«Мама и Коля! Приезжайте и заберите Васю, меня отправляют по этапу..."

Jan 10, 2025 21:50



(За что жительницу Воронежской области причислили к лику святых)
Дочь священника, Наталия Силуянова, в 30-е годы прошла свою Голгофу.

Арест
Последний раз Наталию Силуянову ее старшая дочь Анна видела, когда ей было всего 11 лет.
- Мама рассказывала мне про арест бабушки. В середине дня к ней пришел председатель сельсовета и сказал: «Наталья Тихоновна, собирайся в сельсовет, нужно рассчитаться по налогам». Бабушке тогда было 33 года, у нее уже было четверо детей, а пятым она была беременна. Дети заплакали, она их успокоила, пообещав быстро вернуться, - рассказывает Нина Золотарева.
Младшей дочери Наталии - Наденьке - было всего два года, когда она в последний раз видела свою мать. Из детей сегодня только она и осталась в живых, но ничего о том страшном дне не помнит.
За что забрали их мать, дети Наталии узнали спустя 70 лет.
«Страшное преступление» многодетной матери состояло в том, что она - дочь священника - верила в Бога. И хотела молиться: просила у властей открыть закрытую в их селе церковь.
Дети остались жить с бабушкой Маврой. Муж Наталии - Николай - после ареста супруги уехал в соседнее село работать шофером. Он приезжал к семье только на выходные.

Последнее свидание
- Никто про бабушку ничего не знал. Однажды, наверное, года через два или полтора после ареста она из тюрьмы передала записку: «Мама и Коля! Приезжайте и заберите Васю, меня отправляют по этапу», - рассказывает внучка Нина Золотарева.
Забирать рожденного в тюрьме младенца поехали бабушка Мавра с 11-летней Аней.
- В Воронеж из Каширы они ехали на телеге. Переночевали у знакомых, а утром пришли в воронежскую тюрьму забирать малыша. Бабушку вывели в сопровождении конвоиров. Она передала Васю, которому было всего несколько месяцев, и рассказала, что начальник тюрьмы просил ее отказаться от ребенка, обещая воспитать из него хорошего человека. Она не согласилась. Знаю, говорит, кого вы из него воспитаете, - произносит, едва сдерживая слезы, внучка Натальи Нина Золотарева.
Она долго молчит, прежде чем рассказать о последнем воспоминании своей матери. О том, как Наталия потеряла сознание, когда стала прощаться с близкими. Конвоиры потащили бесчувственную женщину волоком, а бабушка Мавра и двое ее внуков рыдали в голос.
Родившийся в тюрьме Вася умер в возрасте 8 лет от дизентерии. Вскоре умерла и бабушка Мавра. О том, что Наталия Тихоновна причислена к лику святых, ее дети узнали, когда сами стали бабушками и дедушками.
- Мы с сестрой Татьяной ходили в просфорную в Успенский семинарский храм, помогали печь просфоры. Сестра моя разговорилась там с одной женщиной, и она предложила почитать книгу о воронежских святых. В этой книге мы и обнаружили имя нашей бабушки - Силуяновой Наталии Тихоновны, - объясняет Нина Золотарева. - Рассказать об этой святой авторы пообещали в следующем томе. А потом эта книга не вышла.
По словам женщины, они узнали от сотрудников Никитинской библиотеки, что выпуск книги отложили по каким-то причинам.
Нина Золотарева рассказала о бабушке знакомым, сокрушаясь, что ничего не может узнать о судьбе Наталии Силуяновой и что в доме не сохранилось ни одной ее фотографии.
- И тут мне говорят: «У нас один семинарист, Ярослав Плотников, собирает материалы о воронежских мучениках. Ты с ним поговори, может, он что знает», - вспоминает женщина.

Бог в помощь
В 2008 году Ярослав был первокурсником Воронежской духовной семинарии и именно с того времени начал собирать сведения о мучениках, пострадавших за веру во времена большого террора.
- Я имел допуск от семинарии для работы в архиве общественно-политической истории Воронежской области, а также архиве комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры республики Казахстан по Карагандинской области. С 2010 года я начал искать информацию о новомученице Наталии Силуяновой, - рассказывает Ярослав.
Из дела Наталии Ярослав узнал, что она родилась в семье священника - Тихона Копылова.
Согласно архивным документам, которые удалось отыскать Ярославу, «преступный путь» Наталии Силуяновой начался в декабре 1937 года. Тогда закрыли Каширский Покровский храм, в который она ходила. Женщина попросила ктитора (старосту храма) Иосифа Серганова, чтобы он ходатайствовал перед местной властью об открытии храма. Но этого не случилось. И Наталия вместе с другими верующими стала ходить в церковь соседнего села Кондрашкина.
- Наталия не раз говорила своим односельчанам, что советская власть безбожная, раз закрывает храмы и обирает крестьян, - рассказывает Ярослав.
Через 14 месяцев после ареста - 22 августа 1939 года - судебная коллегия по уголовным делам Воронежского областного суда осудила ее по статье 58-14. Ей дали «гуманный» по тем временам срок - 5 лет исправительно-трудовых лагерей с поражением в гражданских правах на три года.
Силуянову обвинили в антисоветской и контрреволюционной деятельности как участницу контрреволюционной церковно-монархической группы, в антисоветской агитации, направленной на подрыв колхозного строя.
До марта 1941 года женщина находилась в Воронеже, в исправительно-трудовой колонии. А 13 марта ее перевели в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (Карлаг) НКВД.
11 июля 1941 года ее вместе с девятью верующими женщинами арестовали за невыход на работу.
29 сентября 1941 года женщина была вторично осуждена и приговорена к высшей мере наказания - расстрелу. Виновной она себя не признала и отказалась подписывать протокол допроса.
11 января 1942 года приговор был приведен в исполнение. Наталия Силуянова была погребена в общей безвестной могиле на территории Карлага.
19 февраля 1992 года она была реабилитирована прокурором Воронежской области, а 30 апреля 1998 года прокурором Карагандинской области. В августе 2000 года Наталия Силуянова была причислена к сонму новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской православной церкви

Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_236314



или



коммунизм, копипаста, алкоголизм, мерзости советской жизни, СССР, история, общество

Previous post Next post
Up