Перевод

Mar 29, 2015 23:33

Баловался недавно со статьей "Суда и речное судоходство немецких военных и доверительных пароходств во время Второй мировой войны".

Сразу предупреждаю - я не переводчик, поэтому все довольно коряво. Кусок статьи. Может кому будет интересно.

Днепровские пароходства

Общество с ограниченной ответственностью «Днепровский речной водный транспорт» («Dnepr-Flussschiffahrt GmbH - DFS) было основано в апреле 1942 г. в Вене, как акционерное общество с государственным капиталом. Основной капитал составлял 50 000 рейхсмарок. Целью общества было «заниматься судоходством на нижнем Днепре, Днепровском лимане и южном Буге (...) под руководством администрации, назначенной Начальником военно-транспортной службы вермахта (...)". Для этого, DFS принимало под управление по доверенности, находящиеся в собственности Начальника военно-транспортной службы вермахта суда, переброшенные от Дунайских пароходств на Днепр, а также верфи в Запорожье и имеющиеся в наличии перегрузочные устройства. Имперское министерство путей сообщения согласилось на это, после того, как гражданские администрации приняли управление захваченных восточных областей. Пароходство начало свою деятельность во второй половине мая в 1942 г.

Первоначально в распоряжении у пароходства находилось лишь несколько обнаруженных и годных к эксплуатации советских речных судов. В будущем судовой состав увеличился за счет поднятых и отремонтированных трофейных судов и перевода с Дуная буксиров и торговых судов. В сентябре 1942 г. 12 дунайских барж и 3 буксирных судна по распоряжению Начальника военно-транспортной службы вермахта были переведены на Дон: затем, часть этих единиц в ноябре 1942 г. снова вернулись на нижний Днепр.

Судовой состав DFS в октябре 1943 г. состоял из 7 пассажирских судов, 44 буксирных судов, 4 грузовых судов, 91 грузовой шаланды и 4 наливных шаланд.

После потери днепровского района баржи, принадлежавшие: Управлению транспортными перевозками вермахта «Ост» (WTLO), за исключением потопленных или брошенных на Днепре; управлениям речного транспорта «Зюйд» и Николаев (с марта 1944 г. Одесса), а также Морской службе DDSG, фактически оказались предоставленными в распоряжение Днепровского каботажного судоходства. Это распространялось также на мореходные суда. Немореходные единицы были переведены на Дунай. Остальные суда были возвращены их пароходствам-владельцам.

Общество с ограниченной ответственностью «Днепровское каботажное судоходство» (Dnepr-Küstenschifffahrt GmbH - DKS), Брайла/Вена) было основано 13.04.1942 г. имперскими предприятиями и гамбургским пароходством «Deutschen Levante-Linie» с основным капиталом в 100 000 рейхсмарок, для быстрейшего сообщения по маршруту нижний Дунай - Днепр, прежде всего с портами Николаев и Херсон. По высказыванию Начальника управления военного хозяйства и вооружения генерала Томаса, общество «было особенно направлено для содействия каботажу в Черном море, чтобы увеличить транспортировку товаров из Украины". Каботажная служба началась 01.07.1942. DKS использовалось только для коммерческих перевозок. Если судно DKS использовалось как транспорт военно-морского флота, то оно находилось в суб-аренде судоходного ООО. Начиная с 15.11.1943 все суда DKS ходили в суб-аренде судоходного ООО, так как DKS больше не совершало никакие коммерческих перевозок. На основе соглашения об управлении судами между DKS и DDSG от 20.05.1944, DDSG принимало на себя управление судами DKS. С этой целью еще 1 июля 1942 она основала Морскую службу DDSG.

Если подходящие мореходные суда не находились в распоряжении, то речные судна из состава немецких дунайских пароходств или конфискованные или арендованные суда балканских государств перестраивались в мореходные. Наряду с использованием нескольких грузовых теплоходов применялись, прежде всего, буксирные суда, которые таскали так называемые «греческие баржи», глубокосидящие мореходные транспортные средства, имевшие в среднем 1000 т. грузоподъемности. К концу 1942 г. находился в распоряжении уже следующий судовой состав: 7 грузовых теплоходов, 8 буксирных судов, 66 грузовых и 3 наливных барж. В дальнейшем в аренду у вермахта были взяты 11 буксирных судов, 14 грузовых и 1 наливную барж. Впоследствии и другие суда вошли в состав DKS. После освобождения советскими войсками района Днепра, оставшиеся суда DFS перешли к DKS. Судовой состав в октябре 1943 г. включал 22 буксирных судна, 9 грузовых судов, 5 танкеров, 69 грузовых и 112 наливных шаланд.

