Танганьика, 1914-1916. Часть 3.

Mar 29, 2021 20:09


Англичане практически сразу подняли "Кингани" и отбуксировали его в Калемие. Там они привели пароход в порядок, и 17 января 1916 г. после окончания ремонта флот Его Величества пополнился... "Фифи" (HMS Fifi). Коммандер Спайсер-Симпсон остался верен себе (Птичье "чирик-чирик" по-французски.). Артиллерия новой единицы состояла из 12-фунтового орудия на баке, которое первоначально предназначалось для "Барона Дани", и 3-фунт. на корме. Причем, так как длина 12-фунтовки составляла больше четверти от длины корабля, стрельба была возможна только строго по носу. Тем временем, бельгийцы отремонтировали "Александер дель Коммюн", вооружили 37-мм немецкой пушкой с "Кингани" и переименовали в "Венжер". Однако полностью восстановить поврежденный котел не удалось, и пароход развивал ход не более 5 узлов. Кроме этого, они установили на 10-тонную речную самоходную баржу одно 57-мм и одно 47-мм орудия, - плавбатарея получила название "Дикс Тоннес". Самое же главное, что наконец-то, союзники заключили соглашение, по которому в подчинение британцев переходили все суда на озере, а бельгийцы брали на себя береговую оборону. Правда, в первых числах февраля понесла потери и флотилия Спайсер-Симпсона. Разыгрался очень сильный шторм, во время которого "Венжер" и "Нетта" получил серьезные повреждения, а "Туту" вообще затонул в гавани. Его тут же подняли, но требовалась время, чтобы снова ввести его в строй.





Согласно бельгийскому сайту на первом фото "Александер дель Коммюн", на втором "Венжер". Но как говаривал Бунша "Меня терзают смутные сомнения"...



"Sixteen Tons". Шутка) "Dix tonnes", на заднем плане "Нетта".



В начале февраля Циммер получил от туземцев сведения о том, что у бельгийского побережья ночами наблюдается интенсивное движение судов. Чтобы проверить эту информацию, а также прояснить судьбу "Кингани", корветтен-капитан направил 8 февраля "Хедвига фон Виссманна" под командой обер-лейтенанта Одебрехта совместно с одним из катеров к поселению Кунгвесток, расположенному на немецком берегу прямо напротив истока Лукуги. Его план заключался в следующем. Выйдя из Кунгвестока, Одебрехт должен будет осмотреть место гибели "Кингани", а затем встретиться в полдень 9-го у Лукуги с Циммером, который будет на "Гетцёне". Затем немецкие корабли совершат набег на коммуникации противника. Когда немецкий озерный "дредноут" появился на следующий день в месте встречи, то обнаружил там только катер. Его командир доложил, что между 9 и 11 часами со стороны Лукуги доносилась орудийная канонада. Обеспокоенный судьбой "Хедвига фон Виссманна" корветтен-капитан двинулся на поиски...

Утром 9 февраля 1916 г., приблизительно в 07.45, "Хедвиг фон Виссманн" появился в виду английской базы. Сразу же навстречу немецкому кораблю из бухты вышли "Мими", "Фифи", "Дикс Тоннес" и один из бельгийских катеров. Одебрехт заметил суда противника и, посчитав их невооруженными, вначале двинулся навстречу. Однако затем, в 09.30, канонерская лодка легла на обратный курс и полным ходом направилась к месту встречи с "Гётценом" - обер-лейтенант пытался заманить врага в ловушку. Спайсер-Симпсон бросился в погоню. Ситуация благоприятствовала ему - "Мими" был быстрее "Хедвига фон Виссманна", а 12-фунт пушка "Фифи" била на дистанцию 8000 метров, тогда как немецкие стреляли на 3000 и 2500 метров.

Вскоре быстроходный "Мими" под командой суб-лейтенанта А.Э. Уэйнрайта вырвался вперед. Спайсер-Симпсон семафором потребовал вернуться и держаться рядом с флагманом, но тот проигнорировал отданный приказ. Когда катер приблизился на расстояние 3000 м, немцы открыли огонь из кормовой 47-мм пушки. Тогда Уэйнрайт отвернул и стал держаться в шести километрах от преследуемого. Несколько раз Одебрехт разворачивался и шел навстречу противнику в надежде ввести в действие свои пушки, но англичане всегда были начеку и оставались вне зоны действия немецких орудий.

