15 января 1961 года в Краснодаре разгрелись массовые беспорядки - толпа пошла крушить здание крайкома КПСС...
В первой половине дня, на Сенном рынке в Краснодаре появился рядовой Василий Грень. Он покинул свою часть самовольно и пришел на рынок с вполне конкретной целью - продать похищенное солдатское белье. Скорее всего, покупатель бы гарантированно нашелся, и солдатик мог весело провести вечер с горячительным напитком и закуской. Но, к несчастью для Греня, на рынке появился военный патруль. Как раз когда патруль поравнялся с самовольщиком, Грень нечаянно выронил белье, которое прятал под шинелью, на землю.
Патрульные, поняв что к чему, потребовали от рядового Греня проследовать в военную комендатуру для выяснения обстоятельств. Солдат прекрасно понял, что в этот раз наказанием за самовольное оставление части не отделается - могут привлечь и за кражу. Поэтому, надеясь скрыться от патруля, он стал звать на помощь людей - покупателей и продавцов рынка. Народ там был бесшабашный и готовый прийти на помощь хорошему человеку, особенно если последнего «под белы рученьки» пытаются отвести в милицию или, в данном случае, в комендатуру. Посетители рынка вступили в перепалку с патрульными, стали хватать их за руки, не давая увести Греня.
Тем временем, солдат воспользовался переполохом и бросился бежать. Он спрятался в районе торговых ларьков, за кучей ящиков и корзин, надеясь отсидеться до ухода патруля, и потом спокойно покинуть рынок и вернуться в часть. Однако наряд дружинников помог задержать Греня. На рынок прибыл военный автомобиль с подкреплением, чтобы все же увезти задержанного солдата в военную комендатуру. Но этого сделать не удалось.
Юрию Буянину на момент рассматриваемых событий было 23 года и не очень впечатляющий уровень образования - пять классов. Однако, несмотря на молодой возраст, он имел судимость. В 1956 году тогда еще девятнадцатилетнего Буянина приговорили к 15 годам лишения свободы за грабеж. Но спустя три года вышел условно-досрочно. Он так и не устроился на работу. Особую злобу Буянин таил на дружинников, которые постоянно задерживали его в нетрезвом состоянии. Поэтому, оказавшись 15 января в собравшейся на рынке толпе, он стал подстрекать людей криками, что у солдата сломаны руки и ноги, а дружинники побили девушку. По классическому сценарию, и без того возбужденная толпа быстро перешла от слов к действиям. Командира дружинников Васадзе повалили на землю и жестоко избили. Толпа требовала отпустить «солдатика» и выдать для расправы военнослужащих патруля. В этой ситуации офицер, командовавший патрулем, принял решение отпустить Греня, тем самым надеясь снять накал толпы. Он взял с рядового обязательство явиться в военную комендатуру и отпустил солдата. Надо сказать, что Василий Грень оказался не в пример разумнее других собравшихся в тот день на рынке людей - после того, как его отпустили, он сам явился в комендатуру.
Но разъяренную толпу было уже не остановить. Раздались крики что «солдатик ненастоящий» и что надо идти в комендатуру освобождать «настоящего солдатика». Для этого зачинщики беспорядков схватили военнослужащего Паишева, бывшего в задерживавшем Греня патруле, и направились на улицу Красную, где находилось здание военной комендатуры.
В 14.30 у здания военной комендатуры Краснодарского гарнизона собралось человек 150 агрессивно настроенных людей. Они стали кричать, требуя освободить задержанного. Пока шли препирательства у комендатуры, численность собравшихся увеличилась до трех тысяч человек.
Убитый десятиклассник и поход на крайком
Начался погром комендатуры. Толпа стала бить стекла в окнах первого этажа, затем молодые люди стали швырять железными гайками в окна второго этажа. Один из них, Петр Симоненко, требовал выдать «офицеров и генералов» и стал ломиться в двери комендатуры. Дежурившие за дверьми солдаты смогли втащить его внутрь и задержать. Так у толпы появился «политический заключенный». Возбужденным погромщикам все же удалось сломать двери и ворваться в здание комендатуры. Солдаты и офицеры, дежурившие внутри, стали стрелять - сначала холостыми патронами. Однако когда погромщики стали ломиться в кабинеты, где хранилась секретная документация гарнизона, раздались боевые выстрелы. Погиб семнадцатилетний учащийся десятого класса средней школы.
