Танганьика, 1914-1916. Часть 1.

Mar 27, 2021 12:36


Как и обещал, продолжаю про Танганьику. Опубликовано было у Алекса в «Морская война. Люди, корабли, события 2009 № 02. Боевые действия на озере Танганьика в 1914-1916 гг.»

Начавшись, Первая Мировая война не обошла стороной и Африку, где противоборствующие стороны располагали обширными колониями. Причем, как ни парадоксально это звучит, почти в самом центре континента около двух лет, с августа 1914 по июль 1916 г., велась самая настоящая "война канонерок". Ареной для нее стала водное пространство одного из великих африканских озер - Танганьики. Это озеро на тот момент служило естественной границей между колониальными владениями трех государств-участников Великой войны - Бельгийским Конго, британской Северной Родезией и Германской Восточной Африкой.



В начале августа 1914 г. в гавани Дар-эс-Салама находилось гидрографическое судно германского флота "Мёве" под командованием корветтен-капитана Густава Циммера (Cпущено на воду 2.07.1906 г. Водоизмещение - 653 т, скорость - 8,8 уз. Служило гидрографическим судном на Северном и Балтийском морях, с 3.05.1911 в том же качестве находилось в африканских колониях Германии). С началом войны, в обязанности этого офицера было вменено снаряжение нескольких судов снабжения для малого крейсера "Кёнигсберг", действующего на индийско-африканских торговых маршрутах. Затем ему самому предстояло заняться нарушением судоходства противника. Так как на борту "Мёве" находилось всего три 37-мм револьверные пушки, то для усиления артиллерийского вооружения будущего рейдера, с "Кёнигсберга" ранее были выгружены 2 88-мм орудия SKL/30 с боезапасом 400 снарядов. Но эти планы оказались нарушены появлением 8 августа перед Дар-эс-Саламом британских бронепалубных крейсеров "Астрея" и "Пегасус", обстрелявших радиостанцию. Немцы заблокировали гавань, затопив у входа в нее плавучий док, а Циммер был вынужден взорвать "Мёве" на мелководье, предварительно сняв с судна все ценное.



Дар-эс-Салам в 1905 г.



Гидрографическое судно "Мёве".





"Мёве" затопленный в гавани Дар-эс-Салама.

Таким образом, в распоряжении оберст-лейтенанта Пауля фон Леттов-Форбека, командующего колониальными войсками в Германской Восточной Африке, оказалось 106 моряков Кайзерлихе Марине. Часть из них он решил отправить в город Кигома, являвшийся конечной станцией Центральной железной дороги, и одновременно стратегически важным портом на германском берегу озера Танганьики. Чтобы противостоять возможному наступлению бельгийских и британских войск, следовало установить контроль над озером, разделявшим противоборствующие силы. Фон Леттов-Форбек писал в своих мемуарах: "Быстрая переброска войск, расположенных у Центральной железной дороги, на Бисмаркбург или на Узумбуру (Ныне это соответственно танзанийский город Касанга и столица Бурунди - Бужумбура), зависела, безусловно, от наличия постоянного и беспрепятственного транспорта по Танганьике, и это сыграло большую роль в дальнейшем ходе операций". Бывший экипаж "Мёве", получивший вначале наименование "Морской экспедиционный корпус", а затем "Подразделение "Мёве", направился по железной дороге на 200 километров вглубь страны в Морогоро, где ему предстояло подготовиться к ведению боевых действий.



Команда "Мёве". Дембель планировался в 1915 г., но не вышло.

Уже 12 августа взвод в составе 30 моряков под командованием обер-лейтенанта цур зее Хорна прибыл в Кигому. Хорн немедленно мобилизовал небольшой (водоизмещение 57 т) озерный пароходик "Хедвиг фон Виссманн", вооружив его тремя 37-мм пушками с "Мёве". Это судно было построено в 1897 г. гамбургской верфью "Янсенн унд Шмилински". После его разобрали, упаковали в ящики и морем доставили в Дар-эс-Салам. Затем 5000 носильщиков донесли пароход до озера, где его вновь собрали и 20.09.1900 г. спустили на воду. Кроме "Хедвига фон Виссманна" в Кигоме находилось еще одно судно - "Граф фон Гётцен" (Постройку однотипного парохода "Рехенберг" верфь Мейера приостановила незадолго до спуска на воду, в связи с началом Первой мировой войны. В 1915 г. его разобрали на стапеле. Закладка еще одного судна так и не состоялась). Однако этот крупный пароход, водоизмещением 1200 т, постройки Машиностроительного завода и судоверфи Йозефа Л. Мейера в Папенбурге, еще даже не был спущен на воду. Его появление в Кигоме сходно с историей "Хедвига фон Виссманна". После спуска на воду, он также был разобран и с тремя специалистами завода отправлен в Африку. Немецким корабелам первоначально предстояло обустроить в Кигоме механическую мастерскую с грузовым краном, а также построить эллинг, оборудованный электроприводом для спуска лагом, на котором вновь собрать пароход. Впоследствии эллинг предполагалось использовать для ремонта, с возможностью подъема судов из воды. Кроме мобилизации "Хедвига фон Виссманна", Хорн также приготовил Кигому к обороне от предполагавшейся высадки бельгийского десанта. Обустроившись таким образом, немцы приступили к установлению контроля над озером.











