Танганьика, 1914-1916. Часть 2.

Mar 28, 2021 13:17


Два последующих месяца прошли в несении патрульной дозорной службы и диверсионных набегах на западный берег озера. Так лейтенант Унгерер набил руку на демонтаже бельгийской телеграфной линии, проходившей по побережью. 1 февраля 1915 г. в ходе одного из рейдов "Хедвиг фон Виссманн", на борту которого находился сам Циммер, единственным выстрелом из 37-мм пушки разогнал колону носильщиков, охраняемых бельгийскими аскари. Но когда на берег высадился вице-штурман Эдель с восемью матросами, чтобы подобрать брошенные припасы, то они подверглись нападению около 100 аскари. Немцам чудом удались без потерь вернуться на борт канонерки под прикрытием огня ее 37 -мм орудия. На следующий день уже сам "Хедвиг фон Виссманн" попал под огонь двух замаскированных 76-мм орудий возле устья Лукуги. В отличие от октября прошлого года, на сей раз, стрельба велась гораздо лучше. Команде парохода с трудом удалось выйти из опасной зоны. Всего по "Хедвигу фон Виссманну" было выпущено 40 снарядов, близкий разрыв одного из которых сумел поджечь палубный тент. Так что теперь немцам приходилось вести себя осторожнее при плавании у вражеского берега.





"Хедвиг фон Виссманн"



Тем временем, 5 февраля "Граф фон Гётцен" во время прилива плавно сошел на воду, став на тот момент самым большим судном на озере. Однако требовалось еще много времени, чтобы он вошел в строй. После спуска пароход стали готовить к воинской службе в качестве войскового транспорта, могущего перевезти до 1000 человек, и канонерской лодки.



"Гётцен" перед спуском на воду.



"Гётцен".

Приблизительно тогда же Циммер узнал от одного из своих шпионов из племени холо-холо, которое симпатизировало немцам, что в поселении Тембве находится слабый бельгийский гарнизон (30 человек с 1 пулеметом). Он спланировал налет, в котором приняли участие 41 человек (6 немцев и 35 аскари) под командованием Одебрехта. Их прикрывал Унгерер на "Хедвиге фон Виссманне". В ночь с 26 на 27 февраля германцы высадились в Тембве, но внезапной атаки не получилась, так противник оказался предупрежден о нападении. Тем не менее при поддержке артогня с канонерки немцам удалось одержать победу. Погибли бельгийский лейтенант и 18 аскари, многие были ранены. Удалось захватить и двух пленных, один из которых оказался британцем. В качестве трофеев немцам достался пулемет, винтовки, боеприпасы и провиант. В свою очередь, потери десанта составили 1 убитый и 2 раненых аскари и смертельно раненый обер-матрос Штралендорф. Он стал первой потерей "Подразделения Мёве" с августа 1914 г.

Флотилия и далее продолжала вести активные действия на озере. 11 марта "Кингани", которым командовал обер-лейтенант цур зее Брокс, обстрелял укрепленную позицию бельгийцев в Кибанге. Через три дня "Хедвиг фон Виссманн" вместе с пушечным плотом, под командой капитан-лейтенанта Янцена, прикрывали неудавшуюся высадку обер-лейтенанта цур зее Зибеля и его людей на о-в Убвари (На тот момент на плоту находилось только одно 88-мм орудие. Второе было временно отправлено в дельту Руфиджи для вооружения буксира "Адъютант".). "Кингани" в это время патрулировал между Баракой и Увирой. В апреле все наличные единицы флотилии были задействованы для переброски озером в Бисмаркбург войск, прибывших в Кигому из Таборы, Дар-эс-Салама и Муанзы.



"Хедвиг фон Виссманн" буксирует дау с войсками.



Он же буксирует пушечный плот.





Пушечный плот.



42-я рота в Кигоме, март-апрель 1915 года.

Приблизительно в это время бельгийцы стали ловить и вешать шпионов из племени холо-холо, вынудив его откочевать от побережья Танганьики вглубь джунглей. В результате Циммер имел довольно-таки смутное представление о том, что творится на противоположном берегу озера. Тем не менее, к концу весны 1915 г. до корветтен-капитана дошли слухи о начатой бельгийцами постройке "Барона Дани", что сильно его обеспокоило. Так как точных сведений от агентов по этому поводу не поступало, то он был вынужден отправлять "Хедвиг фон Виссманн" и "Кингани" в разведывательные походы с целью определения места верфи, но и это не принесло ясности. Лишь однажды Одебрехту повезло, и он сумел ночью тайно высадиться на берег возле устья Лукуги, где обнаружил на реке сооружение, идентифицированное им как слип длиной 80 м в ранней стадии постройки.

