Линкор "Императрица Мария" 20 октября 1916 года при до сих пор неясных обстоятельствах взорвался и затонул в Севастопольской бухте.
Правительственная комиссия не смогла установить точную причину случившегося. Вины командующего Черноморским флотом Адмирала Колчака найдено не было никакой.
Не исключено, что имела место диверсия. Погибло 225 моряков...
О гибели линкора «Императрица Мария» в советской историографии было сказано не очень много. Об этих событиях несколько косвенно поведал известный писатель Анатолий Рыбаков в своей повести «Кортик». Все события там вертятся вокруг кортика одного из офицеров «Императрицы Марии». Именно в момент взрыва корабля гибнет хозяин кортика, а дальнейший сюжет строится на взаимоотношениях между теми, кто этим кортиком завладел. Но это художественное произведение, и свет оно на события 20 октября 1916 года не проливает.
Что известно об этих событиях ныне? Перед самой Первой мировой войной Османская империя начала усиливать свой флот в Чёрном море. Он был модернизирован, вдобавок турки прикупили два линейных корабля и четыре новых миноносца у Германии, да и выступавшая союзником России Франция решила поддержать Турцию - тоже продала им четыре миноносца. Россию это, разумеется, встревожило, и она начала принимать соответствующие меры. Были выделены значительные суммы на строительство трёх дредноутов, которые должны были усилить Черноморский флот.
На Николаевской верфи заложили три линейных корабля - «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая». «Императрица Мария» была главной в этой замечательной троице. В марте 1913 года она была спущена на воду, но вот доделки затянулись и были закончены уже в начале 1915 года.
Введение в строй корабля сразу поменяло расстановку сил в Черноморском бассейне. Линкор принимал активное участие в боевых операциях Первой мировой. Осенью 1915 года он обстреливал болгарские порты, а весной 1916-го принял участие в Трапезундской десантной операции.
В 1916 году новым командующим Черноморским флотом стал вице-адмирал Александр Колчак, и он назначил «Императрицу Марию» флагманским кораблём флота. По воспоминаниям современников, Колчак был одним из лучших флотских офицеров своего времени.
Утром 20 октября 1916 года весь Севастополь потряс оглушительный взрыв. Стоящий в Северной бухте линейный корабль «Императрица Мария» взлетел на воздух. Оставшиеся в живых очевидцы рассказывали, что в 6 часов 20 минут утра матросы каземата №4 обратили внимание на сильное шипение, которое слышалось из носовой башни главного калибра. После из люков и вентиляторов повалил дым, появилось пламя. Была объявлена пожарная тревога, матросы бросились тушить пожар, но сильнейший взрыв снёс всех матросов. Следующий взрыв вырвал стальную мачту линкора и подбросил броневую рубку. После начали взрываться погреба.
По тревоге к кораблю подошли спасательные буксиры и пожарные катера. Они растаскивали стоявшие вблизи горящего линкора другие корабли и тушили пожар. Вскорости на корабль прибыл командующий флотом Колчак, который и возглавил спасательные работы. Но помочь линкору уже было невозможно. Через 50 минут произошёл ещё один взрыв, который по мощности превзошёл первый. Корабль лёг на правый борт, перевернулся вверх килем и быстро ушёл на дно. Погибли 152 человека, ещё почти столько же скончались впоследствии в госпиталях от ран и ожогов.
Взрыв линкора наделал много шума не только на Черноморском флоте. Сразу была назначена комиссия Морского министерства, которую возглавил адмирал Николай Матвеевич Яковлев - уважаемый моряк, который в русско-японскую войну был капитаном броненосца «Петропавловск». Приехали и другие высокопоставленные чиновники. Несмотря на то, что комиссия работала очень тщательно, особых успехов она не достигла. Опрошены были все участники и свидетели трагедии, но вот вещественные доказательства оказались на дне и не смогли помочь экспертам в определении причин трагедии.
Тем не менее версии трагедии были. Из наиболее вероятных обозначились целых три: взрыв самопроизвольный, вызванный техническими причинами или небрежностью и, наконец, диверсия. Комиссия рассмотрела все версии и не исключила ни одну из них. Особое место занимало несоблюдение уставных требований, или попросту халатность. Сейчас это безобразие обозначают выражением «человеческий фактор». В этот «фактор» входило, например, недолжное хранение ключей от помещений с пороховыми зарядами, причём некоторые отсеки вообще были открытыми. На линкоре находились посторонние люди: 150 инженеров и рабочих ежедневно приходили на борт и вели ремонтные работы.
В этом плане очень показательны итоги работы комиссии, которая сделала важное и очень умное заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства».
Разошлись во мнениях о причинах взрывов адмирал Колчак и морской министр Григорович. Первый не верил в диверсию, а вот министр считал, что это был злонамеренный акт при помощи адской машины, совершенный руками врагов России. Григорович считал, что этому преступлению способствовал и беспорядок на корабле. В такой обстановке легко можно было подкупить кого-нибудь из команды или, переодевшись в одежду рабочего, подложить адскую машину. В итоге командира корабля было решено отстранить от командования, а офицерам, которые были причастны к открывшимся беспорядкам, не давать новых назначений.
P.S. Первые попытки поднять линкор начались ещё в 1916 году, но революция и Гражданская война не позволили осуществить подъем и завершить расследование.
В 1918 году корпус подняли и отбуксировали в док. Его перевернули, осушили, выгрузили боеприпасы и сняли вооружение. Советская власть планировала восстановить линкор, но денег таких не нашлось, и в 1927 году останки судна продали на металлолом.
Найдено здесь:
https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_199038
или