После окончания войны оба парома попали в руки британцев. 14 июля «Preussen» доставил из Дании в Киль подразделения Красного креста, а 20-го - 2 500 человек бывших беженцев в Холтенау. 24 июля «Deutschland» на буксире был отведен в Любек для ремонта на верфи Любекского машиностроительного общества. Через четыре дня с той же целью там появился и «Preussen». С этого момента портом приписки обоих паромов становится Любек, а последним немецким владельцем - дирекция государственных железных дорог в Альтоне (Гамбург).
По окончании ремонта оба судна по указанию британского Министерства военного транспорта занимались репатриацией немецких военнослужащих из Норвегии. «Deutschland» (4.08.-9.09.1945), «Preussen» (6.08.-1.09.1945) и пароход «Luise Leonhardt» перевезли из Треллеборга в Травемюнде 16 929 бывших солдат вермахта, 136 служащих женских вспомогательных частей и 5 000 югославских граждан. В октябре оба парома прошли переоборудование на Любекском машиностроительном обществе - теперь на вагонной палубе в четыре яруса разместились 800 коек. Их последней службой под немецким флагом стала перевозка этических поляков, пожелавших вернуться на родину, из Любека в Гдыню и Гданьск. «Deutschland» совершил семь таких рейсов с 19.11.1945 г по 11.02.1946 г., перевезя более пяти тысяч человек. «Preussen» ходил по этому маршруту несколько дольше - до 20 марта.
По репарационным соглашениям оба парома достались СССР. 12 марта 1946 года советская сторона в Любеке приняла «Deutschland», а на следующий день в 08.00 на нем был поднят новый флаг. Судно получило наименование «Анива». 21 марта там же в Любеке в 12.00 состоялась передача новым владельцем «Preussen», ставшего «Крильоном». В том же году оба парома навсегда покинули Балтийское море и отправились на Дальний Восток к новому месту службы (Анива - мыс и залив на юге острова Сахалин; Крильон - мыс и полуостров на юге Сахалина, получивший свое название от французского мореплавателя Ж.-Ф. де Лаперуза в честь французского военачальника XVI века Луи-Бальбес де Крильона).
Вначале оба парохода пришли на Черное море в Одессу, где на судоремонтом заводе прошли ремонт. В конце 1946 года «Анива», а в следующем году «Крильон» отправились из Одессы на Дальний Восток. При переходе на борту «Анива» находилось несколько советских ученых, которые после прохода Суэцкого канала вели регулярные метеорологические и актинометрические наблюдения в деятельном слое Индийского океана до глубин 500 м. Они собрали весьма ценный материал малоисследованной северной части океана.
Первое время после прибытия во Владивосток оба парома примерно год стояли в отстое, и на них жили курсанты Владивостокского высшего мореходного училища. «Анива» был в худшем техническом состоянии, чем «Крильон», поэтому на нем просто зашили досками рельсы, и так эксплуатировали.
Первоначально «Анива» и «Крильон» были приписаны к Сахалинскому пароходству. Несколько лет они занимались перевозкой пассажиров и различных грузов из Владивостока в порты южного Сахалина Холмск и Корсаков. С 1950 года бывшие паромы вошли в состав Дальневосточного государственного пароходства.
«Анива» в 1950-1951 годах прошел капитальный ремонт во Владивостоке.
Рис. 1. "Анива".
Рис. 2. "Анива" в 1951 г.
В 1959 году он пришел на ремонт в Находкинский судоремонтный завод (имеется информация, что в 1959 году бывший паром наскочил на рифы в результате навигационной ошибки в районе Сахалина). Однако из-за халатности вахтенной службы судно затонуло в акватории завода. Пароход под водой лег на левый борт с креном до 40°. Отряду судоподъема и подводно-технических работ (АСПТР) пароходства пришлось сначала выровнять судно на дне, затем поднять и удерживать его на плаву. В мае 1960 года работы были успешно завершены. Больше судно в море не выходило, а использовалось для хозяйственных нужд Находкинского судоремонтного завода. В 1963 году бывший «Deutschland» отправился на слом.
Рис. 3 - 4. "Анива" затонувший в акватории Находкинского судоремонтного завода.
«Крильон» на долгое время пережил своего собрата. После небольшой перестройки в конце сороковых годов он вошел в состав Дальневосточного государственного пароходства в качестве пассажирского судна, служившего на маршруте Владивосток - Камчатка.
Рис. 5 - 6. "Крильон".
Рис. 7. "Крильон" на Сахалине, 1950 г.
Рис. 8 "Крильон" входит в бухту Золотой Рог, Владивосток. Слева у причала - пароход "Гоголь".