В 11:30 в "Хедвиг фон Виссманн" попал первый снаряд. Почти сразу за ним второй, ставший роковым, - он угодил прямо в паровой котел и уничтожил его. При этом на борту вспыхнул пожар. Потеряв ход, канонерская лодка оказалась беспомощной, так как британцы не собирались подходить и продолжали вести огонь с безопасной для себя дистанции. "Гётцена" нигде не было видно, и Одебрехт отдал приказ оставить судно. Экипаж попытался спустить шлюпку, но она тут же затонула,- так что пришлось спасаться вплавь. В 11.45 "Хедвиг фон Виссманн", названный фон Леттов-Форбеком "символом немецкого господства на озере Танганьика", лег на борт и затонул. Команда была подобрана с воды бельгийцами, так как Спайсер-Симпсон углядел в воде ящик для сигнальных флагов, и "Фифи" присоединилась к спасательной операции только после того, как он был поднят на борт. Так англичанами был захвачен кормовой флаг "Хедвига фон Виссманна". Из экипажа парохода погибли два немца и пять туземцев, еще один немец и два туземца были ранены. Союзники потерь не понесли.

После гибели "Хедвига фон Виссманна" обе стороны сделали перерыв в активной деятельности. Как и в случае с "Кингани", Циммер не имел точных сведений о судьбе своего корабля и полагал его потопленным береговой артиллерией. Хотя в распоряжении немцев оставался еще "Гётцен", но теперь их господству на озере явно пришел конец. Это сразу же не заметило сказаться на общей обстановке вокруг озера. Корветтен-капитан обратился к фон Леттову-Форбеку с просьбой перебросить на Танганьику из дельты Руфиджи несколько судов. В феврале в Кигому прибыл "Вами" (однотипный с "Кингани"). Пароход вооружили 37-мм пушкой и в марте ввели в строй. Кроме него, удалось перебросить буксир "Адъютант" водоизмещением 250 т. Он смог проскочить через английскую блокаду в Дар-эс-Салам, где был разобран и доставлен в Кигому по железной дороге.





"Вами" до войны в Дар-эс-Саламе.









Буксир "Адъютант"

Но было уже поздно, так как союзники перехватили инициативу. Были отремонтированы и вновь введены в строй "Туту", "Нетта" и "Венжер". Бельгийцы также смогли организовать на небольшом озере Тонгве в 32 км севернее Лукуги базу гидросамолетов, где уже с 13 марта начали базироваться переданные им из состава британской авиастанции в Занзибаре 4 гидроплана "Шорт 827". В середине апреля бельгийская Северная бригада под командованием полковника Молитора начала наступление в районе озера Киву, которое закончилось взятием Кигали.

Тем временем, Спайсер-Симпсон, не решавшийся даже под давлением местного командования атаковать "Гётцена", уехал в Стэнливилль. Однако так пугавший союзников германский пароход к этому времени уже был практически безоружным - по приказу фон Леттов-Форбека, с него сняли 105-мм и 88-мм орудия и отправили на юг в Бисмаркбург для обороны города, а на их место для дезинформации противника установили деревянные макеты (По информации Э. Грёнера число 37-мм осталось прежним, по другим источникам - кормовая также была снята.). В отсутствие Спайсер-Симпсона катер "Нетта" под командованием лейтенанта Вотье 6-7 мая совершил набег на вражеский берег, обстреляв при этом германский пост в деревне Килвеса и захватив в бухте Кунве дау с грузом пальмового масла и несколькими пакетами корреспонденции противника. 12 мая из Стэнливилля вернулся Спайсер-Симпсон. Там он реквизировавший у британского консула и отправил в разобранном виде на Танганьику паровой катер "Сент-Джордж". Судя по всему, поездка пошла повысила боевый дух коммандера, потому что уже через пять дней "Фифи", "Венжер" и "Нетта" направились к Кигоме. Правда, вся активность флотилии союзников ограничилось двумя 37-мм снарядами, выпущенными "Нетта" по гавани.