Но как выяснилось впоследствии, немцам надо было опасаться не бельгийцев, а англичан, пребывавших до сей поры в самом настоящем летаргическом сне. Но это только казалось. Весной 1915 г. в Лондоне появился южноафриканский охотник на крупную дичь Джон Р. Ли (Имеется информация, что Ли являлся лейтенантом Королевского флота.). 21 апреля он сумел получить аудиенцию у Первого морского лорда (есть непонятки - вроде Джексон занял эту должность только в мае) сэра Генри Джексона, во время которой рассказал о своем плане по доставке на Танганьику нескольких быстроходных вооруженных катеров для борьбы с немецкими кораблями. Расстояния, которые предстояло преодолеть экспедиции, были внушительными:

• пароходом от Лондона до Кейптауна 6100 миль;

• по железной дороге от Кейптауна до Фунгуруме 1942 мили;

• через буш и горы Митумба от Фунгуруме до Санкиши 120 миль;

• по железной дороге от Санкиши до Букамы на реке Луалаба 15 миль;

• от Букамы по Луалабе до Кабало 200 миль;

• по железной дороге от Кабало до устья Лукуги 175 миль.

На следующий день Ли получил ответ от сэра Джексона: "Это одновременно и обязанность и традиция Королевского флота атаковать врага в любом месте, где достаточно воды, чтобы проплыл корабль”.

Получив одобрение Адмиралтейства и Министерства иностранных дел и по делам колоний, Ли начал поиск подходящих судов и вскоре остановил свой выбор на двух катерах с газолиновыми двигателями и корпусом из красного дерева толщиной 3/8 дюйма, строившихся для Греции на верфи Торникрофта в Твикинхэме. Эти катера водоизмещением 0,45 т, длиной 12,19 м и шириной 2.44 м, оснащенные двумя 100-сильными двигателями, развивали скорость 15 узлов. Они были вооружены 47-мм пушкой на носу и пулеметом "максим " на корме.



Чертеж катера.



"Мими" во время испытаний.

Всего же "Африканская военно-морская экспедиция" состояла из четырех офицеров и 24 нижних чинов, под командованием самого старого на тот момент лейтенант-коммандера Ройал Нэйви (1876 г. рождения) Джеффри Бэзила Спайсер-Симпсона.



Джеффри Бэзил Спайсер-Симпсон.

Этот опытный офицер представлял собой личность весьма эксцентричную и непредсказуемую, прозябавшую в тот момент на берегу в должности начальника одного из отделов Адмиралтейства, занимавшегося переводом моряков из торгового флота в военно-морской. В течение службы за ним вереницей тянулись различные инциденты и скандалы, из-за которых он, в конце концов, впал в немилость у начальства. Так с началом войны, буду назначенным командовать флотилией канонерских лодок в Рамсгэйте, Спайсер-Симпсон разместился не на борту корабля, а оборудовал себе резиденцию в гостинице на берегу. Откуда он и наблюдал гибель подчиненной ему торпедной канонерской лодки "Найждер", потопленной германской субмариной U-12 11 ноября 1914 г. Выбор Адмиралтейства, павший на этого хвастливого и тщеславного, покрытого татуировками змей, бабочек и цветов офицера, многим показался весьма странным. Однако стоит отметить, что Спайсер-Симпсон, вернувшийся в метрополию перед самым началом войны, в 1911-1914 годах занимался гидрографическими исследованиями на реке Гамбия, и имел, соответственно, большой опыт службы в Африке. Лейтенант-коммандер уже в самом начале показал свой норов, предложив назвать катера HMS "Кэт" и HMS "Дог" ("Кот" и "Пес"), а получив отказ, предложил еще более оригинальные "Мими" и "Туту" (Впоследствии, отвечая на вопрос, что значат эти странные наименование, Спайсер-Симпсон заявил, что так по-французски звучат "мяу-мяу" и "гав-гав".).

