SMS Geier. Три жизни. Bd. 1.

Apr 07, 2024 18:04

Моя последняя большая статья - была в 2014-м опубликована в "Арсенал-коллекции". Да уж время быстро бежит - 10 лет прошло. Но "буссарды" у меня все еще в планах - стоят по любимости на втором месте после "ильтисов".

Самое красивое фото. Средиземное море, остров Корфу, май 1912-го.


В последние десятилетия XIX века Германия становится одной из крупнейших мировых держав, нуждавшихся в колониях, мировых рынках сбыта, торговом и военном флоте. Бурное экономическое развитие, начавшееся после победной войны с французами 1870-1871 гг., требовало обеспечения интересов империи и в заграничных водах. Использовавшиеся в то время для этой цели корветы были слишком крупными и морально устаревшими, а канонерские лодки типов «Вольф» и «Хабихт» не подходили в полной мере из-за не самых лучших условий обитания экипажа и слабости вооружения.

Поэтому в середине 80-х годов было принято решение о постройке нескольких крейсеров, предназначенных специально для службы на заокеанских станциях. Новые корабли должны были совмещать в себе следующие требования:
- относительно малая осадка для действий в мелководных прибрежных водах и на речных руслах;
- хорошая мореходность и большая дальность плавания, что подразумевало наличие развитого парусного вооружения для экономии угля;
- отсутствие бронирование, поскольку крейсера не предназначались для ведения боевых действий с противником своего класса;
- состав артиллерии, достаточный для подавления беспорядков среди аборигенов;
- небольшое водоизмещение для уменьшения затрат на постройку, но, одновременно, достаточно вместительный корпус для создания сносных условий службы команды в тропиках.

Такой специализированный проект немецкие кораблестроители создали в 1886-1887 гг. По нему на казенной верфи в Вильгельмсхафене в 1887 и 1888 гг. были заложены два крейсера IV класса «А» и «В» - будущие «Швальбе» («Чайка», "Ласточка" вошел в строй в 1888 г.) и «Шпербер» («Ястреб-перепелятник», 1889 г.).* Новые единицы Кайзерлихе Марине имели нормальное водоизмещение 1111 т, длину 62,59 м, ширину 9,36 м и осадку 4,72 м. Под парами они развивали ход 14,1 уз и имели максимальную дальность плавания 3290 миль. В качестве вооружения на них установили восемь нескорострельных 105-мм орудий Rk L/35 и пять револьверных пушек.
************
* Надо отметить, что в последующем все крейсера IV класса германского флота носили «птичьи» наименования.
************

SMS "Schwalbe"


SMS "Sperber"


В доке в Кейптауне. Практически "В Кейптаунском порту с пробоиной в борту "Жанетта" поправляла такелаж")


В 1888 году на базе «Швальбе» был создан новый проект внешне очень похожего, но более крупного крейсера IV класса. По нему в том же году на казенной верфи в Данциге заложили крейсер «С», который при спуске на воду получил наименование «Буссард» («Канюк»).

По проекту этот корабль имел довольно типичную для конца XIX века архитектуру корпуса с высоким полубаком и полуютом. Форштевень ярко выраженной таранной формы, ахтерштевень - скругленный, с обычным рулем. Нормальное водоизмещение 1559 т, длина 79,62 м, ширина 10,2 м, осадка 5,63 м; мощность машин 2800 л.с. максимальная скорость под парами 15,5 уз, дальность плавания 2880 миль. Хотя «Буссард» был крупнее своих предшественников, состав вооружения практически не изменился: те же восемь нескорострельных 105-мм/35 орудий, располагавшихся на выступавших для увеличения угла обстрела за борт площадках, пять револьверных пушек, а также два 350-мм торпедных аппарата.

В поданной в 1889 г. на имя кайзера Вильгельма II докладной записке говорилось о том, что флот планирует иметь в своем составе тринадцать крейсеров IV класса, девять из которых должны находиться в заграничном плавании, а остальные предназначаются для их замены в экстренных случаях. Поэтому не удивительно, что в скором времени были заключены контракты на постройку еще пяти кораблей типа «Буссард»
Следующий крейсер «D» («Фальке» - «Сокол»), заложенный в 1890 г. на казенной верфи в Киле, ничем не отличался от головного корабля серии, за исключением того, что на него установили новые 105-мм скорострельные орудия Круппа SК L/35. За ним последовали имевшие несколько большее водоизмещение (1612 т) крейсера «Эрзац Адлер» («Зееадлер» - «Орлан-белохвост», 1890 г., казенная верфь в Данциге), «Эрзац Эбер» («Кондор», 1891 г., «Блом унд Фосс», Гамбург) и «E» («Корморан» - «Баклан», 1890 г, казенная верфь в Данциге).

