22 июля 1896 года командир канонерской лодки "Iltis" капитан-лейтенант Отто Браун, считавший одним из самых опытных офицеров, получил приказ от командующего Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой А.Тирпица разведать обстановку в гавани Циндао. На следующий день в 5 часов утра лодка вышла из гавани Чифу. К полудню она прошла Вей-Хай-Вей, при этом волнение на море усилилось, а видимость сильно ухудшилась из-за дождя и града. Около 16.30 "Iltis" дошла до мыса Шантунг и пошла в южном направлении. Погода ухудшилась еще больше, шедший под машиной и парусами корабль еле достигал хода в 4 узла, при этом из-за качки винт периодически оказывался над водой. Ночь была совершенно темной и Браун полагал, что находится далеко от берега. Однако в 22.30 ощутив два сильных удара корпуса о камни, лодка налетела на рифы (36,54 с.ш., 122,30 в.д.). Корпус разломился пополам - носовая часть легла на бок, а кормовая перевернулась вверх килем. Всего 3 моряков сумели выбраться на сушу. Только через два дня шторм успокоился и местный немецкий смотритель маяка с китайцами смогли спасти еще 11 человек, находившихся на обломках лодки. В катастрофе погиб 71 человек, включая всех офицеров.
"Iltis" в "черно-желтой 1878 года" окраске. Хотя меня терзают смутные сомнения...
"Iltis" стала третьей канонеркой, потерянной Кайзерлихе Марине в южных морях после "Adler" и "Eber", погибших от тайфуна на Самоа в 1889 году. В итоге это привело к заказу флотом новых кораблей - 6 канонерских лодок типа "Iltis" (II).
27 погибших, включая командира капитан-лейтенанта О.Брауна были похоронены вблизи места катастрофы у маяка Promontory.
Могила капитан-лейтенанта Брауна.
Погибшие офицеры "Iltis" - капитан-лейтенант Отто Браун (Braun), I офицер лейтенант цур зее Мориц фон Хольбах (von Holbach), вахтенные офицеры лейтенанты цур зее Вильгельм Прассе (Prasse) и Эрнст Фрауштядтер (Fraustädter), младший ординатор доктор Хильдебранд (Hildebrandt).
В честь памяти погибших, проживавшие в Китае немцы решили установить памятник. Он был торжественно открыт 21.11.1898 в Шанхае в присутствии прица Генриха Прусского. "63 немецких матроса и солдата морской пехоты окружали памятник, стоявшие на якорях австрийские, итальянские, русские, английские и американские корабли прислали делегации, присутствовали члены немецкого добровольческого корпуса, а также местное население появилось в неожиданном количестве - не из любопытства, а из сочувствия. После глубоко прочувствованного обращения генерального консула доктора Штюбеля спадал покров и памятник, сделанный скульптором Краусом по эскизам капитана Мюллера появился на глаза присуствующим. На гранитном постаменте возвышалась расколотая мачта высотой 6 м из бронзы, к основанию которой прислонялись немецкое знамя и лавровый венец".
Торжественное открытие памятника 22.11.1898.
Моряки с канонерской лодки "Iltis" (II) у памятника.
Общий вид.
Памятник был разрушен китайцами в 1918 году. Ну а с гибелью "Iltis" связано еще одно событие, касающееся Кайзерлихе Марине, но это уже другая история...