Пароходство «ООО Речное судоходство Киев» (Flussschiffahrt Kiew GmbH - FSK) было внесено 30 марта 1943 в судовой реестр Киева. Оно должна была заниматься по поручению Имперского предприятия речного судоходства "Герман Геринг" доверительным судоходством на среднем Днепре. FSK располагал филиалами в Днепропетровске, Кременчуге, Каменском и Запорожье. Разделение судоходства на Днепре между FSK и DFS было необходимым, так как после подрыва ДнепроГЭСа советскими войсками при отходе делало невозможным сквозное плавание по реке. Планировавшееся после ремонта плотины объединение FSK и DFS стало недействительным после потери района Днепра в конце 1943 г. - начале 1944 г.

Сведения о корабельном парке FSK в целом очень скудны, так как до сих пор не был найден никакой, хотя бы приблизительный, полный список транспортных единиц пароходства.

Наряду с трофеями и полученными из рейха малыми буксирами и баржами, вначале транспорт (включая так называемые «суда чрезвычайного положения») мог быть получен, также из 2-го Полевого отряда водных путей. 16 Fehnschiffe (? не перевел), которые в течение весны 1943 г. не могли быть переброшены на Днепр из-за малого весеннего паводка, были отправлены обратно по Людвиг-каналу и Дунаю на Черное море, после того как они вначале планировались для «Днепровского речного водного транспорта».

Кроме того, для судоходства в русских водах и для его сообщения с Дунаем имелось еще три вновь основанных пароходства: для Средиземного моря, включая Адриатику и Эгейское море - ООО «Средиземноморское пароходство» (Mittelmeer-Reederei GmbH - MMR), основанное 16.11.1942 г.; для Черного моря - ООО «Судоходство», Николаев («Schifffahrt GmbH.), основано 5.1l.l942 г.; и «Северное пароходство», Гамбург (Nord-Reederei), основанное 12.11.1943 г. для сообщения с Норвегией. Эти три общества, нацеленные в первую очередь для морского судоходства, располагали, тем не менее, большими количеством речных судов, которые могли быть использованы по море. При этом речь шла, прежде всего, о пенихе, которые в нескольких акциях были конфискованы на западных оккупированных территориях.

Они были построены для MMR „Предприятием Бургундия" (Unternehmen Burgund) после обширного строительства дорог и гидротехнических сооружений на Сене и Сомме, затем доставлены сухопутной дороге к Соне и Роне, по которым попали в Средиземное море и в частично разобранном виде по реке Пo в Адрию. Это пароходство использовало речные суда только для системы каналов Пo, где в Боттриге оно содержало материально-технический склад для обеспечения судоходства по реке По. ООО «Судоходство» получило около 140 пенихе, доставленных через Эльбу до Дрездена, оттуда по суше тяжелым подвижным составом Германских железных дорог до Ингольштадта. Они оказались запертыми на Дунае из-за фронтовой обстановки и так не достигли места назначения. В конце концов, часть пенихе вернулось тем же путем в снова в Дрезден.

Происхождения пенихе ООО «Судоходство» остается неясным, они были внесены в судовой регистр Вены с вымышленными характеристиками: все года постройки указаны 1936, 1937 или 1938 и у всех как место постройки «Бремен, верфь неизвестна».

Военные пароходства на Дунае и Днепре снабжались судами дунайских пароходств, принадлежащих имперским предприятиям, а также трофейными судами советского речного судоходства. В дальнейшем у них в распоряжении находились также суда союзных стран. В большом числе, например, торговые суда румынских «Centrale National de Romanizare» (CNR) и «Navigatia Fluviale Romana» (NFR).

речные суда, Вторая мироваяч война

Previous post Next post
Up