«Deutschland» и «Preussen» - паромы «Королевской линии». Часть 2. Великая война.

Jul 18, 2021 13:38

Продолжение.

Летом 1914 года мирная служба «Deutschland» и «Preussen» прервалась из-за начала боевых действий. Надо сразу отметить, что германский Адмиралштаб всегда очень много внимания уделял вопросам ведения минной войны на море. Кроме минных заградителей специальной постройки и боевых кораблей, могущих нести на своем борту мины, планировалось, в случае необходимости, переоборудовать во вспомогательные заградители различные гражданские суда. С этой целью еще в мирное время в мобилизационных планах проходил перечень пассажирских пароходов, транспортов и паромов, которым после начала боевых действий предстояло направиться на заранее определенные верфи для переоборудования.

Поэтому не удивительно, что «Deutschland» и «Preussen», учитывая особенности их внутреннего устройства, уже 1 августа были отправлены в Фридрихсорт и Куксхафен соответственно для переоборудования во вспомогательные минные заградители. После окончания работ они принимали на борт 420 мин и получили в качестве вооружения четыре 88-мм орудия SK L/40 и два 50-мм скорострельных орудия. Интересно, что флот уплачивал арендные платежи в размере 690 рейхсмарок за каждый паром их прежнему хозяину за один день службы.

4 августа оба судна вошли в состав Кайзерлихе Марине, при этом «Deutschland» был передан в подчинение главнокомандующему морскими силами Балтийского моря, а «Preussen» - станции Северного моря.

Уже в первый день службы «Deutschland», которым командовал обер-лейтенант запаса Гвидо Майснер, принял на борт 200 мин. Затем он вышел в море, где присоединился к вспомогательным заградителям «Prinz Waldemar» и «Prinz Heinrich», стоявшим на якоре у входа в пролив Фемарн-Бельт и готовым в любой момент начать минирование. Вскоре состоялся и первый боевой поход. Главнокомандующий морскими силами Балтийского моря гросс-адмирал принц Генрих Прусский приказал выставить минное заграждение южнее Наргена. В операции, кроме «Deutschland», участвовали малые крейсера «Augsburg» (флаг контр-адмирала Р. Мишке), «Magdeburg» и миноносцы V-25, V-26, V-186. Подход к предполагаемому месту постановки намечался в 19.00 17 августа. При этом приходилось учитывать, что заградитель давно не чистил котлы и не мог держать ход более 10 узлов. В итоге, операция была выполнена не до конца - из-за постоянных визуальных контактов с русскими кораблями Мишке не захотел и рисковать, и приказал выставить заграждение на курсе SW 16°, когда отряд находился приблизительно посредине между Ганге и мысом Такхона. Операция началась в 19.43 и окончилась в 20.35. Всего «Deutschland» выставил 200 мин на глубину 3 метра на расстоянии 80 метров друг от друга. На следующий день заградитель вернулся в Данциг. В немецкой военно-морской литературе это минное поле получило неофициальное название «заграждение Мишке».

Рис. 1. Операции германского флота у входа в Финский залив в августе 1914.


В итоге, мины выставленные «Deutschland» стали причиной гибели 19-го (по другой информации 20-го) двух нейтральных голландских пароходов «Alice H.» (1912 г., 3052 брт), принадлежавшего компании «Стомват Матсхаппей Софи Х.» из Роттредама, и «Houtdijk» (1902 г., 2336 брт) также роттердамской «Солльвелль Ван дер Мер & Т.Х. Ван Хаттум» Кроме них 27 августа там же погиб тральщик «Проводник», ставший первой потерей Балтийского флота в Великой войне. Правда, больше жертв не было, так как, определив размеры и расположение заграждения, наши моряки включил его в свою систему минной обороны.

Рис. 2. Тральщик "Проводник".


24 августа «Deutschland» перевели в состав Флота Открытого моря, и он покинул Балтику, перейдя в Вильгельмсхафен. Однако уже 6 сентября судно вернулось обратно. Вскоре Майснера на посту командира сменил капитан-лейтенант Франц Клаассен. 25 сентября корабль вместе с другими заградителями выходил на позицию к Гейлингенхафену у входа в пролив Фемарн-Бельт для предполагавшейся постановки минного заграждения в случае попытки прорыва британского флота в Балтийское море.