8 июня 1915 г. экспедиция отправилась на пароходе из Лондона в Кейптаун. Все снаряжение весом более 50 тонн, от боеприпасов до топлива, пришлось брать с собой. 2 июля моряки добрались до Кейптауна. Ли вместе с суб-лейтенантом Макги из Добровольческого резерва Королевского флота сразу же выехали по железной дороге в Элизабетвиль, а затем в Фунгуруми, где организовали базовый лагерь (Элизабетвиль - нынешний Лубумбаши в Демократической Республике Конго.). Им также предстояло найти наиболее удобный путь на сухопутном участке пути, прокладывая вместе с сотней туземцев проход через буш и горный хребет Митумба высотой около 1800 метров над уровнем моря. В течение месяца авангард партии выравнивал дорогу по пути следования, построил около 150 мостов, прорубил проход через пока еще не исследованные участки буша. Тем временем, основной состав экспедиции 19 июля покинул Кейптаун и по железной дороге направился в Фунгуруми, где встретился с авангардом. Так как численный состав экспедиции был слишком малочисленный, то для медицинского обеспечения к нему присоединился доктор Хэншел из Лондонской школы тропической медицины.

Наконец, 15 августа отряд Спайсер-Симпсона вместе с большим количеством носильщиков-туземцев и целым стадом волов двинулся в путь. Катера разместили на двух специальных повозках с обрезиненными колесами, которые тащили два паровых трактора. Впереди на грузовике, везшим палатки и оборудование для их установки, ехал авангард.

Это оказалось богатое на событие путешествие, в течение которого моряки флота Его Величества боролись с лесными пожарами, стойко переносили укусы тропических насекомых, чинили ломавшиеся механизмы и повозки. Однажды колесо одной из повозок провалилось в нору муравьеда, при этом сильные повреждения получили винт и руль катера. Тем не менее, во многом благодаря умению и смекалке старшего механика экспедиции суб-лейтенанта А.Э. Уэйнрайта, 28 сентября, пройдя 146 миль, экспедиция благополучно достигла Санкиши. Затем катера вновь погрузили на железнодорожные платформы и доставили в Букаму, расположенную на реке Луалаба, после чего их в течение нескольких дней приводили в порядок, заделывали швы, ремонтировали двигатели. В начале октября моряки двинулись дальше. Так как это было время сухого сезона, то Луалаба сильно обмелела, и для уменьшения осадки катеров пришлось привязывать к бортам пустые железные бочки от горючего. При посадке на мель суда приходилось стаскивать вручную. Но вскоре вода поднялась и "Мими" с "Туту" 8 октября своим ходом пришли в Мусангу, откуда направились в Кабало. Этот отрезок пути прошел куда более комфортно, так как катера разместили на лихтерах, которые буксировал бельгийский речной пароходик. На преодоление речного участка пути длиной около 400 миль ушло две недели. Затем в Кабало суда вновь погрузили на железнодорожные платформы, и 28 октября, через пять месяцев, после того как экспедиция отплыла из Лондона, Спайсер-Симпсон и его люди увидали водную гладь Танганьики. Базой для англичан стала небольшая бухта Калемие неподалеку от Альбертвилля.

Экспедиция Спайсера-Симпсона прекрасно иллюстрирована в IWM, поэтому я не стал тащить оттуда фото - сами можете полюбоваться.


THE TANGANYIKA EXPEDITION, 1915 - 1916


One of the Royal Navy motor boats being transported over the bridge of piled wooden logs. On the Biano. Left to right: Chief Petty Officer Waterhouse DCM, Dudley, Petty Officer Flynn, and Lieutenant Commander Geoffrey Spicer-Simson.

www.iwm.org.uk

А тем временем, 9 июня 1915 г. "Гётцен" вошел в состав Кайзермарине, став самой крупной боевой единицей на озере. Правда, за время службы ему так и не удалось принять участие ни в одном из боев. Вооружение корабля составляли: 88-мм орудие на полубаке и две 37-мм пушки на корме и в средней части перед мостиком. Экипаж, которым командовал обер-лейтенант резерва Зибель, насчитывал 40 человек. В августе состав артиллерии "Гётцена" усилился. В Кигому доставили два 105-мм орудия с затопленного в дельте реки Руфиджи легкого крейсера "Кёнигсберг", и теперь на носу "графа" установили одно из них, а 88-миллиметровка перебралась на корму (По информации немецкого историка Э. Грёнера число 37-мм пушек осталось прежним, по другим - кормовая была снята.



