Вера Мамонтова: судьба девочки с персиками. Ко дню памяти (+27 декабря 2007 года)

Dec 27, 2024 23:28



Она прожила очень яркую, но очень короткую жизнь - всего 32 года. Но все, кто хоть когда-то слышал ее имя, помнят её 11-летней девчушкой со знаменитой картины из Третьяковки.
....
Разгоряченная играми на улице Вера вбежала в столовую, чтобы схватить песик, перекусить и вернуться к друзьям. Это очаровательное мгновение ухватил Валентин Серов - он гостил в имении Мамонтовых по дороге домой из Италии. Художника вдохновила свежесть и непосредственность озорницы. Он загорелся идеей перенести увиденный момент на холст.
Непоседливой девочке тяжело давались часы и дни позирования. Ей было невыносимо скучно. Но Серов пообещал, что нарисует ее очень красивой. Работа над картиной заняла 3 месяца. Но это того стоило.
Портрет Верочки Мамонтовой работы Валентина Серова со временем будет признан одним из самых ярких образов в русской живописи. Но уже тогда современники оценили картину «Девочка с персиками». О 22-летнем художнике заговорили как о талантливом и модном портретисте.
Одиннадцатилетняя Вера Мамонтова изображена во всей своей прелести и очаровании юного существа - природная изящность, естественность и жизнерадостность. Девочка, обстановка комнаты - все наполнено светом и счастьем.
Сначала портрет, написанный Серовым и подаренный матери Веры, висел в комнате, где он создавался. Затем ее заменили копией: оригинал отправился в Третьяковскую галерею.
Она была любимой и долгожданной дочкой железнодорожного магната, известнейшего промышленника и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны.
До Веры у них уже родилось трое сыновей и, по семейной легенде, после третьих родов, когда стало ясно, что «опять мальчик!», Елизавета Григорьевна пообещала мужу: «Но следующей непременно будет девочка!» Так и случилось. После трёх мальчиков в семействе Мамонтовых родились еще две дочери - Вера и Александра.
И Верой её назвали неслучайно.
Имена своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были последовательно составить имя САВВА: Сергей - Андрей - Всеволод - Вера - Александра. Конечно, можно, иронизируя, сказать, что так проявляла себя мамонтовская фанаберия, типично купеческая тщеславная блажь. Но ближе к истине другой ответ: Елизавета Григорьевна просто очень любила своего неординарного мужа.
А еще Елизавета Мамонтова была по-настоящему, без лицемерия и ханжества, религиозна. Валентин Серов писал своей невесте Ольге Трубниковой: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети с нею. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и Елизавету Григорьевну потому, что слишком уважаю её - я только не понимаю всех этих обрядов. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д.), совестно становится. Не умею молиться, да и невозможно, когда о Боге нет абсолютно никакого представления».
Но для Елизаветы Григорьевны то, что вызывало неприятие её любимца Антоши Серова, было исполнено глубокого смысла.
Имя «Вера» для матери Веруши связывалось с важнейшей христианской добродетелью: вера была важнейшей составляющей её духовной жизни. Такой же определяюще важной, как потом будет и для мужа Веры Александра Самарина, будущего обер-прокурора Священного Синода. Но это уже другая история.
В доме Мамонтовых на Садово-Спасской, известном всей просвещённой Москве, и особенно в их подмосковной усадьбе Абрамцево царила атмосфера творчества, радости, взаимной приязни и любви. Туда приезжали лучшие люди своего времени: художники, скульпторы, литераторы, музыканты.
Домашние спектакли, прятки и салки, игра в городки - обычные и особые, «литературные», казаки-разбойники, в которых наравне с детьми участвует художник Репин, и свой собственный детский лодочный «флот» на речке Воря, руководимый художником Поленовым, конные прогулки, увлекательные творческие занятия - резьба по дереву, акварель, керамика… Так что легко объяснимы сетования Серова о позировании ему непоседы Веруши ...
Детство младших Мамонтовых было счастливым и безоблачным. Вера, ее братья и сестра росли в безграничной любви и уважении.
В усадьбе знаменитого железнодорожного промышленника в Абрамцево царила атмосфера тепла, радости и творчества. Часто приезжали талантливые художники, скульпторы и музыканты. В двухлетнем возрасте девочка познакомилась с Иваном Тургеневым, который всегда очень лестно отзывался о Верочке.
