Проблемой общественных туалетов в стране озаботился еще Петр I, но массово появляться в крупных городах они стали лишь в конце XIX века с развитием городской канализации. В центре двух столиц, возле вокзалов и рынков, были построены десятки каменных зданий с вывеской «Ретирада», что в переводе с французского означало «Убежище».
Почему-то слова «туалет», «уборная» или «нужник», как пишет Игорь Богданов в книге «Unitas, или Краткая история туалета», у нас почти не использовали. Впрочем убежище от чужих нескромных взглядов вполне оправдывает название.
У этих строений была интересная судьба - именно они в первые послереволюционные годы очень помогли советской власти…
Из туалета - в общежитие
После революции молодая советская республика столкнулась с массой проблем. Одна из них, как писал Булгаков, это «жилищный вопрос», который испортил не только москвичей. В поисках лучшей жизни в крупные города хлынули тысячи жителей провинции, а население разорённых большевиками деревень вынуждено было бежать с родной земли просто выживания ради.
Жуткая нехватка жилплощади ощущалась по всей стране. Но особенно сильно страдали Москва и Ленинград. Жилищное строительство не велось вообще. Несколько показушных проектов, гордо именовавшихся "рабочими городками" или "домами для пролетариата" быстренько заселяли сотрудники НКВД, хорошие дореволюционные квартиры и особняки были заняты "новой советской элитой" - партноменклатурой, квартиры рангом пониже превращались в страшные загаженные общаги. Но на среднестатистического жителя Москвы приходилось официально 4 кв. метра, а по факту - 2 кв. метра жилплощади, даже несмотря на то, что под коммунальные общежития переделывались буквально все свободные, или насильно освобождаемые от законных хозяев здания.
Такая же судьба постигла и общественные туалеты. Надежные кирпичные строения с освещением, отоплением и канализацией, по мнению городских властей (да и самих горожан), отлично подходили в качестве жизненного пространства. Люди жили, например, в подкупольных барабанах разоренных и разделенных на много этажей храмов, в кладбищенских склепах, и в других самых невероятных местах. Причем не как бомжи, ищущие себе пристанища сами, а получали подобное "жильё" от руководства города и считали это за великое счастье. Например, в склепе Нарышкиных - предков Петра Первого - на территории Высоко-Петровского монастыря, много лет жила семья из восьми человек - и им завидовали: это же просто царские хоромы от царских родственников, отдельный дом в центре столицы по сути. Правда как и барак - без удобств.
В 20-30 гг. наличием удобств в квартире или доме вообще мог похвастать далеко не каждый житель столицы. Переделанные под жилые комнаты общественные туалеты считались престижной жилплощадью.
Посудите сами: в бараках туалет был во дворе, в коммуналке - один на десяток семей, а здесь же даже несколько удобств на одну семью!
Даешь новые общественные туалеты!
Впрочем, скоро стало понятно, что решение о передаче туалетов в жилой фонд было далеко не блестящим. В корне решить проблему жилплощади так и не удалось. А вот санитарная обстановка в столице значительно ухудшилась. Это стало понятно в 30-х гг., когда в Москве стали проходить регулярные военные парады. Справлять нужду и участникам, и зрителям было негде, а потому в настоящие общественные туалеты на время мероприятий превращались подъезды домов в центре города.
Конечно, такая ситуация не радовала никого. Тем более, что в центре столицы жили многие представители советской номенклатуры. Поэтому решать проблему начали на самом верху. По всей Москве, а также в Ленинграде и других крупных городах началось строительство общественных туалетов. Они были гораздо более скромными по сравнению с прежними, но основную свою функцию выполняли. Правда, как рассказывает Александр Липков в книге «Толчок к размышлению», поначалу заведения не пользовались популярностью. Поэтому в 30-е гг. в СССР прошла массовая агитационная кампания, направленная на борьбу с антисанитарией. И это отчасти помогло.
Но потом, в эпоху застоя, найти общественный туалет в разросшейся Москве стало очень трудновыполнимой задачей, особенно для приезжих, не знавших города, хотя превратить в жильё советский общественный туалет, ставший понятием нарицательным, не приходило в голову уже даже советскому человеку, хронически страдавшему от недостатка жилья.
Ярослав Горбунов
Источник: Зачем в СССР общественные туалеты превращали в жильё
© Русская Семерка russian7.ru
или