Карл Булла считается первым фотокорреспондентом России. На его фотографиях - последние годы царской России. Накануне большевистской революции он оставил свое дело и переехал жить на остров Сааремаа в Эстляндии (теперь Эстония). В 1930-е годы его семья была репрессирована.
Кавалер Ордена Короны Румынии, личный фотограф Его Величества короля Италии, кавалер французского Ордена Академических пальм, кавалер персидского Ордена Льва и Солнца 4-й степени, придворный фотограф Его Величества короля Сербии, кавалер Ордена Полярной звезды...
Династия первого официального российского фотографа была уничтожена в СССР в 1930-е годы. Но в архивах Санкт-Петербурга хранится более 130 тысяч негативов работ Карла Буллы и его сыновей.
Булла родился в прусском местечке Леобшютц (сейчас это город Глубчице в Польше) в 1855 году
Родители Карла Буллы переехали в Санкт-Петербург, когда мальчику было 10 лет. Карл пошел работать посыльным в фирму, которая специализировалась на продаже фотопринадлежностей. Там он изучил русский язык - в семье говорили по-немецки - и фотодело. В 1875 году фотограф-самоучка Карл Булла открыл собственное фотоателье.
Булла рекламировал себя так: "Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете". И ему, действительно, официально разрешили снимать везде.
В 1886 году Булла получил в министерстве внутренних дел разрешение "на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга" при условии, что это не мешает работать публике и транспорту.
Спасение лошадей, оказавшихся в ледяной воде из-за обрушения Египетского моста через Фонтанку, Санкт-Петербург, 20 января (2 февраля) 1905 года.
Обрушение произошло в момент, когда по мосту проходил лейб-гвардии конный-гренадерский полк. Обошлось без человеческих жертв, но три лошади погибли.
Получив разрешение МВД, Булла мог работать практически беспрепятственно. Современники Буллы вспоминали, что он с удовольствием фотографировал и балы, и бедноту, хотя последние не приносили ему в то время ни славы, ни денег.
Необыкновенное качество фотографий Буллы объясняется тем, что он использовал сначала аппарат-гармонь на штативе, в котором фотографии делались на стеклянные негативы с влажным фотоэмульсионным покрытием, а потом перешел на сухие бромжелатиновые пластинки, которые производились в его собственном ателье. Появление новой технологии фотографии позволило ему отказаться от штатива и перейти на фотоаппарат, который можно было носить на груди, хоть он и был все еще с "гармонью". Это открыло невероятные новые возможности для репортажной съемки.
Впрочем, он не оставлял при этом и портретную фотографию.
В 1896 году Булла получил звание "фотограф Императорского Двора" и специальный знак "фотограф Санкт-Петербурга".
Булле было разрешено фотографировать в присутствии императора. А в 1904 году он сделал снимок Николая II. Коммерческий успех последовал незамедлительно. И уже через 4 года Булла с сыновьями открыл свое ателье на Невском проспекте. Годовой доход фирмы "К.К.Булла" достиг огромной по тем временам суммы 250 000 рублей.
Почему на рубеже 1916-1917 годов Булла решил уехать из Санкт-Петербурга на остров в Эстонию, неизвестно. Есть данные, что он раньше любил отдыхать на острове Сааремаа, где собирались несколько семей немцев из Санкт-Петербурга. Однозначно сказалось и то, что в 1904 году Булла женился в третий раз, и его третья жена была эстонкой. Некоторые историки утверждают, что он собирался вернуться, но большевистский переворот изменил его планы.
Сыновья Виктор и Александр продолжили его дело.
Первые годы советской власти прошли для сыновей Буллы спокойно. Семейное фотоателье национализировали, но работать не мешали. Виктор Булла даже стал директором национализированного предприятия и оставил много фотографий Ленина, Сталина, Зиновьева... Одна из самых ярких фотографий Виктора Буллы - "Расстрел войсками Временного правительства демонстрации 4 июля 1917 года". Фотография сделана с крыши фотоателье Буллы на Невском проспекте. Самым ярким его фото советского периода до сих пор считается "Оборона пионеров".
Первым арестовали Александра, а затем, в 1938 году, и Виктора - как врагов народа и шпионов. Дочь фотографа Валентина Каминская так вспоминает день обыска: "Тайная полиция пришла к нам в квартиру и вывернула все. Из всех шкафов выкинули стеклянные негативы. Многие из них были дореволюционными. Когда все лежало на полу, они в тяжелых сапогах исполняли какую-то дьявольскую пляску, уничтожая бесценные фотографии". Архив семьи спасло то, что Виктор за три года до этого отдал более 130 тысяч негативов в государственное хранение. Как следует из сохранившегося в деле акта, при обыске были изъяты:
1. Два финских ножа
2. Серебряный портсигар с рублем Екатерины
3. Медалей старинных позолоченных - 12 шт.
4. Медалей старинных серебряных - 10 шт.
5. Старинные царские ордена - 12 шт.
6. Разных иностранных орденов - 13 шт.
7. Разных иностранных крестов - 2 шт.
8. Кокард с коронами - 2 шт.
Это были награды Виктора, полученные за фотографии во время Русско-японской войны, и награды Карла. Виктора расстреляли в октябре 1938 года. В 1958 году он был реабилитирован.
Карл провел последние годы жизни на острове Сааремаа, обучая местных жителей фотоискусству. Он умер в 1929 году. В местном музее до сих пор хранится его камера-гармошка. У его фотосалона в Санкт-Петербурге теперь установлен памятник.
Найдено здесь:
https://vk.com/wall-216286676_187098
или