"Хедвиг фон Виссманн".

Теперь немного о самом театре боевых действий. Танганьика - второе по величине озеро в Африке площадью 33 тысячи км2 и глубиной до 1430 м. Его длина примерно 675 км, ширина - от 20 до 50. Расположено озеро в тектонической впадине на высоте 773 м. Единственный сток из него по реке Лукуга в реку Луалаба находился на бельгийской стороне, причем большую часть времени Лукуга не судоходна. Танганьика является самым длинным озером в мире. Дау, парусным лодкам местного населения, необходимо шесть недель, чтобы пересечь его с юга на север. В тоже время "Хедвиг фон Виссманн" делал этот же рейс всего за шесть дней, а мощности его энергетической установки хватало для буксировки до 8 дау с солдатами (Правда после установки вооружения на пароход, его скорость упала с 9 до 6-7 узлов). Так что паровые суда имели на озере очень большое значение, и поэтому в первую очередь Хорну предстояло разобраться именно с ними.





Театр боевых действий.

Бельгийцы имели на озере пароход "Александер дель Коммюн". Это судно водоизмещением 90 т, было построено в 1899 г. английской фирмой "Edwards" из Миллуола для компании "Катанга", перевезено на Танганьику и вошло в строй в 1901 г. Кроме него, на железнодорожных платформах в Кабало в разобранном состоянии находился корпус самого крупного парохода на Танганьике "Барон Дани" полным водоизмещением 1500 т. Вооружение бельгийского "гиганта" составляли одна 102-мм, одна 76-мм и две 37-мм пушки. Однако машинную установку и надстройку этого судна, построенного в 1913 г. фирмой "Cockerill", так и не успели отправить из Антверпена до начала войны, что не давало возможности приступить к работам. Англичане располагали пароходами "Гуд Ньюс" и "Сесил Родс", находившимися на юге озера.

Первую вылазку немцы осуществили уже 14-15 августа. "Хедвиг фон Виссманн" ночью подошел к бельгийскому берегу рядом с городом Увира и высадил десант, который повредил телеграфную линию. Затем Хорн продолжил плавание, во время которого потопил несколько лодок туземцев под предлогом, что они были "предназначены для перевозки войск". 25 августа немцы наконец-то обнаружили "Александера дель Коммюна", вооруженного 76-мм орудием и пулеметом, возле берега в Мпала. Однако, более быстрый "бельгиец" отказался от боя и сбежал под защиту береговой батареи (76-мм и 47-мм орудия), находившейся в устье реки Лукуга возле города Альбертвилля (Нынешний Калемие в Демократической Республике Конго). Тем не менее, бравый обер-лейтенант не побоялся вступить в бой с бельгийской артиллерией, попытавшись при этом нанести повреждения судну противника. В ходе перестрелки длившейся около двух часов, немцы сумели нанеся повреждения котлу и дымовой трубе, после чего команда "Александера дель Коммюна" покинула пароход, посадив его на мель. Удовлетворившись этим, Хорн ушел в Кигому. Его корабль не получил никаких повреждений от огня противника, за исключением дыры в кормовом флаге.



Обер-лейтенанты цур зее Мориц Хорн и Йоб Одебрехт.

Результатом этой акции стало решение фон Леттов-Форбека направить в Кигому и остальную часть "Подразделения Мёве". 26 августа Циммер был назначен командующим районом озер Танганьика и Киву. Через четыре дня корветтен-капитан вместе со своими людьми прибыл на озеро.



Корветтен-капитан Густав Циммер.

Циммер привез в город все ценное из вооружения, оборудования и припасов своего бывшего судна, в том числе паровой катер и шлюпки. Кроме этого, по его приказу железной дорогой в Кигому доставили моторный катер "Бенц", ранее принадлежавший "Восточноафриканской железнодорожной компании" и паровой катер с нефтяным отоплением "Петерс" "Общества по борьбе с сонной болезнью". Вскоре флотилию пополнил маленький пароходик "Кингани" водоизмещением 45 т, который пришлось практически с боем забрать у вице-губернатора Хуманна. Это судно было построено в 1893 г. верфью Майера. На следующий год его доставили в Дар-эс-Салам, после чего пароход служил там таможенным крейсером. 88-мм пушки с "Кёнигсберга" оказались слишком тяжелыми для "Хедвига фон Виссманна", и их установили на специально построенном плоту из уложенных в три слоя бревен, который канонерская лодка могла буксировать за собой. Правда, при этом, ее скорость падала до 1.8 узла на спокойной воде.