Погибшего десятиклассника по фамилии Савельев доставили в одну из больниц Краснодара. Вскоре возле больницы собралась большая толпа, перешедшая туда от здания комендатуры. Тело Савельева восемь человек положили на кушетку и понесли во главе стихийной демонстрации, направившейся к зданию Краснодарского краевого комитета КПСС.
Интересно, что толпа пела песню «Вихри враждебные!», тем самым, связывая свои действия с революционной романтикой, знакомой по советским фильмам. Дойдя до здания краевого комитета КПСС, толпа остановилась. Кушетку, на которой лежал труп Савельева, поставили на самое видное место. Численность собравшихся к 19.00 достигла двух тысяч человек.
Люди, ворвавшиеся в здание крайкома КПСС, занялись банальным погромом и грабежом кабинетов. Все, что можно было унести, забирали с собой, что не могли унести - ломали и разбивали. Сотрудники аппарата крайкома были вынуждены прыгать в окна, чтобы спастись от бушующей толпы. Несколько человек сломали себе ноги.
Один из митингующих потребовал «звонить в Москву». Ему удалось найти телефон правительственной связи и позвонить в Москву, потребовав к телефону лично Хрущева. Естественно, что сотрудник КГБ на другом конце провода выполнить требования погромщиков отказался. Тогда Капасов сотоварищи ушли из крайкома «искать телеграф». Толпа принялась избивать ни в чем неповинного человека, который просто предлагал прекратить погромные действия. Другого прохожего, в котором погромщики опознали коммуниста, угрозами заставили выступить с речью в поддержку происходящего.
Второй день погрома. «Немецкий пособник»
Около одиннадцати часов вечера толпа постепенно стала расходиться. Ее остатки были разогнаны милицией, солдатами и мобилизованным партактивом. Однако на следующий день, 16 января, у здания крайкома стали вновь собираться люди.
Первый секретарь Краснодарского горкома партии Александр Качанов попытался обратиться к народу с балкона комендатуры, однако в него полетели камни. Качанов едва избежал серьезных травм и ушел внутрь здания. Толпа постепенно разошлась и перетекла к зданию крайкома.
Когда численность толпы у крайкома достигла тысячи человек, вновь начались крики с угрозами и оскорблениями в адрес партийного и городского начальства. В 15 часов к собравшимся вышли первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Г.И. Воробьев и командующий войсками СКВО генерал И.А. Плиев. Они призвали народ успокоиться и уходить с площади. Часть людей стала уходить. Но здесь снова появился Гавриил Александров. Когда выступали Воробьев и Плиев, он стал свистеть, выкрикивал ругательства в адрес коммунистов, утверждал, что власть захватывает лучшее жилье. Александров призывал толпу перекрыть движение на улице Красной и останавливать автомобили. Некоторые люди последовали за ним. Сорокалетний Алексей Черненко, постоянно пьянствующий и попадающий в поле зрения милиции за хулиганство, остановил грузовой автомобиль и залез на него, призвав людей сделать Краснодар «городом всеобщего восстания». Когда Черненко пытались задержать, он ударил милиционера ногой в грудь. На улице Мира появился уже знакомый нам «бомж» Владимир Никулин. Он все еще надеялся «сделать как в Венгрии» и выкрикивал лозунги против советской власти.
Для разгона толпы в Краснодаре задействовать войсковые подразделения не пришлось. Люди постепенно расходились сами. Были произведены задержания подозреваемых в организации беспорядков. Таковых набралось 32 человека. Суд приговорил двоих человек к смертной казни через расстрел, остальных - к различным срокам лишения свободы от трех до десяти лет.
Массовые беспорядки в Краснодаре стали очередным свидетельством социально-экономических сложностей, вызванных политикой партии. Рост цен и дефицит ряда продуктов, повышение норм выработки, общая социально-бытовая неустроенность многих людей - все это в совокупности создавало благоприятную почву для общественного недовольства.
Просоветские историки напирают на то, что выступали в основном социальные низы, что толпу завели "провокаторы". Ну да не было бы объективных обстоятельств для недовольства советской властью, силовыми структурами и коммунистами - никакие провокаторы никого бы не "накрутили".
Найдено здесь:
https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_8719 Ну какие ещё нужны доказательства, что простой народ советскую власть всю историю СССР ненавидел смертной ненавистью и только и искал повода чтобы выступить против неё? Любой человек, даже заслуженно пострадавший от коммунистической власти, простым народом воспринимался как "мученик", сразу брался народом под защиту. И так было все 73 года существования этого режима в России.
V.H.
или