SMS EBER

Aug 19, 2020 13:07




Ну и последняя из "хорьков" - "Эбер", немного выпадающая из ряда наименований - "дикий кабан".

Заказ на строительство последнего корабля получила уже фирма "Вулкан". Работы по постройке канонеркой лодки "B" начались в Штеттине осенью 1902 г. 6 июня 1903 г. "Эбер" сошел на воду. Его крестным отцом стал инспектор торпедного вооружения контр-адмирал Фрице, который в 1889 г. командовал канонерской лодкой "Адлер", погибшей на Самоа вместе с первым "Эбером". После завершения постройки, 15 сентября, начались ходовые испытания, продлившиеся до ноября, а потом о корабле …"забыли" на целых семь лет! Дошло даже до того, что в мае 1907 г. из рейхстага был сделан официальный запрос о судьбе "Эбера", на который депутаты получили из Управления военно-морского флота ответ, что он является "Materialreserve" (фактически - источником запасных частей). Сейчас уже трудно определить, что привело к такой ситуации. Только весной 1910 г. канонерская лодка подняла военно-морской флаг и вступила в кампанию. Стоимость ее постройки составила 1,632 миллиона марок.

Со спуском "Эбера" на воду линия развития класса мореходных канонерских лодок в Кайзерлихе Марине прервалась. Германия вступила в "дредноутную гонку" и, похоже, немецкие адмиралы и политики стали меньше уделять внимания заморским владениям империи, чему подтверждением является длительная неопределенность с судьбой "Эбера". Функции "колониальных канонерок" возложили на многочисленных представителей класса бронепалубных (по немецкой классификации - малых) крейсеров, а на реках Поднебесной появились пусть немногочисленные, но специализированные речные корабли.* Лишь только в 1913 г. Конструкторский отдел разработал на основе "Ильтиса" новый проект, по которому в следующем году на казенной верфи в Данциге заложили уже более крупную канонерскую лодку "С". В 1916 году она была спущена на воду, получив имя “Метеор”, однако война спутала все карты, и в 1924 г. ее ввели в состав флота уже Веймарской республики в качестве вспомогательного судна.

Только весной 1910 г. на "Эбере" был поднят военно-морской флаг. Сразу после этого корабль получил назначение на Западно-Африканскую станцию в помощь "Пантер". 14 апреля лодка под командованием корветтен-капитана Франца Лустига вышла из Вильгельмсхафена и направилась к месту службы. Ровно через три месяца, 14 июля, она бросила якорь в гавани Дуалы. Начавшаяся служба не отличалась какими-либо значительными событиями и состояла из рутинного посещения всех мало-мальски пригодных гаваней западного побережья Черного континента с целью демонстрации флага. Основной трудностью плаванья в тех водах являлись тяжелые климатические условия. В связи с этим, срок службы экипажей канонерских лодок на Западно-Африканской станции был назначен длиной в один год, а не в два, как это практиковалась на остальных кораблях германского флота, находившихся в зарубежных плаваниях. На несколько недель в году стационеры уходили для отдыха и ремонта в Кейптаун или на Канарские о-ва, отличавшиеся более умеренным климатом. Правда, "Эбер" отступил от этого правила уже в первый год своей службы, пойдя для текущего ремонта в Кадис. Работы на корабле продолжались с 7 января по 6 марта. По возвращении лодка посетила марокканские порты Могадор (ныне Эс-Сувейра), Касабланка и вернулась в Дуалу в мае.

Уже в конце июня, в связи с начавшимся "агадирским кризисом", "Эберу" пришлось покинуть Камерун и вновь направиться в марокканские воды. Придя на рейд Агадира 19 июля, он сменил там "доблестную" "Пантер", ушедшую на ремонт в Германию. "Эбер" же остался в марокканском порту вместе с легким крейсером "Берлин", изредка отлучаясь на Канарские о-ва в Лас-Пальмас или Санта-Крус для погрузки угля. После окончания политического кризиса оба германских корабля 28 ноября покинули Агадир и направились в Касабланку, однако из-за бушевавшего сильнейшего шторма им пришлось укрыться в Танжере.

В конце января 1912 г. "Эбер" вернулся в Дуалу. В середине марта лодка покинула Гвинейский залив и направилась на юг в Кейптаун, посетив по пути принадлежавшие империи гавани в юго-западной Африке. В конечную точку похода корабль прибыл 29 марта. Тяготы службы в нездоровом экваториальном климате уже начали сказываться - в Кейптауне по причине болезни были списаны на берег командир корветтен-капитан фон Хиппель и первый офицер капитан-лейтенант фон Бруди. И если фон Хиппель после возвращения в Германию выздоровел, то первый офицер скончался в Кейптауне. В итоге, до прибытия в мае нового командира корветтен-капитана фон Вайзе, его обязанности на протяжении трех месяцев временно исполнял старший из вахтенных офицеров - капитан-лейтенант Шрёдер. Оставшуюся часть года канонерская лодка продолжала нести станционную службу и совершила несколько походов, в том числе в низовья реки Конго (конец августа - начало сентября), с заходом в принадлежавшие бельгийцам Бома и португальцам Кабинда. Вспыхнувшие в ноябре беспорядки в Либерии привели к тому, что в конце месяца для "защиты германских интересов" в гавани Монровии собрались все корабли станции - "Пантер", "Эбер" и "Бремен".