105-мм орудие на баке "Гётцена". Справа вице-штурман Эдель.





"Ухнем, дубинушка, ухнем". Второе 105-мм орудие направляется на позицию.

Вообще, вооружение германских озерных пароходов на Танганьике постоянно менялось в ходе войны, поэтому нет точных данных относительно числа орудий, которые они несли в разные периоды службы.). Из-за веса установленной артиллерии скорость парохода несколько упала. Изменился состав вооружения и на "Хедвиге фон Виссманне" - кормовую 37-мм пушку сменила английская 47-мм, захваченная во время боев в дельте реки Руфиджи. Прибыло и пополнение - в распоряжение Циммера поступили обер-лейтенант цур зее Фройнд, лейтенант цур зее Розенталь, инженер-механик  Бокманн, и 50 матросов из команды "Кёнигсберга".



Команда "Гётцена".



Офицеры Подразделения "Мёве" (слева направо) - обер-лейтенант цур зее Брокс, вице-штурман Эдель и инженер-механик Бокманн.

В сентябре из-за начавшегося наступления бельгийцев в районе Руанды, флотилия Циммера занималась перевозкой войск из Кигомы в Узумбару. Затем канонерки поддерживали немецкое контрнаступление действиями у бельгийского побережья между Баракой и Увирой. Кроме этого, отряд обер-лейтенанта Розенталя совершил несколько успешных нападений на телеграфные линии противника и ремонтные отряды.



Погрузка войск на "Гётцен".



Дау в гавани Кигомы.



Аскари в ожидании погрузки. Кигома.

Тем не менее, свежая информация от осведомителей о постройке "Барона Дани" отсутствовала, и поэтому немцы пытались хоть как-то изменить ситуацию. В одну из осенних ночей обер-лейтенант Одебрехт попробовал уничтожить несколько лодок, собранных бельгийцами на Лукуге. Он вместе с обер-ефрейтором Мюллером, замаскировавшись под туземных разведчиков, попытался проникнуть туда на лодке-динге, но был разоблачен. Вторая попытка, когда он решил высадиться прямо у слипа, закончилась полным провалом - по немцам открыли огонь и они не смогли даже добраться до берега. При возвращении "Хедвигу фон Виссманну" удалось захватить дау с несколькими бельгийскими аскари, но военнопленные не смогли сообщить ничего ценного. Впоследствии выяснилось, что такая озабоченность Циммера не соответствовала реальному положению дел - согласно отчету бельгийского командующего группой войск на Танганьике в 1916 - 1917 годах полковника Муларта (Moulaert), постройка "Барона Дани" была начата только 6 марта 1916 г.



Постройка "Барона Дани".

Только 3 декабря Розенталь смог определил фактическое местонахождение "Мими" и "Туту". Для этого ему потребовалось три попытки. 1 декабря на рассвете он на "Хедвиге фон Виссманне" сумел подойти на 200 метров к истоку Лукуги, когда по канонерской лодке открыла огонь береговая батарея противника, состоявшая из 2 105-мм и 2 76-мм орудий. К счастью для немцев, пароходу удалось уйти неповрежденным. Следующей ночью Розенталь вплавь добрался до суши, но был вновь замечен охраной и обстрелян. И только третья попытка оказалась удачной. Обер-лейтенанту, надевшему на сей раз капковый бушлат, удалось незамеченным вплавь добраться до берега и рассмотреть британские катера, спрятанные в буше. Однако при возвращении, он не смог найти в темноте свой корабль. Только на рассвете Розенталь увидел пароход, который уже уходил в Кигому. Тогда офицер снова доплыл до берега, где и был вскоре взят в плен.