Гавань Кигомы. "Хедвиг фон Виссманн", предположительно катер "Петерс", "Кингани" и артиллерийский плот.

Обер-лейтенант Хорн, тем временем, продолжал патрулировать озеро и обнаружил, что бельгийцы сняли "Александера дель Коммюна" с мели и увели в неизвестном направлении. По информации полученной от туземцев, его возможным местом нахождения мог оказаться город Барака. Это обеспокоило немцев. Циммер на "Хедвиге фон Виссманне" тут же отправился к бельгийскому берегу. Канонерскую лодку сопровождал "Петерс" и паровой катер с "Мёве", которыми командовали интендант Кунц и Хорн. При этом канонерка буксировала плот с 88-мм орудиями и шла очень медленно. При подходе к Бараке более быстрый "Петерс" ушел вперед на разведку и попал под огонь береговой батареи. При этом мотор катера заглох, что чуть не стало причиной его гибели. Однако команда сумела запустить его и выйти из зоны обстрела. Вскоре к Бараке подошел  "Хедвиг фон Виссманн" и обстрелял берег, потратив 30 88-мм снарядов. Тем не менее, все это стало напрасной тратой времени и сил, так как Хорн, проводивший разведку к югу от Бараки, к своему удивлению обнаружил "Александера дель Коммюна" вытащенным на берег бухты Мтоа возле Альбертвилля.

Циммер не решился атаковать с моря укрепленные позиции бельгийцев и разработал план диверсии на суше. В ночь с 8 на 9 октября Хорн с небольшим отрядом высадился неподалеку от парохода. Дозор противника обнаружил немцев только тогда, когда они уже добрались до судна. Пока в стане противника царила растерянность, обер-машинист Матушек и вице-фельдфебель Кнаак сумели заложить два динамитных заряда в машинном отделении и подожгли фитили. Взрывчатки было больше, но времени для размещения ее уже не оставалось, так как охрана опомнилась и открыла плотный огонь по диверсантам. При отступлении Хорн с удовлетворением наблюдал взрыв на пароходе. На следующую ночь уже обер-лейтенант цур зее Одебрехт с семью добровольцами высадился примерно в километре к северу от расположения "Александера дель Коммюна" для выяснения результатов акции. К сильному разочарованию немцев, взрывом сорвало всего лишь несколько листов бортовой обшивки. Таким образом, ущерб оказался незначительным. На сей раз, бельгийские аскари были начеку и, обнаружив противника, незамедлительно открыли огонь (Аскари - с арабского "солдат". Наименование солдат и полицейских, набранных из местного населения). Затем они пробовали окружить Одебрехта и его людей, но те сумели уйти от преследования и вплавь добраться до своего корабля.



Схема укреплений Альбертвилля.

После неудачи с "Александер дель Коммюном" Циммер решил провести акцию против бельгийского гарнизона в Увире, расположенной на северном конце озера. Он спланировал десантную операцию, в который должны были принять участие "Хедвиг фон Виссманн", пушечный плот и один из катеров. Кроме судов, в акции должны были участвовать "Подразделение Мёве" и "Подразделение Урунди" (командир - гауптман Шиммер), которые должны были высадиться на берег неподалеку от Увиры и одновременно с обстрелов с озера атаковать бельгийские укрепления. Но затем корветтен-капитан отменил десант, ограничившись лишь обстрелом 19 октября Увиры с озера. По мнению немцев, при этом им удалось взорвать склад с боеприпасами. После этого Циммер вновь направился к истоку Лукуги, придя туда из-за плохой погоды только 23-го. Однако на прежнем месте неуловимого бельгийского парохода не оказалась. Тогда корветтен-капитан решил разведать гавань Альбертвилля. Он назначил командиром канонерки Хорна, а сам перебрался на пушечный плот. Катер под командой обер-лейтенанта Одебрехта должен был держаться поблизости.





Обер-лейтенант цур зее Йоб Одебрехт. На втором фото стоит второй слева.

