13 ноября 1851 года Петербург и Москву соединила телеграфная связь

Nov 13, 2024 09:06



Линия телеграфа проходила вдоль Николаевской железной дороги. Таким образом, жители двух крупнейших городов страны смогли обмениваться важными сообщениями всего за несколько минут.

Связаны телеграфом

К середине XIX века в Петербурге и Москве уже работали первые электрические телеграфы. В столице телеграфные линии соединили Зимний дворец с Главным штабом и Главным управлением путей сообщения, а управление - с Царским Селом. В 1843 году между двумя крупнейшими российскими городами начали строить железную дорогу, которая впоследствии станет называться Николаевской. Вдоль железной дороги было решено провести первую междугороднюю телеграфную линию. Проектировать ее начали в 1844 году.

Уже через год физик-изобретатель Борис Якоби начал прокладывать на строящемся участке железной дороги между Петербургом и Москвой подземный кабель электрического телеграфа, но тогда работы пришлось отложить на неопределенный срок: грянули сильные заморозки, и копать землю было очень сложно.

К воплощению замысла вернулись лишь в 1850 году. Реализовать проект на этот раз доверили инженеру-полковнику Карлу Людерсу. За один год Людерс проложил подземную телеграфную линию по всей длине железной дороги от Петербурга до Москвы - на протяжении 645 километров! Кабель был уложен в специальные стеклянные трубки и закопан на глубину от 60 сантиметров до метра. На 33 промежуточных станциях установили телеграфные аппараты системы Сименса, а на вокзалах Петербурга и Москвы - аппараты системы Морзе.



Только для правительства

Специально для обслуживания линии была сформирована телеграфическая рота, в которую вошли 290 служащих. Каждый из телеграфных аппаратов на станциях посменно обслуживали по 3 человека. Кроме того, на всех станциях стали дежурить служащие и унтер-офицеры, которые следили, чтобы отправление телеграмм проходило без эксцессов. На вокзалах Петербурга и Москвы работали шифровальщики: они отправляли особо важные секретные послания.

Изначально пользоваться телеграфной связью между двумя городами могли только члены правительства и служащие железной дороги. «Работникам железной дороги телеграф был нужен для того, чтобы сообщать на другие станции о поломках или других внештатных ситуациях. Например, рельсы занесло снегом, не проехать. Дежурный отправляет телеграмму на следующую станцию, и оттуда быстро присылают помощь. Дорогу расчищают, поезд идет дальше без опозданий. Дела государственной важности тоже стали решаться по пути. Пока какой-нибудь генерал ехал в Москву или Петербург, он успевал раздавать десятки поручений через телеграф или договориться о важном деле».

В то время телеграфную линию составляли два провода. Через несколько лет после открытия междугородней телеграфной связи один из проводов достали из-под земли и подвесили на деревянные столбы, расставленные на протяжении всей Николаевской железной дороги на расстоянии 67 метров друг от друга. Именно через эту воздушную линию и проходила правительственная связь. Подземный же провод стал предназначаться для частной телеграфной связи: теперь ей мог воспользоваться каждый желающий.

Телеграммы для особых случаев

Междугородняя телеграфная связь была недешевой. Стоимость отправки сообщения складывалась из базового тарифа и цены за каждое слово в послании. В среднем короткая телеграмма обходилась простым жителям примерно в 50 копеек: столько в середине XIX века стоил килограмм мяса.



Отправить телеграмму можно было не только на русском языке, но и французском или немецком. Человек надиктовывал текст служащему или передавал написанное от руки послание, тот вбивал его и передавал на нужную станцию или город, с указанием места жительства адресата. Уже через минуту-другую телеграмма достигала пункта назначения. Как только другой телеграфист получал послание, он передавал его дежурному почтальону, который тут же выдвигался в путь на велосипеде или в бричке: в отличие от писем, которые могли идти неделями, телеграммы должны были доставляться молниеносно.

Телеграммами пользовались в крайних случаях. Как правило, в них сообщали, что какой-нибудь близкий родственник заболел или умер. Реже передавали о рождении детей. В любом случае, все понимали, что передать эту информацию нужно очень быстро. Обычно с момента отправления телеграммы до ее получения адресатом проходило не больше пары часов, иногда меньше. Можно сказать, электрический телеграф стал электронной почтой XIX столетия!

К 1855 году телеграфные линии соединили города по всей Центральной России.

Найдено здесь: https://vk.com/wall-216286676_210185



или



копипаста, это интересно, Россия, РКМП, история, наука и техника, общество

Previous post Next post
Up