SMS "Bussard". Головной корабль серии.


Работы по постройке последнего в серии крейсера «F» начались на казенной верфи в Вильгельмсхафене (строительный номер 21) в 1893 г. Он строился по измененному проекту, в котором учли недостатки базового, выявленные в ходе службы головных кораблей. 18 октября 1894 г. крейсер, получивший при спуске наименование «Гайер» («Коршун»), сошел на воду. В качестве крестного отца выступил командующий военно-морской станцией Северного моря вице-адмирал Виктор Валуа. Казне постройка «Гайера» обошлась в 2,588 млн. рейсхмарок, то есть он стал самым дорогим в серии.

На «Гайере» линия развития неброненосных крейсеров IV германского флота прервалась. Следующий крейсер «G» первоначально планировался к постройке как несколько улучшенный вариант «Буссарда». Однако руководство Кайзерлихе Марине пожелало иметь универсальной корабль, способный выполнять задачи как крейсера-стационера, так и разведчика при линейных силах. Это привело к тому, что в техническое задание при разработке проекта 1895-1896 гг. было включено наличие броневой палубы. Благо опыт постройки бронепалубных крейсеров у немецких конструкторов уже имелся - к этому времени в состав флота уже вошли крейсер III класса «Гефион» и авизо «Хела». В итоге, новый проект совместил в себе черты «Буссарда», «Хелы» и «Гефиона», а будущий «Газелле» стал родоначальником всех последующих типов малых крейсеров Кайзерлихе Марине.

Так как «Гайер строился последним в серии, в его проект внесли некоторые изменения с учетом эксплуатации головных «буссардов».
Крейсер имел довольно типичную для конца XIX века архитектуру корпуса с высоким полубаком и полуютом. Корпус изготавливался из стали по поперечной схеме и первоначально имел деревянную обшивку из желтой сосны до верхней палубы. После модернизации она доходила только до нижней палубы. Шпангоуты (общим числом 68 штук) устанавливались на расстоянии 1050 мм друг от друга. Их нумерация, в соответствии с немецкой традицией, велась от кормы в нос. Подводная часть поверх деревянной обшивки обшивалась листами так называемого «мюнц-металла», являвшегося разновидностью латуни.

Вид сбоку уже после перестройки.


Крейсер имел две сплошные палубы - нижнюю и верхнюю. Для улучшения мореходности были установлены скуловые кили. Второе дно, согласно справочнику Э. Грёнера, проходило в пределах котельных отделений (шп.30-48). Высота корпуса от киля до верхней палубы составляла 6,42 м. Форштевень ярко выраженной таранной формы изготавливался из стали и дерева с бронзовым сердечником. Если на предыдущих кораблях серии ахтерштевень, изготовленный из стали и дерева, имел простую скругленную форму с обычным рулем, то на «Гайере» он сразу получил новую изящную конструкцию с двойным изломом и полубалансирным рулем. Максимальный угол перекладки руля - 40° на каждый борт.

Вид верхней палубы.


Водонепроницаемыми переборками, расположенными на шп. 10, 15, 18, 23½, 30, 39, 48, 58 и 66, корпус делился на десять отсеков. При этом две переборки доходили до палубы полуюта, остальные - до верхней палубы. Палубы бака и юта, а также ходовой мостик имели леерное ограждение. Палубы покрывались тиковыми досками, а мостики и жилые помещения - линолеумом. Броневая защита, за исключением щитов орудий, отсутствовала.

Вид сверху.


Расчетное конструктивное водоизмещение «Гайера» составляло 1608 метрических тонн, полное - 1918 т. Длина по ватерлинии была такая же, как и у предшественников, а вот полная увеличилась более чем на метр - 83,9 м против 82,6. Осадка в нормальном и полном грузу составляла соответственно 4,74 и 5,22 м. Для ее увеличения на 1 см требовалось от 5,52 т до 5,67 т дополнительной нагрузки. Величина дифферентующего момента первоначально лежала в пределах от 2191 до 2320 т/м, затем увеличилась до 2570 т/м.

В 1908-1909 гг. корабль прошел модернизации на казенной верфи в Данциге, в ходе которой его силуэт заметно изменился.

Поперечные разрезы с указанием номеров шпангоутов.


