В дореволюционном Петербурге было множество людей без постоянного места жительства, которых называли «бездомные обыватели». Причём не всегда это были какие-нибудь бродяги, воры или прощелыги, хотя хватало и таких. Добрую половину таких бездомных составляли крестьяне, приехавшие из деревень на заработки и ещё не нашедшие постоянную работу.
Ночевали эти бездомные обыватели, как правило, в ночлежных домах, поэтому их ещё именовали «ночлежниками». Среди них были и рабочие-подёнщики, которые давно жили в Петербурге, но пропивали большую часть дневного заработка, поэтому не могли арендовать себе постоянный угол и довольствовались ночлежками.
В основном ночь в ночлежном доме стоила 5 копеек, но были и совсем плохонькие ночлежки за 3 копейки, их, как правило, держали частники и условия там были совсем плохие, но при этом не спрашивали паспорт.
Но были и такие ночлежные дома, где можно было за пятачок не только переночевать, но и поесть. Причём за эти деньги было даже 2 приёма пищи - ужин и завтрак. Вечером каждому ночлежнику полагался ломоть хлеба, миска щей или какая-нибудь похлебка и кружка чаю. Утром давали чай с хлебом. Для бедняков или людей, временно оставшихся без работы, такая еда была очень хорошим подспорьем.
Вот как описывает ужин в такой ночлежке Николай Лейкин в романе «На заработках»:
«...- К ужину звонят! Пойдёмте к ужину, товарки! - крикнула женщина с синяком под глазом и бросилась в соседнюю комнату, из которой уже распахнули дверь в ночлежную. Остальные ночлежницы тоже повскакивали с нар и направились в столовую из которой выбивался запах горячих кислых щей и свежеиспечённого хлеба.
Комната, где кормили, была в то же время и кухней. Поданы им были немудрые щи со снятками, впрочем, в отдельных маленьких глиняных горшках. Ели они кто сидя, кто стоя и наскоро. Большинство женщин успели уже подзаправиться под навесом возле Никольского рынка, поэтому особо голодных не было. Когда женщины поели, их попросили опростать кухню, чтобы накормить мужчин».
Спонсировало такие ночлежки либо государство, либо богатые купцы-благотворители, ведь каждый ночлежник обходился гораздо дороже заплаченных им 5 копеек. Как правило, бездомный люд в первую очередь шёл именно в такой ночлежный дом, но количество мест там было ограничено, поэтому очередь занимали заранее. Открывались ночлежки для посетителей в 6 часов вечера, а к 5 там уже стояла очередь.
На входе стоял человек, который считал посетителей и после определённого количества закрывал двери. В результате толпа голодных и бездомных людей оставалась на улице и была вынуждена идти в другие ночлежки, где не кормят. Как правило, в благотворительных ночлежных домах следили за порядком, там была уборка и периодическая дезинфекция, а в обычных ночлежках царил хаос и антисанитария. Там стояли двух- и трехъярусные нары, а когда мест не хватало, ночлежники занимали места под ними, в коридорах и на полу.
Мария Мельничук | Кулинарные истории
-----------------------------------------------------------------------
(приведенная в посте объемная цитата из книги г-на Николая Лейкина "На заработках" - а это, заметим, не документальная книга, а роман , - делается попытка представить ночлежные дома в царской России в наихудшем свете - чем-то, отдаленно напоминающим советские зоны - но этого у автора не получается; даже через такую "призму" видна действительность: царское правительство проявляло реальную заботу о бездомных или в силу разных причин не имеющих пока что жилья людях. - ред.)
(на фото - ночлежный дом в Нижнем Новгороде. - ред.)
Найдено здесь:
https://vk.com/wall-131617902_462265
или