В начале февраля 1913 г. лодка вернулась в Дуалу и начала подготовку для очередного визита в Кейптаун для отдыха и ремонта. Однако прошлогодний поход "Пантер" с этой же целью в Германию, несмотря на длительное расстояние, оказался экономически более целесообразным. Поэтому в конце месяца вместо Кейптауна "Эбер" направился в Вильгельмсхафен, где с мая по июнь прошел текущий ремонт на верфи. Обратно в Африку корабль ушел 25 июня. На этот раз на его борту находилось специальное подразделение гидрографической службы, которому предстояло продолжить съемку Гвинейского залива. Исследования продолжались до конца года. Во время рождественских праздников "Эбер" выходил в море для встречи с "Отдельной дивизией" контр-адмирала фон Ребур-Пашвица в составе линейных кораблей "Кайзер", "Кёниг Альберт" и легкого крейсера "Страсбург", совершавшей поход по Атлантике.

В первой половине 1914 г. гидрографические работы в Гвинейском заливе продолжились. Затем канонерская лодка в очередной раз посетила Кейптаун. Это диктовалось как политическими мотивами, ведь "Эбер" оставался единственным кораблем на западном побережье африканского континента демонстрирующим германский флаг, так и необходимостью отдыха и ремонта. Однако, начавшиеся в первых числах июля работы пришлось закончить быстрее чем планировалось - обострившаяся обстановка в Европе предполагала возможность начала боевых действий. В связи с этим Адмирал-штаб приказал командиру канонерки корветтен-капитану Юлиусу Вирту вернуться в немецкие территориальные воды как можно скорее. На "Эбере" эту телеграмму через радиостанцию в бухте Людериц получили 30 июля. В тот же день лодке удалось покинуть Кейптаун, несмотря на имевшийся у местных властей приказ командира станции мыса Доброй Надежды британского адмирала Кинг-Хэлла воспрепятствовать выходу германского корабля в море.

2 августа канонерская лодка пришла в бухту Людериц, где ее уже ожидал полученный накануне из Берлина приказ о мобилизации. В связи с этим на корабль не смог прибыть новый командир корветтен-капитан Леонарди. В соответствии с мобилизационным планом, Вирту, оставшемуся на командирском мостике, предстояло немедленно отправиться к маленькому бразильскому островку Тринидади и ожидать там быстроходный грузопассажирский лайнер "Кап Трафальгар" (18710 брт) для переоборудования его во вспомогательный крейсер. "Эбер" пополнил запасы угля, продовольствия и был приведен в полную боевую готовность. После этого канонерская лодка вместе с пароходом "Штаймарк" вышла в море и направилась к месту рандеву. В ночь с пятого на шестое на ней приняли сообщение о начале войны. 15-го состоялась встреча с пароходами "Элеонора Воерманн", "Санта Изабель", "Санта Лючия", и "Понтос", с капитанами которых Вирт согласовал действия на следующие дни. Добравшись через пять дней до острова, "Эбер" обнаружил там легкий крейсер "Дрезден" с несколькими угольщиками. Пополнив запасы угля, канонерка покинула остров. 28 августа у Тринидади появился "Кап Трафальгар". Следующим утром на него передали кормовое 105-мм орудие, после установки которого, оба корабля в сопровождении угольщиков вышли в море для испытаний. По возвращении обратно к острову 31 августа на пароход были переданы остальная артиллерия "Эбера", прожектор и необходимое снаряжение. В тот же день произошла смена экипажа, и состав Кайзерлихе Марине пополнил вспомогательный крейсер "Кап Тарфальгар", а на полностью разоруженной лодке спустили военно-морской флаг и подняли коммерческий. Корветтен-капитан Вирт стал командиром коммерческого рейдера.

4 сентября германские корабли расстались. "Эбер", на котором находился минимум команды во главе с самым младшим вахтенным офицером лейтенантом цур зее Бюнте, вместе с пароходом "Санта Лючия" направился в бразильский порт Байя, придя туда 14 сентября.* После интернирования на экс-канонерке, имевшей статус торгового судна, осталось всего 15 человек под командой обер-машиниста Шаумбурга. Корабль находился в Байе до осени 1917 г., пока 26 октября Бразилия не объявила войну Германии. В тот же день во избежание захвата команда подожгла и затопила "Эбер" в гавани (12°50' ю.ш. и 38°30' з.д.).

******
* По совпадению, в тот же день "Кап Трафальгар" погиб в бою со вспомогательным британским крейсером "Кармания", так и не успев добиться каких-либо результатов в качестве рейдера. Последний командир "Эбера" корветтен-капитан Юлиус Вирт умер в воде от переохлаждения.
******

Непродолжительный срок службы "Эбера" привел к тому, что до адмиральских чинов дослужился только его первый командир Альбертус Петруcки, вышедший в отставку контр-адмиралом еще до начала Первой мировой войны.

Командиры корабля: капитан-лейтенант Альбертус Петруски (сентябрь - ноябрь 1903), корветтен-капитан Франц Лустиг (апрель 1910 - октябрь 1911), корветтен-капитан Вильгельм фон Хиппель (октябрь 1911 - март 1912), капитан-лейтенант Эрих Шрёдер (врид, март - май 1912), корветтен-капитан Клеменс фон Вайзе (май 1912 - апрель 1913), капитан-лейтенант Пауль Шондорф (с сокращенной командой, апрель - июнь 1913), корветтен-капитан Юлиус Вирт (июнь 1913 - сентябрь 1914).

1-5. В разные годы службы. На втором фото на носовом украшении хорошо виден кабан, ставший наименованием лодки.











6. "Эбер" и "Пантер" в Луанде, Ангола, 1910-12 гг.



7. У борта лайнера "Кап Трафальгар" (будущего ВСКР), 28-31 августа 1914 года, о-в Тринидади.

kanonenboot, kaiserliche marine, Кайзерлихе Марине, iltis, Канонерские лодки, sms iltis

Previous post Next post
Up