Когда "Хедвиг фон Виссманн" приблизился к южной оконечности гавани и обнаружил там "Александер дель Коммюн", бельгийцы неожиданно открыли огонь из двух замаскированных 76-мм орудий. Немцы ответили 8 выстрелами с плота и подбили одну из пушек, а другую привели к молчанию. Когда же с берега открыли огонь еще 2 47-мм орудия, Циммер приказал Хорну разобраться с ними, а сам принялся обстреливать из 88-мм орудий судно стоявшее в гавани на якоре у самого берега (было выпущено 70 снарядов). Затем он поручил Одебрехту отбуксировать пароход на более глубокое место для его затопления. Но обер-лейтенанту не удалось выполнить этот приказ - аскари противника сосредоточили плотный ружейный огонь на катере и буквально изрешетили его. Чтобы не пойти ко дну, команде пришлось срочно затыкать пробоины деревянными пробками. К счастью, двигатель не получил повреждений, и катер сумел уйти отделавшись всего одним пострадавшим - машиненмаат Дильманн получил пулю в бедро. Он оказался первым раненным из "подразделения "Мёве" за время ведения боевых действий на озере. Бой скоро закончился. "Хедвиг фон Виссманн" и плот не получили никаких повреждений. Больше пострадавших не было.





Береговая батарея Альбертвилля.

Из перехваченной вскоре бельгийской телеграммы корветтен-капитан узнал, что "Александер дель Коммюн" получил около 40 попаданий 88-мм снарядов и "полностью разрушен". Такая активность убедила противника, что немцы имеют в районе озера войска численностью не менее 2000 человек, хотя на самом деле в Кигоме в то время находилось только около двухсот моряков и аскари. Хотя сами бельгийцы имели почти 1700 аскари к северу от озера, они отказывались предпринимать что-либо, боясь, что в случае их наступления, возникнет угроза Увире и строящейся железной дороге к Лукуге. Поэтому командующий войсками полковник М. Томбе был убежден, что никакие активные действия в принципе не возможны, пока не будет достигнуто соглашение о сотрудничестве с британцами.

Тем временем, 10 ноября в строй вступил "Кингани", вооруженный 37-мм пушкой, снятой с "Хедвига фон Виссманна". Таким образом, у немцев образовалась на Танганьике небольшая флотилия. Циммер назначил ее командиром капитан-лейтенанта запаса Кендрика, Хорн остался на "Хедвиге фон Виссманне", а Одебрехт перешел на "Кингани". Кроме этого численный состав "Подразделения "Мёве" увеличился - его пополнили капитан-лейтенант резерва Янцен, обер-лейтенант цур зее резерва Зибель, лейтенант цур зее резерва Унгерер, вице-штурман Эдель и 40 матросов с судов компании "Дойче Остафрика Линие", застрявших в колониях.



"Кингани".

Первой задачей, полученной новоиспеченным командующим, было уничтожение двух британских пароходов, находившихся в южной части озера. 18 ноября Кендрик, придя с обеими канонерскими лодками в Китуту, обнаружил там сидящий на мели в «полуживом» состоянии "Гуд Ньюс", который являлся самым первым пароходом, появившимся на Танганьике. Он был построен в 1882 г. в Англии фирмой "Форрест энд Сонс Лтд" из Вайвенхоу для Лондонского Миссионерского Общества, доставлен в разобранном состоянии и собран уже на озере приблизительно в 1884-1885 годах. Немцы подорвали "бренные останки" парохода и найденные там же стальную пинассу "Морнинг Стар" и несколько дау (Некоторые обломки "Гуд Ньюса" до сих пор ржавеют на берегу в Китуте).

19 ноября состоялась высадка в Касакалаве десанта в количестве полуроты, которую взяли на борт в Бисмаркбурге. Здесь добычей немцев стал стоящий со снятой машиной пароход "Сесил Родс", который принадлежал компании "Танганьика Консешн Лтд", занимавшейся прокладкой телеграфной линии от Кейптауна до Каира. Этот пароход также был построен "Форрест энд Сонс" в 1899 г. Через два года он начал курсировать по озеру. Кроме парохода, Кендрику удалось захватить на складах компании 230 (по другим источникам 150) км кабеля и множество металлических столбов для телеграфной линии. На следующий день при попытке "Хедвига фон Виссманна" буксировать пароход на глубокую воду для затопления, подошедшие бельгийские войска атаковали десант. В разгоревшейся перестрелке "Сесил Родс" получил серьезные повреждения и был затоплен на мелководье в заливе Мбете, где и лежит по сей день. Бой окончился победой немцев, трофеями которых стали четыре пулемета. Захваченные материалы для телеграфной линии сначала переправили в Бисмаркбург, а затем в начале декабря на дау доставили в Кигому. Впоследствии немцы использовали их, чтобы построить телеграфную линию от Иринги до Ной-Лангенбурга. Таким образом, к концу ноября 1914 г. корветтен-капитан Густав Циммер стал хозяином Танганьика, устроив своим противникам настоящий террор.



"Сесил Родс".

kaiserliche marine, Кайзерлихе Марине, Первая мировая война, offizier

Previous post Next post
Up