В 1957 - 1959 гг. пароход прошел коренную модернизацию по проекту 885 ЦПКБ-7 на советско-китайской верфи «Совкитсудстрой» в порту Далянь (бывший Дальний). В ходе работ оригинальный силуэт судна изменился, став однотрубным и куда более обыденным. Теперь он имел вместимость 5 034 брт, длину 116,32 м., ширину 15,56 м и осадку 5,98 м. Мог принимать на борт в каютах люкс четырех пассажиров, в каютах 1-го класса - 58 человек, в каютах 2-го класса - 76 человек, в каютах 3-го класса - 386 человек и в каютах мать и дитя 14/14 пассажиров. Благодаря капитальному ремонту паровых машин и переводу котлов на жидкое топливо, общая мощность энергетической установки увеличилась до 5 834 л.с.
Рис. 9 - 12. "Крильон" после перестройки.
Рис. 13. «Крильон» прибыл после модернизации во Владивосток, 1959 г.
Вернувшись в строй, «Крильон» ходил на линии Владивосток - Корсаков. В 1960 году под флагом Красного Креста он участвовал в возвращении корейских репатриантов из Японии в Корейскую Народно-Демократическую Республику.
Рис. 14 - 15. «Крильон» под флагом Красного Креста.
Рис. 16 - 17. «Крильон» во Владивостоке и в порту Восточный.
С 1972 по 1979 год старое судно служило в качестве плавучей гостиницы «Морская-1» для строителей порта Восточный в бухте Врангеля близ Владивостока. 3 июля 1975 года «Крильон» окончательно вывели из эксплуатации и стали использовать также в качестве плавучей котельной для нужд порта. В 1985 году он все еще продолжал использоваться в качестве плавучей гостиницы. К сожалению, мне не удалось установить окончательную судьбу бывшего «Preussen».
Рис. 18 - 19. "Крильон" во Владивостоке. За ним пароход "Якутия", бывший «Император Петр Великий».
С того момента, как «Deutschland» и «Preussen» впервые вышли в море, прошло уже больше столетия. 35 лет эти суда являлись визитной карточкой «Королевской линии». Немцы по праву гордились своими паромами, увековечив их на множестве фотографий и почтовых открыток.
Рис. 20 - 21. «Preussen».
В долгой, да и, пожалуй, все-таки счастливой судьбе этих кораблей, уцелевших в двух мировых войнах, как в зеркале, отразилась европейская история первой половины ХХ века. И после смены флага, «труженики моря» «Анива» и «Крильон», хоть и не оставили такого заметного следа в истории советского торгового флота, но остались в памяти людей, связанных с морем, став героями прекрасных «морских рассказов» Дмитрия Старцева «Белый пароход (Памяти «Анивы»)» и «Пар на марке».
https://forum.katera.ru/index.php?/topic/7513-par-na-marke/ Строитель Строительный номер Спущен на воду Вступил в строй
«Deutschland» A.G. “Vulcan”, Штеттин-Бредов 292 - 17.02.1909 15.06.1909
«Preussen» A.G. “Vulcan”, Штеттин-Бредов 293 - 03.04.1909 .06.1909
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение: нормальное - 4385 т
Вместимость: 2882 брт; 738 нрт («Deutschland») / 2849 брт; 707 нрт; («Preussen»)
Размерения: длина - 108,0 м
длина наибольшая - 113,8 м
ширина наибольшая - 16,26 м
осадка - 4,90
Силовая установка: 2 ПМ «Vulkan» тройного расширения, 5 цилиндрических огнетрубных ПК «Vulkan», с 1942 - 6 цилиндрических огнетрубных
комбинированных ПК
Мощность 5400 л.с.
Скорость: 16,5 уз.
Запас топлива: 210 т угля + 160 т угля
Вооружение: «Deutschland» (1914) 4х1 - 88-мм орудий SK L/40, 2х1 - 55-мм SK орудий; «Deutschland» (09.1940) 2х1 - 88-мм зенитных орудий
SK L/45, 420 мин;
с 12.1944 1х1 - 37-мм и 1х10 - 20-мм ЗА.
Кол-во пассажиров: 975 чел.
P.S. Несколько дополнений к тексту.
Часто пишут, что во время Второй мировой «Preussen» протаранил и утопил миноносец «Leopard». Но это не так. Это был другой «Preussen».
На «Preussen» в 1917 г. в Россию из Германии через Швецию и Финляндию вернулся Владимир Ленин.
Был вопрос по котлам, не отраженный в тексте. В свое время разобрались.
«Deutschland» с новыми котлами (производства "Одер Верке") в 1940 при возвращении с Запада на Балтику при проходе Ла-Манша дал ход более чем 20 узлов (!) на переходе узкости Дувр-Кале.
«Preussen» - получил новые котлы в начале войны. Шесть котлов типа "Capus" были готовы, но из них 4 отдали на ледокол "Castor" по требованию Кригсмарине. Новые 4 котла строились с нуля на "Одер Верке" для Дирекции государственных железных дорог (Штеттин) с большими проблемами.
P.S.S. Всех с Днем Военно-Морского флота!!!