История бравого обер-лейтенанта на этом не закончилась. Он смог передать через британского офицера в Кигому письмо с просьбой переслать личное имущество. На последней странице Розенталь мочой (!) написал рапорт об увиденном. К сожалению для немцев, Циммер получил его только в феврале 1916 г., когда было уже слишком поздно. В мемуарах генерал-лейтенанта Вале, являвшегося с октября 1915 г. командующим всеми войсками западной части колонии, упоминается, что письмо обер-лейтенанта содержало некоторую ценную информацию относительно бельгийского наступления на суше. Его видимый текст показался настолько странным и запутанным, что все штабные офицеры были убеждены, что в нем имеется некое секретное донесение. После долгих и безуспешных попыток расшифровки, письмо передали фотографу, который смог проявить строки, написанные мочой. Сам же обер-лейтенант цур зее Розенталь смог вернуться в Германию только в феврале 1920 г.

Британские катера, появившиеся на озере в конце октября, тщательно прятались от посторонних глаз. Так как на озере зачастую свирепствовали самые настоящие шторма, то длительное время заняла постройка своеобразного волнолома из валунов, с целью создания безопасной гавани для этих хрупких суденышек. После обоснования в Калемие эксцентричность Спайсер-Симпсона проявилась во всей красе. Лейтенант-коммандер начал носить килт, поднял над своей хижиной адмиральский флаг, все приказы отдавал только сигнальными флажками, а уж собственное прилюдное купание в самодельном бассейне превратил практически в цирковой номер. Все это сделало британского командира в глазах местного населения почти полубогом.

Это "захватывающее" зрелище достойно отдельного описания. Каждую среду и субботу толпы африканцев собирались у хижины, в которой проживал лейтенант-коммандер. Его слуга наполнял складную парусиновую ванну водой определенной температуры. Точно в 15.45, Спайсер-Симпсон, обвернутый в простыню, выходил из хижины, куря сигарету на длинном мундштуке. Затем он сбрасывал последнее одеяние и начинал делать гимнастику обнаженным, поражая туземцев своими многочисленными татуировками. Окончив серию физических упражнений, эксцентричный британец, наконец-то забирался в ванну и начинал мыться, во время чего слуга подавал ему стакан вермута. В финале следовал холодный душ из ведра, новая сигарета и уход в хижину. Вряд ли кто еще мог бы предложить местному населению такую развлекательную программу... :)

При этом он практически сразу умудрился испортить отношения со старшим бельгийским офицером в Лукуге майором Стрингламбером, который попытался командовать англичанами. Но Спайсер-Симпсон сразу же осадил ретивого бельгийца, заявив, что его чин выше. Наконец катера полностью отремонтировали и установили на них вооружение. 22 декабря "Мими", а на следующий день и "Туту" были спущены на воду. На Рождество моряки опробовали оба катера на максимальном ходу и сделали по одному выстрелу из пушек, затем вытащили их обратно на берег.



"Мими" на Танганьике.



Британские катера на озере.

Кроме этого, тогда же 22-го, бельгийцы ввели в строй быстроходный моторный глиссер "Нетта". Этот катер был построен в 1914 г. также фирмой Джона Торникрофта и предназначался для почтового сообщения между Леопольдвиллем и Стэнливиллем. Он имел длину 18  метров и с помощью трех 100-сильных двигателей "Mesnay" развивал скорость 18-19 узлов. Бельгийцы планировали в качестве вооружения установить на него скорострельное 57-мм орудие системы Максима, британский 37-мм "пом-пом" и два пулемета. Однако эти наполеоновские планы потерпели неудачу. Из-за слабости конструкции на катере удалось разместить только "пом-пом" и пулеметы, и то для этого пришлось соорудить деревянную платформу на две трети длины судна.



"Нетта".

Поскольку первые две недели декабря на озере свирепствовала непогода, то немецкие корабли не выходили в плавание. За это время фон Леттов-Форбек прислал в Кигому отряд под командованием корветтен-капитана в отставке Шёнфельда, который отличился ранее диверсиями на железной дороге между Момбасой и Найроби. Командующий колониальными войсками надеялся, что опытным диверсантам удастся определить местонахождение неуловимых судов противника и уничтожить их. К неудовольствию Циммера, ему пришлось уступить Шёнфельду "Кингани", и как только погода наладилась, пароход под командой лейтенанта цур зее резерва Юнге с диверсантами на борту отправился на поиски.