Крейсер был оснащен двумя горизонтальными трехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения. Размещение силовой установки было линейным, традиционным для своего времени. Каждая из паровых машин располагалась в собственном отделении (IV и V отсеки), при этом носовая работала на правый вал, кормовая - на левый. Номинальная мощность каждой машины составляла 1440 л.с. при 139 оборотах в минуту. По расчетам, это должно было обеспечить крейсерам проектную скорость 15,5 уз. В движение они приводились двумя трехлопастными винтами диаметром 3000 мм,* изготовленными из бронзы.
************
* Данные справочника Грёнера противоречат чертежам «Кондора», где указаны винты диаметром 3500 мм. Возможно, изменения произошли в процессе постройки.
************
Пар для машин вырабатывали четыре цилиндрических двусторонних огнетрубных котла, располагавшихся по два в двух котельных отделениях (VI и VII отсеки). Рабочее давление пара - 13 атм. Каждый из котлов имел по 3 топки, суммарная площадь поверхности нагрева для различных кораблей серии составляла 654-700 м2 (конкретно по «Гайеру» данные отсутствуют). Дымоходы котлов выводились в высокую и узкую трубу, круглую в сечение и слегка наклоненную в сторону кормы. Уголь хранился в бортовых угольных ямах, занимавших пространство до верхней палубы вдоль машинных и котельных отделений с 18-го по 49-й шпангоут. При полном запасе угля в 320 т (нормальный - 170 т) дальность плавания 9-узловым ходом достигала 3610 миль. На испытаниях «Гайер» показал мощность машин 2884 и.л.с. и развил максимальный ход 16,3 уз.
Первоначально на «Гайере» были установлены три мачты с парусным вооружением шхуны-барка общей площадью порядка 856-877 м2. После модернизации он превратился в двухмачтовую марсельную шхуну (площадь парусов 600 м2) - грот-мачту сняли, носовая сохранила свое парусное вооружение, а кормовая получила треугольные паруса с бермудским гротом, при этом ее несколько сместили в нос.

SMS "Cormoran" и SMS "Seeadler" под парусами.




Главный калибр «Гайера» состоял из восьми скорострельных 105-мм орудий Круппа SК L/35 с горизонтальным скользящим затвором в установках образца 1891 г. на центральном штыре,. Орудие было разработано в начале 1890-х годов, на вооружение стало поступать с 1894 г. Оно стало промежуточным для Кайзерлихе Марине, так как уже с 1900 года на кораблях появилось новое, куда более удачное, творение фирмы Круппа - скорострельное 105-мм орудие SК L/40. Поэтому, кроме «буссардов», 35-калиберная пушка устанавливалась по проекту только на броненосцы типа «Бранденбург», большой крейсер «Кайзерина Аугуста» и малый крейсер «Гефион». Также эта артсистема заменила собой более старые модели орудий на корвете «Карола», крейсерах «Ирене» и «Принцесс Вильгельм» после их перевооружения.

Занятия артиллеристов на SMS "Seeadler".


Вес орудия составлял 1270 кг, длина - 3638 мм; заряжание унитарное; техническая скорострельность - 10 выстрелов в минуту, практическое - не более 7,5. В боекомплект входили снаряды двух типов - фугасные весом 18 кг (с 1907 г. - 21,4 кг) и бронебойные весом 18,2 кг. Заряд пороха марки RP C/06 весом 2,83 кг обеспечивал начальную скорость 620 м/с (с 1907 г. - 600 м/с). Орудия монтировались в установках образца 1891 г. на центральном штыре (MPL С/91) с 12-мм противоосколочными щитами коробчатой формы. Наведение во всех плоскостях осуществлялось вручную, причем в вертикальной плоскости его диапазон находился в пределах от -10 до +30,3 град. При максимальном угле возвышения дальность стрельбы фугасным снарядом достигала 10 800 м. Максимальный вместимость погребов - 800 снарядов.

Орудия на крейсерах типа «Буссард» были установлены парами побортно. Первая пара располагалась на полубаке, вторая и третья - на верхней палубе перед боевой рубкой и между грот- и бизань-мачтами, четвертая - на полуюте. Орудийные площадки, выступавшие за борт ради увеличения секторов обстрела, носили на флоте название «ласточкиных гнезд» (Schwalbennestern). Однако у этих конструкций было неприятное свойство в плохую погоду зарываться в высокие волны и черпать воду, что приводило к сильным сотрясениям и потере хода. Поэтому впоследствии орудийные фундаменты второй и третьей пар были сдвинуты вглубь корпуса, что позволило сделать борт гладким. На «Гайере», с учетом эксплуатации предыдущих кораблей, от «ласточкиных гнезд» второй и третьей орудийных пар отказались еще при постройке.
Кроме орудий главного калибра, на крейсере имелось пять 37-мм револьверных пушек Гочкиса на тумбовых установках и два 8-мм пулемета системы Максима на переносных треногах. Личное оружие команды состояло из винтовок системы Маузера и пистолетов системы Люггера.
Все «буссарды» несли торпедное вооружение. При этом на «Гайере», в отличие от других кораблей серии, стояли два 450-мм, а не 350-мм, поворотных торпедных аппарата. Они располагались побортно на верхней палубе между дымовой трубой и грот-мачтой. Боекомплект включал пять торпед.

