну и наконец, - вознаграждение, возможно не такое заслуженное, но куда более желанное, ради которого всё это и затевалось, - солнцеликий король в окружении придворных и генералов. Кому, как говорится, война, а кому мать родна. Но в зато все в  шляпах с перьями, - семнадцатый век, растудыть его в качель!



Всем спасибо за внимание, за переводы подписей буду благодарен!
Previous post Next post
Up