25 августа (7 сентября н. ст.) 1859 года при осаде и недолгом штурме аула Гуниб сдался на милость победителя имам Шамиль (и милость была оказана). Был окончательно побеждён коварный и непримиримый враг России на Кавказе - Имамат, своеобразное государство, которое насаждал и воплощал вдохновлённый идеологией мюридизма Шамиль. Это событие означало последующее замирение восточной части Кавказа. Усмирение западной половины Кавказа было проведено гораздо легче в последующие пять лет.
Россия появилась на Кавказе по стечению обстоятельств. Не для того, чтобы сражаться с горцами. Присоединив к себе Грузию, русские войска не могли обеспечить нормальной связи с ней. Горцы, в силу их менталитета, с огромным воодушевлением совершали нападения на русских, грабили караваны, брали заложников, которых продавали за выкуп, а многих продавали в рабство в ту же Турцию.
Кавказская война - это столкновение двух цивилизаций, двух культурных миров. Горцы отстаивали своё право совершать набеги. Набеги - основа экономики и важная часть культуры. Воспевалась доблесть, проявляемая в набегах. Столетиями грабили соседей. Пришли русские, стали грабить и их. А Россия не могла мириться с таким фактом.
Поначалу с горцами пытались договориться. Александр I требовал проявлять к горцам "дружелюбие и снисходительность". Петербург проявлял полное незнакомство с обстановкой, а горцы считали "снисходительный" образ действий за признак слабости русских и всё более смелели.
В 1816 году главнокомандующим войск на Кавказе был назначен генерал Ермолов. Ознакомившись с обстановкой, Ермолов составил последовательный и систематический план наступательных действий. Существенную часть плана составляла постройка дорог и просек, возведение укреплений и, наконец, широкая колонизация края казаками и образование "прослоек" между враждебными племенами путём переселения туда преданных России племён. "Кавказ, - говорил Ермолов, - это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. Надо или штурмовать её, или овладеть траншеями. Штурм будет стоить дорого. Так поведём же осаду!".
Ермолов не оставлял безнаказанным ни одного набега, отвечая сожжением аулов. Война стала необратимой, но кавказцы понимали только язык силы.
В период с 1818 по 1823 годы была построена цепь крепостей. Методичные шаги Ермолова принесли плоды - горцы не помышляли об открытом вооружённом сопротивлении.
Но в 1827 году Николай I заменил Ермолова генералом Паскевичем. Новый император не доверял Ермолову. Генерал якобы был готов двинуть армию в поддержку декабристов, да и вообще слишком затянул с войной на Кавказе.
Не понимая особенностей Кавказской войны Николай I считал, что с горцами можно разделаться одним ударом. Паскевич рассчитывал управиться за одно лето. Военное начальство и Петербургская бюрократия вынашивали фантастические планы, а в это время в ауле Гимры создавалась новая идеология и, фактически, третья действующая сила Кавказа помимо русских и вольных горцев вместе взятых.
Основоположник новой идеологии - Кази-мулла. Для последователей этой идеологии - мюридов предписывалось соблюдение законов Шариата и газават - священная война с неверными.
Присутствие русских войск способствовало успеху проповеди мюридизма среди горцев. Война на Кавказе между разными народностями и племенами в виде набегов шла непрерывно, но если раньше горцы сражались за добычу, то теперь - за идею. Идею войны с неверными.
На первых порах мюриды воевали с вольными горцами и ханами за распространение новой идеологии и установление законов шариата.
Занятый защитой Кавказа от внешнего врага, Паскевич не придавал особенного значения брожению среди горских племён. А проповедь мюридизма всё больше охватывала Чечню и Дагестан, найдя в воинственных народах Восточного Кавказа благоприятную для себя почву.
После того, как Кази-мулла был провозглашён имамом Дагестана и Чечни, были совершены набеги на Кизляр и на Дербент. Затем Кази-мулла призвал чеченцев к газавату.
Русское командование попыталось переломить ситуацию. 10 октября 1832 года отряд под командой Розена начал штурм аула Гимры. Через несколько дней при попытке прорыва из окруженной башни Кази-мулла и несколько ближайших мюридов нашли свою смерть на русских штыках, но один из них, по имени Шамиль, проколотый штыком, сумел выжить.
Приняв титул имама Шамиль развернул свою деятельность, стал строить Северо-Кавказский имамат - страну, основанную на идеологии мюридизма.
В течение многих лет Россия вела на Кавказе тяжёлую, с переменным успехом войну. Ежегодно на войну уходило 17% бюджетных средств.
Шамиль был непобедим. Зажатый в мае 1837-го в Ахульго генералом Фези, Шамиль выкрутился дипломатически, и выиграв время собирал силы для следующих боёв с русскими полками.
