Маленькие эпизоды Великой войны. Дело о фальшивом «испанце» (№ 1)

Apr 13, 2019 18:23

Если будет не слишком лениво и время позволит, то иногда буду показывать такие вот чепушинки про Великую войну. Они не имели никакого воздействия на общий ход войны, но это будни войны.

Этому событию во втором томе «Подводная война на торговых коммуникациях. Февраль по сентябрь 1915 года» немецкого контр-адмирала в отставке Арно Шпиндлера уделено всего пара строк. Описывая действия лодки U 28 под командованием капитан-лейтенанта барона Георга-Гюнтера фон Форстнера (Georg-Günther von Forstner) 28 марта 1915 года Шниндлер писал: «28-го, к югу от канала Св. Георга, всплыла на рассвете после того как провела ночь на отдыхе на глубине 25 м. Был свежий ветер и сильная зыбь. Остановлен пароход под испанским флагом, признан в порядке и отпущен». Да вот только дело в том, что «испанец» оказался совсем не «испанцем».

Началась эта история в марте 1915 года, когда французский грузопассажирский пароход «Colbert» (1908, 5394 GRT), принадлежавший пароходству «E. Grosos et Fils», готовился в Гавре к рейсу в Филадельфию с заходом по пути в Кардифф. Так как уже с 18 февраля Германия начала морскую блокаду Британских островов, то у владельцев парохода существовали сильные опасения за его сохранность, учитывая активные действия подводных лодок противника. Во время встречи с представителями пароходства капитан Франсуа Мари Коммелэн де Лаволь предложил следующую идею - замаскировать «Colbert» под испанское судно, стоявшее рядом в порту перед уходом в Рио-де-Жанейро и внешне очень похожее на «француза». Вскоре «Colbert» ушел из Гавра и без проблем достиг Кардиффа, где стал на погрузку угля. Вечером 27 марта изменивший силуэт пароход покинул порт и под испанским флагом и другим наименованием отправился в путь через Атлантику.

Теперь вернемся к U 28. 16 марта в 13 часов она покинула рейд острова Боркум и направилась в Ирландское море. Лодка была вооружена двумя носовыми и двумя кормовыми 50-см торпедными аппаратами с запасом в 10 торпед. Кроме этого на нее установили 8,8-см орудие.

U 28 у острова Боркум.



Чертеж лодок U 27 - U 30



Уже на следующий день первой жертвой немцев стал британский пароход «Leeuwarden» (1903, 990GRT, General Steam Navigation Co., Ltd., Лондон), потопленный артиллерией. 18 марта успех вновь сопутствовал фон Форcтнеру - были остановлены два голландских парохода «Batavier V» (1902, 1,569 GRT, Wm. H. Müller & Co’s. Algemeene Scheepv. Mij., Роттердам) и «Zaanstrom» (1913, 1,657 GRT, N.V. Hollandsche Stoomboot Mij., Амстердам), которые после проверки судовых документов с призовыми командами на борту были отправлены в Зеебрюгге. Впоследствии «Batavier V» был отпущен, а часть груза «Zaanstrom» и он сам - конфискованы.

«Batavier V» и «Zaanstrom»




С 19 по 23 марта лодка находилась на ремонте в Зеебрюгге и Остенде, после чего вновь вышла в море.

U 28 возвращается в Зеебрюгге.



25 марта в Бристольском заливе артиллерией был потоплен голландский пароход «Medea» (1913, 1235 GRT, N.V. Koninkl. Nederland. Stoomboot Mij., Амстердам), а 27-го - британский «Vosges» (1911, 1295 GRT, Moss SS. Co., Ltd., Ливерпуль). В тот же день жертвами торпед U 28 стали британские «South Point» (1912, 3837 GRT, Furness, Withy & Co., Ltd., Вест Хартлепул) и «Aguila» (1909, 2114 GRT, Aguila SS. Co., Ltd., Ливерпуль). Эти успехи фон Форстнера практически сразу привлекли к себе внимание по всему побережью. Информацию о наличии в Бристольском заливе германского у-бота получили и на борту «Colbert».

В 6 часов утра 28 марта наблюдатели с U 28 обнаружили в южной части канала Св. Георга больший пароход под испанским флагом следовавший 13-узловым ходом курсом на Атлантику. Развив максимальный ход, немцы смогли его догнать, вынудили остановиться и посредством флажковых сигналов потребовали спустить шлюпку и предъявить судовые документы. Хотя на «Colbert» и успели заранее обнаружить лодку, но ускользнуть не удалось. Теперь предстояло претворить в жизнь разработанный еще в Гавре хитроумный план спасения. Так как капитан Коммелэн де Лаволь не говорил по-испански, его роль должен был исполнить старший помощник Фредерик Руйе отлично знавший этот язык.

В итоге, француз оказался прекрасным актером. Он так убедительно разыграл роль перепуганного испанского морехода, что немцев удовлетворили путаные объяснения, вдобавок плохо слышные из-за сильного ветра, о том, что на мостике случалась авария, судовые документы сильно повреждены и поэтому не могут быть предъявлены. Из панических воплей фон Форстнер также узнал, что из-за «аварии» жизнь команды находится в опасности. Капитан-лейтенант затем описывал в КТБ лодки, как он старался успокоить в высшей степени «взволнованного испанца». Он также заверил Руйе, что тот больше не должен опасаться проверок и может возвращаться обратно. Тому не пришлось повторять дважды и вскоре «Colbert» двинулся дальше. Уловка капитана Коммелэна де Лаволь сработала!