Следующий боевой поход состоялся 3 - 8 декабря. Теперь местами минных постановок германское командование определило входы в финские порты Бьёрнеборг (ныне Пори) и Раума. В отличие от первой операции заградителю предстояло действовать в одиночку, поэтому на нем на всякий случай была приготовлена маскировка под броненосный крейсер - фальшивые деревянные третья дымовая труба и две орудийные башни. Кроме этого, корма судна, имевшая своеобразную форму, во время перехода пряталась под специальным парусиновым покрытием. На этот раз приказ командования был исполнен в точности. В ночь на 6 декабря с 03.50 до 04.42 «Deutschland» выставил поперек входных курсов в гавань Бьёрнеборга 120 мин с интервалом в 90 метров, а с 05.50 до 06.45 перед Раума остальные 80 мин с интервалами 360 и 60 метров. В 10 часов вечера 7-го возвращавшийся заградитель встретили малый крейсер «Augsburg» и миноносцы, а в 10.30 следующего дня «Deutschland» благополучно пришвартовался в гавани Киля. Заграждение у Раума стало причиной гибели трех нейтральных шведских пароходов - «Luna» (1905 г., 1400 брт), «Norra Sverige» (1872 г., 723 брт), принадлежавших стокгольмскому пароходному обществу «Свеа», и «Everilda» (1882 г., 1400 брт) пароходного общества «Гиперион» из Хельсинборга.

Рис. 3. Шведский пароход «Luna».




Рис. 4. Шведский пароход «Norra Sverige».


Рис. 5. Шведский пароход «Everilda».


В апреле 1915 г. новым командиром корабля стал фрегаттен-капитан (в отставке) Хуго фон Розенберг. Тогда же принц Генрих Прусский приказал выставить два минных заграждения - первое южнее маяка Бенгтшер и второе севернее маяка Дагерорт. Прикрытие осуществляли броненосный крейсер «Prinz Adalbert» (флаг контр-адмирала О.Беринга), малые крейсера «Thetis», «Lübeck» и 20-я полуфлотилия миноносцев. Кроме этого в разведку к Бенгшеру была выслана подводная лодка U 26. Когда отряд уже был в 40 милях к NO от острова Свенска-Санде, план операции пришлось изменить, так как лодка по радио доложила, что у Бенгшера постановка мин невозможна из-за большого количества плавучих льдов. В итоге, «Deutschland», прикрываемый «Thetis», выставил вечером 15 апреля 180 мин неподалеку от острова Даго (немецкое обозначение «минное поле С»). По окончании операции на следующий день заградитель в сопровождении миноносца вернулся в Киль.

Рис. 6 - 8. «Prinz Adalbert», «Thetis» и «Lübeck».






Результаты действий отряда Беринга не удовлетворили командование и поэтому в следующем месяце германские корабли вновь вышли в море. Целями операций вновь назначили постановку мин южнее Бенгтшера («минное поле В»), а также южнее банки Олег («минное поле А»). 21 мая «Deutschland» покинул Киль, имея на борту 214 мин. В этот раз в операции участвовали практически все наличные немецкие силы на Балтике - 23-го в море вышли броненосные крейсера «Prinz Adalbert» (флаг контр-адмирала А. Хопмана), «Roon», «Prinz Heinrich», малые крейсера «Augsburg», «Lübeck», а также 19-я и 20-я полуфлотилии миноносцев. Как и в прошлый раз, дальнюю разведку осуществляла U 26, крейсировавшая теперь южнее острова Богшер (В этом походе U-26 4 июня потопила русский минный заградитель «Енисей».).

Рис. 9. Ролльман, положение дел на 1 июля 1915 года.


Рис. 10. Ролльман, крейсерство U 26 с 24.05 по 04.06.1915.


Рис. 11. U 26. Кроме "Енисея" она в октябре 1914-го убила броненосный крейсер "Паллада"-II.


И вновь планы операции претерпели изменения. Так командир U-26 капитан-лейтенант Э. фон Беркхейм не знал о границах «минного поля В», то Хопман (возражавший, кстати, против постановки мин в выбранных командованием точках), решил ограничиться только заграждением у банки Олег. Постановка «минного поля А» началась в 23.00 24 мая и окончилась через час. Всего «Deutschland» опустил в воды Балтийского моря 214 мин со средними интервалами 120 метров на глубину 5 метров.

