По сохранившимся дневникам жителей блокадного Ленинграда
Сегодня хлебный паек еще снизили до 125 гр (служащим) и 250 гр. (рабочим). Продуктовые магазины совершенно пусты (от товаров, конечно), но были полны народу, ожидавшего подвоза каких нибудь продуктов за вторую декаду ноября. Настроение паническое ожидающих. [нрзб] большими хлопьями на улицах было как то особенно тихо медленно двигались и тихо переговаривались похудевшие с какими то из-желта серыми лицами люди…
Крупа исчезла совсем: в столовых дают «суп» из дрожжей или жирную воду с «хряпой» или кусочками (туриспоа) [нрзб]
На рынках развивается «меновая» торговля. Меняют высокие мужские сапоги на полкило хлеба. А. В променяла новые брюки, отрез материи на платье и новую мужскую рубашку на 500 гр. хлеба, 500 гр. гороху и 200 гр. белой муки.
Мария Коноплёва, 70 лет.
20 ноября. Получили хлебные карточки. Норма хлеба с сегодняшнего дня служащим, иждивенцам и детям 125 грамм… Других карточек нам не дали… Сегодня вечером обменяли папины золотые мозеровские карманные часы, плоские, с тремя массивными крышками, у нашей соседки Е.М. за 0,5 кг какао, 5 плиток шоколада, 1 кг конфет (помадка), 0,5 кг подушечек, 1 кг песку, 1,5 кг вермишели (полубелой), 0,5 кг овсянки, 0,5 кг пшена, 2 пачки цикория, 5 кг картофеля, 2 куска мыла (хозяйственного), 1 литр масла (льняного), 5 кг кислой хряпы, тазик отрубей (как глубокая тарелка), 100 рублей. В моей памяти осталась такая картина: в конце длинного коридора открыта дверь и на свету видно, как перед Е.М. трясут какие-то вещи Ивановы, а она отрицательно мотает головой. Видно, дорогих вещей у них не было…
Валентина Кондратьева ,16 лет.
20 ноября. В столовой Дома учёных теперь пустовато. «Обед» едва ли покрывает калории, истраченные на пешее хождение до Дома учёных от Невского: с вырезкой талонов на крупу (по 25,0 гр.) в пределе подаётся (без ножей и вилок, но на отдельной тарелке и с ложкой) 1 тарелка кислых щей без приправки, т. е. вода и немного кислой капусты - 10 х 4,1 = 41 кал[ория] и 2 небольших «сырника» без творога - 20 х 4,1 + 20 = 100 кал[орий]; 1 стакан почти совершенно не сладкого чая - 8 х 4,1 = 32 кал[ории], всего - 170 кал[орий]. Хлеба вместо дневной порции в 200 грамм с сегодняшнего дня выдаётся только 125 гр. Если половину этого съесть за обедом, т. е. 62 гр., то это в пределе может дать ещё 36 кал[орий], т. е. в лучшем случае 1/5 того, что нужно получить за обедом при обычной мужской ходьбе. Лучше не ходить и сберечь свои 100 калорий.
Захарий Френкель , 71 год
20 ноября. Четверг. День пасмурный. Я на улицу не выходил, кроме 6 часов утра за хлебом. Доел хлеб с остатками сливочного масла в 7 часов утра, а в 19 часов варил редьку, причем несколько ломтиков съел в сыром виде, не дождавшись варки. Сегодня газета говорит о возобновлении 18 ноября германского наступления на Тулу с юго-востока, а 6 ноября на Тулу наступали с северо-запада, а 29 октября с юга. В общем, Тула окружена с трех сторон, и бои происходят «на окраинах города». Но эти победы немцев мало меня радуют. Все-таки они не успеют разгромить Красную Армию до зимы. А тем временем начнет поступать из Америки и Англии вооружение, пшеница, сахар, да, пожалуй, англичане рискнут сделать десант на французское побережье.
Филадельф Паршинский , 54 года
Вместо животного масла на рабочие карточки дали масло кокосовое, вместо крупы - маисовую муку. За мясо выдают рыбные консервы - треску, шпроты, достать невозможно. За 1 кг крупы - 250 грамм яичного порошка.
Зинаида Шнитникова-Лагарп , 41 год.
Нормы хлеба снижаются со 180 до 125 г, ухитряюсь делить на три порции, режу крошечными кусочками и поджариваю. Ладке. Та дает понемногу крупы из запаса. Утром и вечером чай. На обед у нас по тарелке супа исключительно жидкого. На 6 человек, а иногда и тете Варе кладем в большую кастрюлю 60 г крупы или капусты.
Николай Полозов, 39 лет.
Сегодня сбавили норму на хлеб. Рабочим 250 г, остальным 125 г. Голодно, трудно работать. Наши надежды, что на кухне будут остатки, оказались беспочвенными. Таскание суден, уборка, стирка бинтов, самый разнообразный уход за ранеными. Вот так неожиданность: в моем же отделении госпиталя лежит Павел Иосифович Борисковский. Наткнулась на него, сидящего в темном коридоре с перевязанной рукой. Совсем недавно он вел у нас практику по каменному веку - первое мое конкретное соприкосновение с археологией, за которое готова была по-человечески влюбиться в преподавателя! Ранен не очень тяжело, но угнетен. Считает, что по его вине погиб солдат, которого засыпало землей, что он, как археолог, обязан был все предусмотреть.
Ольга Мельниковская, 20 лет.
Четверг. Спала плохо. Целый школьный день было ужасное настроение, чувствовала голод и страшную слабость. А после урока физкультуры стала чихать и еще хуже себя чувствовать. Вечером пришла Ася. Суп в школе был из хряпы. Но с голода и такой поешь. Делала уроки. Литературу не могу делать. Клонит ко сну. Из носа течет вода. Намочила уже 5 носовых платков. Придется по литературе завтра отказаться. Сегодня еще одна «радость»: хлеба сбавили до 125 г. С таким питанием долго не проживешь. Все время очень беспокоюсь о состоянии мамы.
Нелли Черненкова, 16 лет.
Источник:
https://prozhito.org/notes?date=%221941-11-20%22&dateTop=%222000-12-31%22
или