Ночной сон и дневной сон

Aug 25, 2010 00:05

Однажды ранним утром царь созвал своих министров и спросил их: «Прошлой ночью я видел очень живой сон. Я был мотыльком, порхающим с цветка на цветок и пьющим мед. Мой сон был таким явным и реальным, что у меня закрались серьезные сомнения: То ли я царь, которому снится, что он мотылек, то ли я мотылек, которому снится, что он царь?»

Общеизвестный феномен снов является одной из самых великих тайн человека. Что такое сон? Реален ли он? Если нет, тогда почему ночные кошмары вполне реально воздействуют на наше тело, как то потоотделение и одышка, словно бежали в ужасе наяву? Возможно ли, что наша бодрствующая жизнь - это тоже сон?
Если мы проанализируем наш прошлый опыт сна и бодрствования, то заметим ли мы существенную разницу? Оба они уже совершились и прошли, и нам ничего больше не остаются, кроме как помнить о них. Мы называем сновидением то, что пережили во сне, т.к. оно прекращается с пробуждением. Возможно ли, что смерть подобна пробуждению ото сна, который мы сейчас переживаем «наяву»?

Если мы глубже проанализируем сновидения, то заметим, что они указывают на наше отождествление себя с другими формами, отличными от нашего тела. Когда мы спим, наши тела лежат в постели, ничего не испытывая физически. Но, в то же время, за нами гонится тигр или мы забавляемся с принцессой. Это значит, что я - переживающий эмоции - не являюсь этим телом.

Ведические писания объясняют, что наше сознание вращается между четырех состояний: джагрути (нормальное состояние бодрствование), свапна (сон), сашупти (глубокий сон без сноведений) и самадхи (божественное прозрение). Наше естественное отождествление себя как душ, возлюбленных детей Бога, ощущается в самадхи. Теперь же, хотя физически мы пробуждены, духовно мы спим.

Поэтому, ответ на вопрос царя будет такой: он - духовный сын Бога, которому снится, что он царь (джагрути). И в этом сне он видит еще один сон, что он мотылек (свапна).

Спящий человек не может даже осознать существование солнца, хотя солнце поддерживает саму его жизнь. Точно также из-за нашего духовного забвения мы не можем ощутить присутствие и любовь Бога, хотя Он поддерживает наше существование, обеспечивая нас теплом, светом, воздухом, водой и едой. Но как спящий может быть пробуждён звуком, так же и мы можем проснуться из духовного забвения с помощью духовного звука - святых имён Бога. И потому, давайте же воспевать их и пробуждаться навстречу нашей праведной счастливой жизни, исполненной вечной любви!

Харе Кришна
Дхирашанта дас

mudrosti

Previous post
Up