В 1839 году у Шамиля уже были силы для ведения наступательных действий, и он задумал атаковать цепь укреплений вдоль Терека, а дальше пойти на те районы Кавказа, где не поддержали политику имама. В ответ генерал Граббе предпринял военную экспедицию, и Шамиль был отброшен к новому Ахульго - своей новой резиденции, более мощной чем прежняя. После 80-дневной осады н. Ахульго, Граббе отдал приказ на штурм, в результате которого был уничтожен самый цвет мюридов, но раненый Шамиль сумел-таки вырваться из окружения.
В 40-е годы XIX века основное бремя Кавказской войны понесли казаки, без которых невозможно было решить кавказскую проблему. Регулярная армия терпела одно поражение за другим.
Будучи в плену рыцарских представлений о способах ведения войны император Николай Павлович потребовал дать горцам генеральное сражение и разгромить ставку Шамиля в Дарго. В войне европейского образца разгром вражеской армии означал победу. Однако на Кавказе не существовало никакой регулярной армии, было поголовно вооружённое население и партизанские способы ведения войны.
В 1845 году даргинскую экспедицию возглавил генерал-адъютант граф Воронцов. Шамиль отступал, устраивая на пути завалы, сжигая аулы, разрушая мосты. Только на пути в Дарго Воронцов потерял половину личного состава. Дарго, оказавшийся ловушкой, был взят. Терпя большую нужду в продовольствии и попадая под удары скопищ горцев, неуловимых в привычной им обстановке, понеся большие потери наши войска проделали обратный путь.
После неудачной даргинской экспедиции Николай I осознал, что штурмовать Кавказ невозможно, что нужна планомерная осада. Было принято решение вернуться к плану Ермолова.
С 1846 года наступил перелом в ходе войны. Рубка лесов и просек, постройка дорог, основание новых казачьих станиц, осуществление ответных набегов возымели нужное действие. Дух мюридов начал падать, горцы стали выходить из-под контроля Имама.
10 августа 1859 года аул Гуниб, последнее прибежище Шамиля, был блокирован отрядом генерала барона Врангеля. Прибывший через некоторое время наместник Кавказа князь Барятинский предложил Шамилю сдаться. Шамиль ответил: "Гуниб - высокая гора, я сижу наверху, надо мной только Аллах, внизу русские, пусть они штурмуют. Рука готова, сабля вынута".
23 и 24 августа ушли на приготовления, а на рассвете 25-го начался штурм. Чины Апшеронского, Ширванского полков и сапёры вскарабкались как кошки по отвесной, высотой более 60 метров, скале.
Шамиль запросил пощады. Есть сведения, что к этому его склонили собственные сыновья, которые отказались драться с русскими. К вечеру всё стихло. Солдаты по первому сигналу были готовы продолжить штурм. В полной тишине полковник Лазарев отправился в аул за Шамилём. "Шамиль, - сказал он, - о твоих подвигах известно всему миру и слава о них не померкнет, если ты уступишь силе обстоятельств и выйдешь сегодня к главнокомандующему".
Не дойдя несколько шагов до Барятинского, сидящего на камне, Шамиль остановился. Главнокомандующий князь Барятинский сказал, что теперь прежние условия, предлагавшиеся Шамилю, невозможны, и его судьба полностью зависит от воли государя императора. "Сардар, - отвечал Шамиль, - я 30 лет сражался за религию, но теперь мои народы изменили мне и мои мюриды оставили меня, да и сам я утомился. Я стар, мне 63 года. Поздравляю Вас с владычеством на Кавказе".
Барятинский отправил срочное донесение царю "Гуниб взят. Шамиль в плену".
Шамиль все прошедшие годы строил государство горцев, так называемый имамат - государство, основанное на идеологии. Шамиль действовал жестоко, его всегда сопровождал палач с секирой. До него горцы не знали собственной государственности и Шамиль сумел объяснить им, что это такое. После своеобразной опричнины Шамиля горцам было легче принять более мягкие порядки Российской империи.
На Западном Кавказе замирение горцев проводилось с учетом плана Ермолова. Более того, каждому покорившемуся давался надел земли, было дозволено исповедовать ислам без всяких ограничений. Так же было обещано самоуправление при одном условии - переселение на равнину.
Перед фронтом войск 21 мая 1864 года был отслужен молебен, ознаменовавший окончание полувековой борьбы. На всём Кавказе не осталось ни одного непокорённого племени. Покой продлился несколько десятилетий до тех пор, когда мир на Кавказе был взорван революцией и Гражданской войной.
Источники
1. Керсновский А.А. История русской армии в 4 томах. Т.2. - М.: Голос, 1993. 336 с.
2. Разумовский Ф.В. Кто мы? Россия на Кавказе. телепрограмма. передачи 1, 2, 3 и 4 - ВГТРК, 2000. (6 серий).
3. Самоваров А.В. Останутся ли в России Русские? - М.: Яуза-пресс, 2010. 318 с.
Оригинал записи:
https://pereklichka.livejournal.com/1711543.html
или