Советский турбоэлектроход "Иосиф Сталин" 5 декабря 1941 года
В ночь со 2 на 3 декабря 1941 года теплоход "Иосиф Сталин" эвакуировал гарнизон красноармейцев с военной базы СССР на финском полуострове Ханко. При норме 465 человек на борту находились 5589 пассажиров и 108 членов экипажа. Тральщики очистили путь от немецких мин, но судно все равно подорвалось. Судно начало погружаться в воду. Базовым тральщикам 205, 211, 215, 217 и пяти катерам морской охраны удалось снять с судна и поднять из воды 1740 человек. Дальнейшая спасательная операция была отменена. Катер морской охраны № 237 в 8:30 в третий раз подошел к дрейфовавшему судну, с которого сообщили, что оно может еще долго продержаться на плаву, и просили поскорее прислать корабли для снятия людей. В 8:50 катер отошел от транспорта, и с этого времени связь с судном была потеряна.
После ухода кораблей охранения судно, осев в воду по палубу, прекратило погружаться и с 3 по 5 декабря 1941 года дрейфовало к мысу Лохусалу на побережье Эстонии.
5 декабря командиром охраны водного района Гогланда И. Г. Святовым был отдан приказ о торпедировании дрейфующего лайнера силами двух торпедных катеров. На этапе исполнения приказ был отменён.
Оставшиеся в живых военнослужащие и члены экипажа судна были эвакуированы немецкими кораблями и взяты в плен.
12 декабря 1941 года управление 8-й отдельной стрелковой бригады, чей личный состав перевозился на судне, сообщило Военному совету Ленинградского фронта, что на судне погибли 1816 военнослужащих бригады. Общие же потери оценивались примерно в 2200 человек. Указывалось, что все они утонули.
Капитан лайнера Н. С. Степанов, покинувший судно последним, попал в плен и работал в Tаллинском порту. Через связных он передавал на советскую сторону данные о движении немецких судов и грузов. Расстрелян НКВД в 1944 году после прихода в Таллин красной армии.
На фото - пленение советских военнослужащих, выживших после катастрофы лайнера «Иосиф Сталин». Фото сделано с немецкого корабля.
или