В июне, в связи с возросшей активностью подводных лодок противника на Балтике, Адмиралштаб принял решение выставить несколько крупных заграждений. Для этих целей «Deutschland» доставил из Киля 700 противолодочных мин новейшей конструкции, которые ранее предназначались для установки в Фемарн-Бельте. 13 июня он прибыл в Нойфарвассер, откуда через четыре дня вышел на операцию, в которой участвовали также малые крейсера «Augsburg» (флаг коммодора Й. фон Карпфа), «Lübeck» и 6 миноносцев. Контр-адмирал Хопман остался в Данциге с броненосными крейсерами и малым крейсером «Thetis», готовый при необходимости сразу же выйти в море.

Рис. 12. Малый крейсер «Augsburg».


Проводку отряда мимо маяка Стейнорт обеспечивал дивизион вспомогательных тральщиков из Нойфарвассера, действовавших под прикрытием броненосца береговой обороны «Beowulf» и миноносца V-107. К часу ночи следующего дня «Deutschland» успешно выставил заграждение из 580 мин (одна из которых взорвалась от удара о грунт) в западной части Ирбенского пролива поблизости от Михайловского маяка. К утру корабли вернулись в Либаву. Затем заградитель успел сделать еще один поход в Киль за минами, как ему неожиданно пришлось вернуть к своей прежней службе.

Дело в том, что армия в это время решила наладить железнодорожное сообщение от недавно захваченной Либавы до Шавлей и Митавы (ныне Шауляй и Елгава), для чего потребовалось доставить морем паровозы и вагоны. Принц Генрих разрешил использовать для этих целей «Deutschland». Уже 26 июня тот доставил в Либаву из Зассница 3 паровоза и 6 товарных вагонов. На обратно пути 28-го в густом тумане неподалеку от Рюгена «Deutschland» сел на мель, с которой сошел собственными силами через три часа. Когда же туман рассеялся, то оказалось что всего в 50 метрах находятся скалы мыса Штуббенкаммер. Загрузив в Засснице еще 18 вагонов, паром 1 июля прибыл в Либаву. Третий, как тогда предполагалось последний, поход завершился 5 июля, при чем по возвращении в Зассниц судно сопровождал II дивизион тральщиков из-за появившихся в этих водах британских субмарин.

Однако вскоре армейское командование попросило продолжить перевозки подвижного состава. До 10 июля «Deutschland» проделал еще три рейса из Зассница и Данцига в Либаву. Всего за 23 дня, совершая переходы с экономической скоростью, паром прошел 4500 миль; за это время было совершено семь погрузок угля на судно и девять перегрузок из трюмов в угольные ямы. Затем 12-го, получив благодарность за отличную службу от принца Генриха Прусского, «Deutschland» отправился на восемь дней в Киль для чистки котлов и проведения текущего ремонта механизмов. По возвращении в состав флота корабль вновь доставил груз мин, которые предполагалось выставить у Моонзунда.

Следующей операцией, в которой участвовал заградитель, стала первая попытка прорыва германского флота в Рижский залив 8 августа. После прохода немецких кораблей через русские заграждения в Ирбенском проливе, «Deutschland» предстояло выставить мины перед Моонзундом. Однако вице-адмирал Э. Шмидт в тот же день прервал операцию, и заградитель ночью вернулся в Либаву. Участвовал он и во второй, уже удачной, попытке 16 - 21 августа, действуя совместно с главными силами, минные постановки так и не состоялись.

Рис. 13. Карта позиций в Балтийском море и Финском заливе.


С 3 сентября, на восемь недель, судно вновь вернулось к мирной службе на линии, вместо ставшего на плановый ремонт «Preussen». При этом «Deutschland» продолжал числиться в составе флота. В октябре фон Розенберга на посту командира сменил корветтен-капитан Вилфрид фон Лёвенфельд.