Вид Альбертвилля с воздуха. "Барон Дани" строится.



Мастерская в Кигоме.

В июне войска союзников с успехом атаковали позиции германцев на севере и юге Танганьики. Бельгийская Южная бригада под командование подполковника Ольсена взяла Узумбуру и двигалась к Кигоме, а на Бисмаркбург из Северной Родезии наступали британские части под командованием подполковника Мюррея. 2 июня состоялся первый авианалет на Кигому, целью которого стали стоявшие в гавани "Гётцен" и "Адъютант". Через три дня флотилия Спайсер-Симпсона, получившего приказ воспрепятствовать эвакуации немецких войск из Бисмаркбурга по озеру, подошла к городу. Гавань оказалась забитой дау и охранялась фортом с установленными в нем тяжелыми орудиями. Подчиненные коммандера рвались в бой, однако тот, по известной только ему причине, отказался это сделать. Ограничившись всего несколькими залпами с "Фифи" по укреплениям противника он ушел в Калемие. Когда же 9 июня Спайсер-Симсон под давлением командования все же вернулся к Бисмаркбургу, то обнаружил его уже занятым британцами. У коммандера состоялся весьма нелицеприятный разговор с Мюрреем, так немцы смогли вывести из города без потерь все войска. В тоже время бельгийцы продолжали активно использовать авиацию, не всегда, правда, успешно. Так 5 июня  вылет не состоялся из неисправности гидросамолета. Запланированный через два дня налет также окончился неудачей - приземлившийся посреди озера из-за отказа мотора аппарат взял на буксир вышедший для обеспечения операции "Венжер" и отвел в бухту Тоа. Вылет 10 июня был куда более успешным - гидросамолеты атаковали "Гётцен", когда тот находились в 25 км к югу от Кигомы. Бельгийская сторона утверждала, что летчики смогли добиться попадания в корабль одной из двух сброшенных 65-фунтовых бомб, однако Циммер в своих мемуарах, как обычно, опровергал это. При этом одному из летательных аппаратов из-за неисправности пришлось приводниться неподалеку от Кигомы. "Венжер", крейсировавший поблизости от германского берега, пришел на помощь и на буксире отвел "Шорт" в Тоа.

В следующем месяце наступила развязка. Бельгийские войска под командованием полковника Томбе перерезали Центральную железную дорогу, и участь Кигомы была решена. 10 июля на стапеле был сожжен так и несобранный "Адъютант", а 26-го Циммер, разрушив укрепления, оставил город и ушел на "Гётцене" к устью реки Малагараси, где затопил пароход. На следующий день "Нетта" под командованием лейтенанта Ленара вышел из Калемие для поиска и уничтожения вражеских судов в районе дельты Малагараси. В 05.30 утра 28-го, бельгийцы обнаружили в 33 километрах к югу от Кигомы "Вами", стоявшую на якоре возле деревни Букеле. Канонерка, которая отбуксировала последнюю группу дау с аскари из Кигомы, занималась выгрузкой людей и снаряжения на берег. Немцы, заметив бельгийский катер, поспешили поднять якорь и попробовали скрыться. Однако командовавший пароходом штурман Веттштейн вскоре понял, что уйти от более быстроходного и лучше вооруженного противника не удастся, и в 07.00 приказал отправить "Вами" на дно с помощью подрывных зарядов. Германское судно затонуло через двенадцать минут на мелководье в 300 метрах от берега. С его гибелью закончилась "война канонерок на озере Танганьика". При этом бравый бельгийский лейтенант не постеснялся доложить командованию, что потопил самого "Гётцена"(!).



Верфь в Кигоме со стоящим на эллинге буксиром "Адъютант". Фото сделано 9.7.1916 г. бельгийскими летчиками.

