10 сентября - день памяти священника Петра Космодемьянского

Sep 10, 2024 09:52



Никому не известный дедушка всем известной внучки.
Мученик за Христа.

Петр Иванович Космодамианский (1872 - 1918), священник, настоятель Осино-Гайского Знаменского храма

Родился 22 августа 1872 года в Тамбовской губернии в семье священника. Родной брат священника Василия Космодамианского.

В 1894 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии по II разряду.

В том же году определён псаломщиком в село Большую Липовку Моршанского уезда, где был учителем церковноприходской школы.

Вступил в брак с Лидией Федоровной Чуриковой. В семье Космодемьянских было четыре сына, которых о. Петр с детства приобщил к грамоте, чтению книг:

Анатолий (24 октября 1900 - 1933), выпускник Тамбовских духовных училища и 4 классов семинарии; отец Зои (1923-1941) и Александра Космодемьянских, героев Советского Союза
Алексей (р.12.03.1903) выпускник Тамбовских духовного училища и 1 класса семинарии
Александр (р.09.07.1905 ) учащийся Тамбовского духовного училища
Федор (р.18.10.1907)
6 февраля 1900 года был рукоположен во священника епископом Тамбовским Георгием (Орловым). Назначен в Казанскую церковь села Крутец Моршанского уезда. Был заведующим и законоучителем церковноприходской школы, представителем церковноприходского попечительства.

Летом 1906 года был переведен в Знаменскую церковь с. Осиновые Гаи Кирсановского уезда.

В Тамбовской губернии первая волна репрессий против духовенства началась во второй половине 1918 года. Доброжелатели предупреждали о.Петра о грядущих репрессиях, советуя поскорее скрыться из села. Но батюшка не хотел оставлять свой приход, в котором прослужил 12 лет.

В конце лета 1918 года в Тамбовской губернии началась насильственная "мобилизация" лошадей для Красной Армии, продразверстка и другие мероприятия "военного коммунизма". Это вызвало резкое недовольство крестьян. Кирсановский уезд превратился в эпицентр крупномасштабной крестьянской войны.

Началась кампания по "изъятию церковных метрических книг" из церквей, которые по долгу службы вели священники. Метрические книги содержали основные сведения (даты рождения, крещения, венчания и смерти) о людях, относящихся к данному приходу. Это неизбежно встречало противодействие священнослужителей. Сельские священники повсеместно сопротивлялись попытке Советской власти сломать веками сложившиеся жизненные и церковные традиции, разрушить порядок, за что подвергались гонениям и казням.

Из отчета Кирсановской уездной ЧК:

"Первый мятеж в Рудовской волости вспыхнул отчасти из-за неудовольствия некоторыми советскими работниками и на почве мобилизации скота. Второй - в Чернавской волости - на почве не понятия предписания священникам о сдаче церковных метрических книг Совету".
Это "Рудовское восстание", о котором говорится в документе, охватывало и село Осиновые Гаи, где служил о. Петр.

1 сентября 1918 года вышло постановление Кирсановского уездного Военного комиссариата о "мобилизации" лошадей для Красной Армии. Крестьяне, озабоченные сбором урожая и другими мероприятиями советской власти собрались в село Осиновые Гаи на коллективный сход и выразили общее недовольство по поводу конфискации лошадей, игравших в уборочную страду важнейшую роль в хозяйстве. Как один из самых уважаемых и авторитетных людей в селе, о.Петр выступил на коллективном сельском сходе. Он говорил о бесчинствах советских властей, в том числе по отношению к Церкви, выступил против распоясавшихся богохульников. Собрание было разогнано с помощью оружия коммунистами и сельскими "активистами". Началось следствие, стали искать зачинщиков. Одним из главных подозреваемых стал о.Петр. Это послужило одним из поводов для расправы над священником.

В ночь на 9 сентября 1918 года сельские активисты "коммунисты-комсомольцы" пришли в дом к о. Петру и забрали его [4]. По рассказам старейших жителей села, при аресте "речь шла о лошадях, за которыми пришли к о.Петру и о каких-то книгах [церковных метрических книгах], хранившихся у него на чердаке". По воспоминаниям односельчан, он был схвачен на чердаке собственного дома и зверски замучен группой воинствующих безбожников.

Жестоко избитый и искалеченный побоями, о.Петр был брошен на подводу и вывезен за пределы села. Всю ночь подвода с умирающим священником колесила малолюдными тропами. В течение всего своего крестного пути священник в полузабытьи читал молитвы, а его мучителей терзали страхи и видения. На рассвете следующего дня полуживой о.Петр был сброшен в Сосулинский пруд с. Осино-Гай (Осиновые Гаи).

Тело о. Петра было обнаружено лишь весной 1919 года, когда полая вода выбросила его на берег. Незадолго до праздника Троицы кто-то из пастухов заметил что-то вроде света и пения у воды (в нескольких километрах от села). При проверке нашли тело о.Петра. По свидетельству очевидцев, оно было без всяких признаков разложения и имело восковой цвет. Матушка Лидия Федоровна боялась забрать без разрешения тело мужа - местные власти могли оставить ее несовершеннолетних детей круглыми сиротами. Только по получении разрешения сельского совета она со старшим сыном Анатолием с честью похоронила о. Петра у алтаря Знаменской церкви 31 мая 1919 года, в Духов день. На могиле его и ныне стоит крест.
...Совсем иной была жизнь внучки священника Петра, Зои Космодемьянской. Она была безбожницей и комсомолкой, некоторое время - космсоргом класса. В партизаны пошла добровольцем. Их боевым заданием было в условиях начала зимы сжечь 10 деревень. Имелся в виду приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 428 от 17 ноября 1941 года о сожжении населённых пунктов на оккупированной врагами территории. Было ли полезным для русских крестьян сожжение их домов в начале зимы? Очевидно, что нет. Поступок этот комсомольцы совершили во имя новой лжерелигии - безбожного коммунизма.
27 ноября 1941 года в 2 часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома (жителей Кареловой, Солнцева и Смирнова). Зоя была казнена немцами.

Документы, публикации
РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.10. Л.28.
Кученкова Валентина. Крестный путь сельского священника Петра Космодамианского (1872-1918). Машинопись.
Климкова Марина. Святой из Осиновых Гаев // Родина. 2004. N 4.
Использованные материалы
БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":

1 Так в разрядных списках семинарии

[2] "Разрядные списки студентов Тамбовской духовной семинарии после испытаний, проведённых летом 1894 года", Тамбовские епархиальные ведомости, 1894, № 28, с. 473.

[3] Космодемьянская Зоя Анатольевна, на сайте Библиографического ресурса «Чтобы Помнили»,

[4] Записи в метрических книгах могут уточнить время гибели о.Петра: 6 августа 1918г. (по старому стилю) о. Петр совершил последнее отпевание 2-х летнего мальчика Алексея Павлова, 26 августа 1918 г. - последнее в своей жизни таинство крещения, а после 26 августа 1918 года имя о. Петра не упоминается ни разу.

На фото - храм иконы Знамения Пресвятой Богородицы в Тамбовской области

Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_181905



или



копипаста, христианство, история СССР, большевизм, религия, Православие, церковь, репрессии

Previous post Next post
Up