В следующем году, после схода льда, в течение месяца, с 4 апреля по 3 мая, германские корабли провели шесть операций по постановке мин в Финском заливе. «Deutschland» принял участие в четырех из них. Первая состоялась ночью 4 апреля - в ней также были задействованы крейсера «Augsburg», «Strassburg» и вспомогательный минный заградитель «Rügen». Прикрытие осуществляли малый крейсер «Kolberg» (флаг коммодора Х. Лангемака), подводная лодка U-A, миноносец V-100 и миноносцы X флотилии. «Deutschland» выставил четыре минных заграждения («B», «C», «F», «G»), опустив в воды Балтики в общей сложности 748 мин. Затем в ночь с 11 на 12 апреля к востоку от острова Готска-Санде минзаг поставил еще три минных поля («D», «E», «H») - 444 мины. После этого команда корабля получила временную передышку, так как он вместе с «Rügen» совершил несколько рейсов в Киль и Данциг за очередным грузом «рогатой смерти». В ночь с 25 на 26 апреля результатом боевой деятельности «Deutschland» стали заграждения «К» и «М» (296 мин). В этот раз операция осложнялась густым туманом. И, наконец, 2-3 мая неподалеку от мыса Церель было выставлено последнее минное поле «Z» (212 противолодочных мин). Всего в течение пяти недель германские корабли установили 20 минных заграждений общей длиной около 80 миль, состоявшие из 2900 мин, опущенных на глубину 3 метра на среднем расстояние 50 метров друг от друга.

Рис. 14 - 15. «Deutschland» в марте 1916-го в Кильской гавани и схема по состоянию на 1916 г..




1 сентября 1916 года последним командиром заградителя был назначен корветтен-капитан Эрнст Хоффман, который оставался на этом посту до конца октября 1918 года.

Весной 1917 года «Deutschland» в последний раз принимал участие в боевых действиях. С 18 по 26 апреля он вместе с минным заградителем «Nautilus» и миноносцем V-77 выставил более десяти минных полей (всего 2227 мин) к северу и северо-востоку от Готска-Санде, между Готска-Санде и Хувудшером, а также к северо-западу от острова Эзель. Постановку прикрывали крейсера «Augsburg» (флаг контр-адмирала А. Хопмана), «Strassburg», подводная лодка UC-78, VIII и X флотилии миноносцев, а также II флотилия тральщиков. На этом участие «Deutschland» в Великой войне закончилось, хотя он вернулся к прежнему владельцу только 16.09.1919 г.

Военная карьера «Preussen» отказалась куда короче. Первоначально его планировали использовать в качестве вспомогательного минного заградителя в Северном море, но что-то там не сложилось, и уже 15 августа паром вновь вышел на «Королевскую линию».

30 января 1915 г. вечерние рейсы между Зассницем и Треллеборгом были временно отменены из-за усилившейся опасности нападения неприятельских подводных лодок. Кроме этого, и сам маршрут изменен из-за того, что пятью днями ранее малый крейсер «Gaselle», находясь в 9 милях к северо-северо-западу от мыса Аркона, подорвался на мине. Так было обнаружено русское минное заграждение, выставленное броненосным крейсером «Россия» в ночь на 15 января.

Рис. 16. Малый крейсер "Gaselle".


После 10 июля «Preussen» сменил «Deutschland» на перевозке подвижного состава в Либаву для нужд армии, совершив один рейс. Затем, как уже писалось ранее, 3 сентября он стал на капитальный ремонт, продлившийся несколько недель. Выйдя на линию «Preussen» умудрился, в отличие от «Deutschland», нанести урон только собственному флоту. Поздно вечером 15 октября у Зассница паром протаранил и утопил конвоировавший его миноносец Т-100, приписанный к торпедной школе. Спасти удалось только пятерых из 44 человек команды.

Еще менее чем через месяц, 7 ноября британская субмарина Е-19 двумя торпедами атаковала малый крейсер «Undine», который вместе с миноносцем V-154 сопровождал паром на обратном пути из Треллеборга. Миноносцу и спасательным шлюпкам с «Preussen» удалось спасти большую часть команды крейсера. После этого события впервые рейсы германских судов в Швецию были отменены на некоторое время.

Рис. 17. Малый крейсер "Undine".


Рис. 18. Гавань Зассница, миноносцы, броненосный крейсер "Roon" и кто-то из паромов.

минные заградители, kaiserliche marine, Кайзерлихе Марине, Первая мировая война

Previous post Next post
Up