SMS "Condor" на Самоа. Хорошо видны "ласточкины гнезда".


Крейсер снабжался электроэнергией от двух парогенераторов мощностью по 24 кВт, напряжение корабельной сети - 67 В постоянного тока. Для наблюдения в ночное время имелся один 70-см боевой прожектор, располагавшийся на верхнем мостике.
Управление рулем осуществлялось посредством цепного и валикового приводов. Рулевых постов было четыре, причем три из них (основной - в ходовой рубке; кормовой - на полуюте; аварийный - непосредственно в румпельном отделении) передавали усилие на руль посредством паровой рулевой машинки, стоявшей в румпельном отделении. Кроме того, на верхней палубе у среза полуюта располагался двойной ручной штурвал
Компасная площадка находилась на крыше машинного отделения. Остальные четыре компаса располагались в боевой рубке, на ее крыше, на полуюте и в рулевом отделении.

Рулевая машина на «Гайере» располагалась на нижней палубе в отсеке I. Крейсер оснащались тремя якорями Холла. Два из них находились на якорных полках на полубаке, а третий хранился между ними. Для подъема якорей предназначались кран-балки. Шпиль с паровым приводом располагался на главной палубе у среза полубака. Имелось еще два стоп-анкера, один из которых лежал на палубе между первой парой орудий, а второй размещался также на палубе в корме по левому борту рядом с флагштоком.

Шлюпочное вооружение после модернизации включало паровой катер III класса (длиной 8 м), 8-метровый гребной катер, два 9-метровых гига, два 5,5-метровых яла и 3,6-метровый ялик. Две из шлюпок, наиболее крупные, стояли на рострах сразу за дымовой трубой, вельботы и ялы подвешивались на шлюпбалках в кормовой части, а ялик располагался справа от боевой рубки.

Ремонт котла парового катера на SMS "Seeadler".


О мореходных качествах авторитетный справочник Грёнера сообщает, что крейсера типа «Буссард» являлись очень хорошими мореходными кораблями (принимая во внимания недостатки, связанные с «ласточкиными гнездами», о которых говорилось выше). Крейсера маневрировали быстро и хорошо, однако существовали проблемы с поворотливостью, особенно против ветра и при наборе хода. Под парусами корабли медленно набирали скорость, зато хорошо держали ее.
Остойчивость корабля характеризовалась следующими величинами: поперечная метацентрическая высота - 0,54-0,72 м в зависимости от водоизмещения, продольная 98-106 м, угол, соответствующий максимальному спрямляющему моменту - 38-45°, угол заката диаграммы остойчивости - 90°.

Сразу после вступления в строй экипаж кораблей насчитывал 166 человек: 9 офицеров (шесть флотских офицеров, инженер-механик, корабельный врач и казначей); 7 палубных офицеров; 150 маатов и матросов. Размещение команды было традиционным: офицеры занимали кормовую часть, мааты и матросы - носовую.

Офицерские каюты располагались в полуюте. Командиру корабля отводился просторный салон, спальня и ванная. Там же находились каюты первого офицера, двух вахтенных офицеров, корабельного врача и казначея, а также офицерская ванная. Каюты остальных офицеров и кают-компания располагались на нижней палубе. Нижние чины размещались на нижней палубе - питались они за подвесными столами на 4 или 6 человек, а спали в традиционных коечных сетках (гамаках), на день сворачивавшихся и убиравшихся либо в стойки, расположенные вдоль бортов, либо в специальные кладовые. Также на корабле предусматривались раздельные камбузы для офицеров и нижних чинов.

Находясь в отечественных водах, «Гайер» окрашивался по «серо-голубой образца 1895 г.» и «серой образца 1896 г.» схемам. Когда же крейсер отправлялся в заграничное плавание, то его основными цветами становились белый и желтый - «бело-желто-серая образца 1895 г.» и «бело-желтая образца 1898 г.» схемы. С 14 мая 1910 г. «бело-желтую» схему для кораблей, служивших на заграничных станциях, отменили и ввели вместо нее «серую образца 1896 г.», являвшуюся стандартной для практически всего корабельного состава Кайзерлихе Марине.

"Гайер" во время постройки.

kaiserliche marine, Кайзерлихе Марине, kreuzer, крейсер, Первая мировая война, sms geier

Previous post Next post
Up