Имение Абрамцево привлекало множество творческих личностей: у семьи Мамонтовых часто гостили Васнецов, Коровин, Суриков, Репин. Так что Серов был не единственным, кто писал портрет Веры Саввишны.
Когда Вера повзрослела, ее портрет написал другой великий русский живописец Виктор Васнецов. Это был художник старшего поколения и он с особенной нежностью относился к Вере.
Васнецов увидел ее совсем иначе, чем юный Серов. Увлеченный русской стариной Васнецов написал Веру Мамонтову в образе боярышни. И эта расшитая золотом душегрея, и «парчовая на маковке кичка» удивительно шли черноглазой, серьезной, с густыми соболиными бровями и унаследованным от матери легендарным румянцем Вере, дочке потомственного купца Саввы Мамонтова.
Интересная история и у еще одного полотна Васнецова, на котором запечатлена Вера Мамонтова - «Девушка с кленовой веткой». Дочери промышленника так понравилась картина, что она попросила продать ее.
Но Васнецов не продал. Зато взял с Веры шуточное обещание, чтобы она непременно вышла замуж за русского и тогда он подарит картину.
И Веруша, как называли девушку близкие, позже сдержала обещание.
Не все знают, но существует еще один портрет Веры Мамонтовой. Его написал Михаил Врубель, как иллюстрацию к лермонтовскому «Демону». Некоторорые считают портрет в гробу мрачным предзнаменованием, не зная, что между созданием этого произведения и смертью Веры прошло 16 лет.
Со своим мужем русским дворянином Александром Дмитриевичем Самариным, будущим обер-прокурором Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы, девушка познакомилась на курсах истории и литературы.
Там она подружилась с Софьей Самариной и стала бывать у нее дома. Брат Софьи Александр был очарован Верой, и она отвечала ему взаимностью, несмотря на то, что он был старше нее на 7 лет.
Но на пути влюбленных лежало препятствие. Род Самариных был древним и знатным. Они были в родстве с Волконскими, Трубецкими, Голицыными и Оболенскими. О женитьбе сына на купеческой дочери отец и слышать не хотел. Несколько раз Александр просил благословения на брак, но получал отказ. Только когда умер отец семейства, молодые смогли создать семью.
Данное слово Васнецов сдержал: подарил картину «Девушка с кленовой веткой» молодой семье.
Александр и Вера обвенчались в 1903 году и зажили в полном согласии. Вера буквально светилась от счастья, и неудивительно: ее муж был известен как очень благородный, добрый и образованный человек. У супругов сначала родился первенец Юра, потом дочь Лиза, а затем младший сын - Сергей.
Популярность Александра Дмитриевича среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.
К сожалению, эта история любви и бесконечной нежности друг к другу закончилась слишком быстро - через неполных 5 лет. В декабре 1907 года Вера заболела. Она сгорела буквально за 3 дня от скоротечного воспаления легких. Молодой женщине было всего 32 года.
«Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», - с восхищением и горечью скажет о Вере уже после ее скоропостижной смерти художник Виктор Васнецов.
Смерть жены стала для Александра Самарина огромным горем. Никто не мог предположить, что молодая, цветущая женщина, мама троих детей так внезапно покинет этот мир. Еще несколько дней назад супруги строили планы как поедут к родителям на Рождество, а сегодня семья уже хоронит Верочку в ее родном имении Абрамцево. На момент кончины Веры, ее младшему сыну Сереженьке только исполнилось полгода. Маленьких детей, оставшихся без матери, забрала младшая сестра Веры.
25 лет Александр проживет без своей супруги. И ни разу у него не возникнет желания жениться повторно. Никто не мог сравниться с обожаемой Верой.
В память о рано ушедшей из жизни жене он построил недалеко от родового имения Храм Живоначальной Троицы, которую в 30-е разграбили и сделали в ней химический склад.
В 1920-е годы Александра сослали в Якутию, где он жил с дочерью Лизой, которая разделяла с отцом все тягости ссылки. Самарина то освобождали, то высылали вновь. Но в 1932 году его отправили в ГУЛАГ. Его он не пережил. Супруга Веры не стало в 64 года.
Позднее та же участь постигнет и мужа Елизаветы Самариной. Ее муж, художник Чернышев писал иконы и дружил со священниками, а портреты советских «вождей» писать отказывался. За это в 1941 году его приговорили к пяти годам ссылки в Казахстан. Но он не доехал до места ссылки, скончался в дороге. Без отца осталось трое детей.

Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_230670



или



копипаста, личность, Россия, искусство, история

Previous post Next post
Up