26 декабря в 07.15 Спайсер-Симпсон получил сообщение с наблюдательного поста о приближении вражеского корабля. Оставив эту информацию при себе, он продолжил завтрак с офицерами. В 09.30, как обычно, началась воскресная служба. Через 10 минут, когда Спайсер-Симпсон читал проповедь, примчался африканец с сообщением о появлении вражеского корабля в виду Лукуги. Еще через несколько минут все присутствующие могли увидеть подходившую канонерскую лодку "Кингани". Но команда "Боевая тревога. Корабль к бою и походу изготовить" была подана лишь тогда, когда служба закончилась. "Кингани" к этому моменту уже прошел мимо базы, и катера бросились в погоню. Сам Спайсер-Симпсон находился на "Мими", а суб-лейтенант Артур Дарвилл Дадли из Добровольческого резерва Королевского флота командовал "Туту". Британские суда сопровождал бельгийский катер "Нетта", который успели вооружить только пулеметами. Его командир лейтенант Вотье (Wauthier) получил приказ не вмешиваться, а заниматься исключительно спасением людей в случае потопления одного из участников боя.

Приблизительно к половине двенадцатого "Мими" и "Туту" догнали более тихоходного немца в бухте Мгубва. А вот дальнейшие описания событий с английской и немецкой стороны очень сильно отличаются. Байрон Фарвелл в своей книге "Великая война в Африке (1914 - 1918)" пишет, что немецкая канонерка открыла огонь по "Мими" первой с предельной дистанции, пытаясь вывести катер из строя пока он не может отвечать, а англичане начали отвечать только в 11.47, только они подошли на дистанцию 1,8 километра. Бой продолжался недолго. За счет более высокой скорости катера могли свободно маневрировать, выбирая дистанцию, в то время как пушка "Кингани", установленная на носу, имела ограниченный надстройкой сектор стрельбы. Вскоре английские канониры, петти-офицеры Уотерхаус ("Мими") и Флинн ("Туту"), добились трех попаданий в канонерскую лодку, на которой начался пожар. Через 11 минут после начала боя, в 11.58, немцы выбросили белый флаг. При этом стоявший на руле "Мими" капрал, управлявший катером первый раз в жизни, протаранил "Кингани", сильно повредив деревянный нос катера. Увидев это, один из бельгийских офицеров, наблюдавших за боем с берега, заметил: "Надо же. Храбрый капитан протаранил свой приз". В итоге, "Кингани" начала быстро оседать в воду, и все, что сумела сделать абордажная группа, - это подвести судно как можно ближе к берегу, где оно и затонуло на двухметровой глубине.

Циммер в своих мемуарах приводит другую версию, согласно которой, британцы имели на катерах 76-мм пушки и расстреливали "Кингани", оставались вне радиуса действия ее орудия (2400 м). Звучит, мягко говоря, странно, т.к. установка длинноствольной 76-мм пушки на маленьких катерах, а, особенно, стрельба из нее под хоть каким-нибудь углом к диаметральной плоскости, была практически невозможна. При первом же попадании были убиты командир лейтенант цур зее резерва Юнге и унтер-офицер. Второй снаряд унес жизнь вице-штурмана резерва Пеннинга, третий - двух матросов. В результате, на борту осталось всего два человека, которые попали в плен, прежде чем сумели взорвать "Кингани". Правда, Фарвелл, почему-то пишет, что англичане захватили трех немцев, один из которых оказался старшим механиком, и восемь африканцев, а еще один африканец доплыл до берега и был взят в плен уже там (Вероятно, "лишние" немцы были из состава отряда корветтен-капитана Шёнфельда.).

Таким образом, первое же столкновение окончилось полной победой англичан. Британское адмиралтейство отметило Спайсер-Симпсона, присвоив тому чин коммандера. С этого момента в боевых действиях на Танганьике начал наступать перелом, и более уже немецкая флотилия не владела инициативой как прежде. Причем в действиях Циммера стала сквозить некая растерянность. Так он даже не знал, что случилось с "Кингани", и принял на веру, не удосужившись проверить, сведения от своих шпионов из местного населения о потоплении канонерской лодки бельгийскими береговыми батареями. В качестве доказательства этого, они утверждали, что пароход затонул на мелководье, и из воды торчит его труба. В итоге, более месяца немецкая флотилия пребывала в относительном бездействии. А вот противник развил куда более кипучую деятельность.

kaiserliche marine, Кайзерлихе Марине, Первая мировая война

Previous post Next post
Up