Самая серьёзная проблема для человеческой психики - разница или разрыв между ментальной реальностью и сущностной реальностью.
Ментальная реальность - реальность, проецируемая для нас мозгом. Проще говоря, то, что мы думаем, является реальностью. Мы думаем, что производим впечатление человека с хорошим чувством юмора - ведь люди смеются, когда мы шутим. А то, что во время шуток мы машем руками, и у нас вылезает рубаха из штанов, и смеются люди именно над этим, нам и в голову не приходит. Построить свою жизнь на ментальной реальности и даже подчинить ей всё окружающее пространство и отношения - тема фильма «Матрица», хотя не только его.
Сущностная реальность - это действительно та реальность, которая существует. Хотя попытка фиксации сущностной реальности не менее сложный философский вопрос. Ведь когда мне говорят, что не шутки мои смешные, а я сам смешон, то это (может быть) всего лишь отражение чьей-то ещё ментальной реальности. Это в его ментальной реальности смеются прямо надо мной, а не над моими замечательными шутками… Даже если таких людей много, даже если очень много - это лишь совокупность из частных ментальных реальностей. Но для простоты дальнейшего объяснения, просто примем данность - наличие некой объективной сущностной реальности.
Разрыв или разница между ними проверяется (как всегда) на опыте. Когда наше собственное представление о мире или себе никак не согласуется с тем, что нам приходится испытывать под внешним воздействием. Мальчик плачет не потому, что его побили. Вернее, не столько от боли, которая возникла в результате побоев. Вернее, не от того, сколь мощно противники воздействовали на его кости и мышцы, находящиеся под кожным покровом. Ведь вся трагедия, вызвавшая поток слёз не в этом - трагедия в том, что он представлял себя крутым перцем, способным отстоять своё мнение, защитить подружку, сберечь любимую игрушку. А оказалось, что его сил, умений и массы не хватило, чтобы противостать обидчикам. Вот он и рыдает.
Или, когда удар (физический или вербальный - и силе и вреде вербальных ударов как-нибудь в другой раз) нанёс тот, от кого никак не ожидал «такого». И это «такое» кому-то ещё может показаться мелочью. Даже самому мальчику оно через какое-то время (о, великий Время!) покажется мелочью. Но сейчас!!! Сказанное слово совершенно не вписывалось в контекст отношений, которые у НИХ сложились (в понимании его ментальной реальности). Тот другой не мог - не должен был этого делать (этого говорить)…
И вот ты сидишь весь в слезах, укутавшись в непонимание происходящего. Вопросы, как саморезы врезаются в мозг: как это могло произойти (вззыть)? Что я сделал не так (вззыть)? Что можно было сделать иначе, чтобы этого избежать (вззыть)?
И дальше есть (или скажу от первого лица: мне видятся) всего два варианта развития событий. Первый: принятие. В данном случае, наверное, самый точный синоним - смирение. Т.е. принятие новых отношений «с миром». Конечно, всегда есть борьба, но какие-то события либо настолько сильно нас поражают, либо столь давно уже стучались в двери нашей судьбы, что мы смиряемся почти сразу же.
Второй вариант: борьба за прошлое, за то как было. Надо любыми способами вернуть то положение вещей, которое было раньше. Ведь был же момент, когда она обратила на меня внимание в первый раз, что я делал тогда? Пел, плясал, читал стихи, дарил цветы… Надо просто всё повторить, и всё станет по-прежнему. И почему-то не становится… А потому что вы как-то незаметно друг для друга изменились, а соответственно изменились и ваши ментальные реальности. Продолжительная борьба в этом направлении приведёт лишь к дополнительным пендалям судьбы. Получив много пенадлей, сдаются даже самые упорные пятые точки. Ты зациклился на деньги - упс, случилось увольнение. Ориентирован на отношения - вот и разрыв (неизбежный). Машина - авария… И так далее.
Но постепенно формирование, начатое в правильном направлении, приводит к тому, что у человека не остаётся никаких иллюзий, связанных с собой или окружающим миром. И в этот момент наступает безотчетное счастье. Он начинает понимать, чего он на самом деле стоит, к чему он стремится, чего хочет. Или даже так: то, что он хочет, становится не так важно. На первый план становится нечто иное. Речь даже не о первичных нуждах или потребностях. Понятно, что хочешь спать, иногда есть, время от времени хочется внимания противоположного пола… Здесь речь о другом: Ты начинаешь понимать, что ты самодостаточен. И это ощущение согласованности мира в себе и мира вокруг даёт упоительное чувство покоя, счастья и полноты мира. Начинается расцвет фатального гедонизма души, т.е. неотвратимого наслаждения жизнью.