После оставления Кигомы "Подразделения Мёве" продолжило войну на суше. Его командир Густав Циммер встретил окончание боевых действий в чине капитана цур зее и уже в мирное время написал мемуары о своих приключениях на Черном континенте. В отличие от него, Джеффри Спайсер-Симпсон в Африке не задержался. После неисполнения приказа о блокаде Бисмаркбурга, он "отличился" еще раз. В июле коммандер отказался предоставить бельгийцам суда своей флотилии для перевозки войск по озеру, что вызвало небольшой дипломатический скандал. В итоге, доктор Хэншел предложил ему по состоянию здоровья вернуться в Европу, что Спайсер-Симпсон не замедлил сделать. Несмотря на столь странное поведение, он был награжден Орденом за выдающиеся заслуги. Впоследствии Спайсер-Симпсон служил в должности помощника директора военно-морской разведки (Naval Intelligence) и принимал участие в Парижской мирной конференции 1919-20 годов как переводчик британской делегации. Выйдя в отставку, он продолжил заниматься гидрографическими исследованиями, проведя последние годы жизни в Британской Колумбии. Кроме этого, коммандер прочитал ряд лекций о боевых действиях на озере Танганьика и помог написать статью для "National Geographic" о путешествии британских моряков через африканские джунгли. Умер Джеффри Бэзил Спайсер-Симпсон в 1947 г.

Остальные офицеры "Африканской военно-морской экспедиции" получили Кресты за выдающиеся заслуги, a 12 низших чинов Медали за выдающиеся заслуги. А вот Джон Ли, разработавший план по доставке катеров в Африку и помогавший его осуществить, не был отмечен ни каким образом.

И в заключение о дальнейшей судьбе кораблей, принимавших участие в боевых действиях на Танганьике. "Мими" затонул в Калемие в 20-х годах. Его собрата ждала более счастливая участь. "Туту" по железной дороге доставали в Кейптаун, где долгое время он красовался в доках Виктории с памятной табличкой на борту: "Этот катер служил в восточно-африканской кампании как вооруженный крейсер, где захватил и потопил две немецкие канонерки с помощью своего систершипа "Мими". "Барон Дани" был спущен на воду 24 августа и вошел в строй 17 ноября 1916 г. Он принадлежал бельгийцам до 1959 г., после чего на мачте взвился флаг нового государства Заира. В 1964 г. пароход в Калемие получил сильные повреждения в результате пожара, после чего сменил владельца и после восстановления стал называться  "Джейсон Сендве" (Jason Sendwe).





Вошедший в строй "Барон Дани".



Кигома в период бельгийского владычества.

"Венжер" впоследствии переименовали в "Катанга" и в годы Второй мировой перевели на озере Киву. "Вами" вскоре был поднят бельгийцами и некоторое время служил как "Вапи". О его дальней судьбе информации нет, как и нет ее и о судьбе "Нетты". "Фифи" в 1919 г. вернулся в Кигому, откуда несколько лет совершал рейсы в Касангу, перевозя грузы и пассажиров. Однако судно быстро пришло в негодность, и 19 октября 1924 г. оно было торжественно затоплено, уйдя под воду с развевающимся флагом на мачте. С этим пароходом связан один интересный момент. События, происходившие во время войны на Танганьике, обратили на себя внимание кинематографистов. Так история потопления "Кингани" отчасти стала основой для сюжета классического голливудского фильма "Королева Африки" ("The African Queen", 1951 г.), в котором главные роли сыграли блистательные звезды Хэмфри Богарт и Кэтрин Хепберн.

Ну а самая же необычная судьба оказалась у "миролюбивого" "Гётцена", оказавшегося слишком ценным, чтобы просто ржаветь на дне озера. В 1918 г. пароход подняли бельгийцы, но не восстановили его, и в 1920 г. он снова затонул в Кигоме во время шторма. Затем его выкупили англичане и 16 октября 1924 г. спасательная команда королевского флота вновь подняла судно. 16 мая 1927 г. под наименованием "Лиемба" пароход сошел на воду, и уже летом пустился в свое первое плавание по Танганьике под новым флагом (Так на суахили звучит название озера Танганьика.). В семидесятых годах его капитально отремонтировали, при этом старые паровые машины заменили на дизели. И сейчас последний реликт военного флота империи Гогенцоллернов продолжает совершать рейсы между Кигомой и Мпулунгой, оставаясь уникальным действующим памятником немецким инженерам и судостроителям

P.S. Так как текст довольно большой, ЖЖ его не переваривает и приходится дробить на части.

kanonenboot, kaiserliche marine, Кайзерлихе Марине, Первая мировая война, Канонерские лодки

Previous post Next post
Up