30 октября в России отмечается День основания Военно-морского флота России. Такая дата выбрана в память о том, что 30 октября (по нов.стилю) 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I вынесла решение о создании в Российском государстве регулярного военно-морского флота.
Всех причастных с праздником!
Можно порадоваться, что вопреки советской и постсоветской традиции не привязали дату основания флота к какому-нибудь декрету совнаркома и не отсчитывают от 1917 года. Но тем не менее ради исторической справедливости стоит вспомнить, что флот на Руси существовал и за много столетий до Петра I. Без флота не достиг бы своего положения Великий Новгород, русские воины на ладьях отправлялись в походы по Черному морю. И в принципе речные и морские трассы на Руси часто были единственными дорогами в условиях очень сложной для строительства дорог местности, специфического климата и огромных расстояний.
И даже первый военный корабль "международного уровня", то есть европейского образца - двухпалубный трехмачтовый фрегат " Орёл" - заложил еще царь Алексей Михайлович 29 июня 1667 года, за пять лет до появления на свет своего ...-цатого ребенка Петра.
Помимо экономических задач важным вопросом государь Алексей Михайлович полагал оборону торговых морских судов от вражеских кораблей и нападений разбойников. "Орёл", увы, сам стал жертвой разбойников, его сожгли бандиты Стеньки Разина.
Известно, что восточные славяне стали совершать свои плавания по Чёрному и Средиземному морям уже в IV - VI веках. Славяне были искусными судостроителями. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. В «Повести временных лет» сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая волоком суда из Дона в Волгу и обратно. Назывались такие типы судов ладьи.
Ладья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долблённому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь - насадами. Ладья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.
Первые упоминания о морских походах восточных славян относятся к IV веку. В девятом веке киевские князья Аскольд и Дир совершили первый в русской истории поход на Царьград, в этом походе, согласно летописи, использовались ладьи - небольшие боевые корабли для перевозки дружины и ведения морского боя. В дальнейшем походы на Царьград - главного морского противника Руси происходили неоднократно, а устройство ладьи все больше усовершенствовалось.
Позднее научились строить еще более вместительные «набойные лодьи»: к бортам крепились стойки, на них набивались доски внахлест. Благодаря такому простому усовершенствованию увеличивалась грузоподъемность, и двадцатиметровое гребное судно брало на борт до 15 тонн груза. Якорь, руль, простой такелаж - и легкая, но устойчивая и вместительная ладья способна была бороздить моря. Парус украшался орнаментом или княжеским гербом, на каждом весле по два гребца. На носу и корме располагались стрелки.
Тактику ведения боя на таких ладьях описал византийский придворный историк. Ладьи выстраивались цепью напротив византийских кораблей, потом, пользуясь численным преимуществом, окружали каждый. Прикрываясь щитами от копий, камней и горшков с горючей смесью, летящих на них из - за высоких бортов триер, дружинники ручными таранами пробивали борта и днища вражеских кораблей. Получив пробоины, корабль противника тонул.
Начиная с двенадцатого века русичи научились строить еще более крупные, палубные ладьи, дощатая палуба прикрывала сверху гребцов. Такие ладьи вместе с «насадами» и «набойнами» просуществовали аж до пятнадцатого века. Благодаря эти судам русская история обогатилась немалым количеством морских побед. Впоследствии ладьи были окончательно вытеснены полностью наборными судами.
Найдено здесь:
https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_71859
или