Дальше - больше. В КТБ лодки фон Форстнер указал, что согласно «...подробному исследованию...» пароход признан испанским и более не должен подвергаться контролю. Однако так как капитан-лейтенант в глаза не видел судовые документы, то возникает вопрос, что же он «подробно» исследовал?! Даже командующий 4-й полуфлотилии капитан-лейтенант Георг Праузе написал от руки в KTB U 28, комментируя усилия фон Форстнера успокоить «испанца», остановленного в зоне боевых действий, «Чего ради? Обратное было бы верным». Стоит также упомянуть, что фон Форстнер указал наименование парохода как «Rio Jana», в то же время как судна с таким наименованием не имелось ни в регистре «Бюро Веритас», ни в регистре Ллойда.

U 28 еще короткое время следовала за «испанцем» пока не обнаружила и остановила английский пассажирский пароход «Falaba» (1906, 4806 GRT, Elder Line, Ltd., Ливерпуль), шедший из Ливерпуля во Фритаун (Сьерра-Леоне). Он оказавший куда более несчастливым по сравнению с «Colbert». Фон Форстнер дал британцам 23 минуты, что бы покинуть судно, после чего потопил его торпедой. В итоге, из 242 человек бывших на борту, погибло 104 человека, в том числе женщины и дети. Среди них оказался горный инженер Леон Честер Трашер, ставший первым гражданином САСШ в Великой войне, погибшим из-за нападения германской подводной лодки на британское торговое судно.

Гибель «Falaba».



U 28 вернулась в Остенде 1 апреля, потопив до этого еще три английских судна - 29-го марта артиллерией «Flaminian» (1914, 3500 GRT, Ellerman Lines, Ltd., Ливерпуль) и «Theseus» (1908, 6723 GRT, A. Holt & Co., Ливерпуль - вот он остался в живых, лодка нанесла ему только повреждения) и 30-го подрывными зарядами «Crown Of Castile» (1905, 4505 GRT, Crown SS. Co., Ltd., Глазго). В итоге командование признало действия фон Форстнера очень в этом походе очень успешными.

«Flaminian» и «Theseus».




Фон Форстнер пережил Великую войну. Он ушел с U 37 в июне 1916, дальше его военная судьба мне не известна. Ему приписывают потопленными 26 судов (57,813 тн) и 1 поврежденным (6,723 тн), не считая двух призов. Вышел в отставку 9 июля 1919 года в чине корветтенкапитана. Умер в 29 октября 1940 года.

Барон Георг-Гюнтер фон Форстнер



U 28 погибла 2 сентября 1917 года в 85 милях к северо-востоку от мыса Нордкап. Ей тогда командовал капитан-лейтенант Георг Шмидт (Georg Schmidt). Лодка атаковала британское судно «Olive Branch» (1912, 4649 GRT, Nautilus Steam Shipping Co., Ltd., Сандерленд), везшее боеприпасы и снаряжение. После попадания торпеды лодка всплыла и начала обстреливать пароход. Уже второй снаряд попал в трюм и «Olive Branch» взорвался. Взрыв был такой силы, что у-бот получил тяжелые повреждения и затонул. Гибсон и Прендергаст пишут, что причиной гибели якобы стал грузовик, упавший прямо на U 28. Но верить "просвещенным мореплавателям" как-то в данной ситуации не айс... Англичане отказались взять в спасательные шлюпки уцелевших немцев и в итоге из экипажа U 28 никто не спасся.

U 28 в камуфляже




Ну а «Colbert» в дальнейшем больше не пришлось играть роль «испанца». 6 апреля 1916 года пароход, использовавшийся в качестве войскового транспорта и шедший из Салоник в Марсель, к западу от побережья Сардинии повстречался с U 39 под командованием капитан-лейтенанта Вальтера Форстмана (Walter Forstmann). Судно получило около 15 снарядов, погибло 2 человека, еще 7 было ранено. И только появившийся конвойный корабль смог спасти «Colbert» от гибели.

Но все хорошее, как говориться, бывает только до трех раз, и очередную встречу с германской подводной лодкой «Colbert» уже не пережил.

30 апреля 1917 около островов Галит у побережья Туниса пароход, перевозивший войска и припасы из Марселя в Салоники, был торпедирован UC 37 (командир обер-лейтенант цур зеее Отто Лаунбург). 58 человек, в том числе капитан Коммелэн де Лаволь, погибли. Остальные 142 вместе со старшим офицером Руйе были спасены французским вспомогательным траулером «Alcyon III» и доставлены на берег в порту Бон (ныне алжирский Аннаба).

Фредерик Руйе пережил обе мировые войны. В 1961 году он был награжден орденом Почетного легиона, с 1966 года был руководителем «Ecole Nationale de la Marine Marchande» в Сен-Мало. 6 сентября 1975 он умер в Сен-Бриаке.

P.S. Благодарность камрадам Kieler'у и u_boat_lab за информацию. Будем!)

P.S.S - мелкие фото пароходов с https://uboat.net/

kaiserliche marine, offizier, u-boot

Previous post Next post
Up