Утром вся западная и русскоязычная либеральная пресса полна заголовков по типу «Впервые с 1945 года в Германии на выборах победили ультраправые».
Имеется ввиду победа на региональных выборах в Тюрингии партии «Альтернатива для Германии». Намёк на то, что ультраправая «АдГ» - если не прямой идеологический наследник гитлеровской НСДАП, то принадлежит к одному политическому спектру - правым радикалам.
И это, конечно, один из самых главных обманов в истории и политологии, который существует.
НСДАП - это не правые и никогда ими не были.
Правые - это консерваторы-элитаристы, клерикал-националисты и рыночники-монетаристы.
У Национал-социалистической рабочей партии даже в названии были чётко продекларированы антиэлитаризм и стремление к социально-экономической регуляции. Собственно, декларации вполне себе совпали c реализацией.
Нацисты с первого дня существования партии включили антикапиталистическую риторику и, придя к власти, начали воплощать её в жизнь: с безработицей боролись путём трудовой мобилизации, в том числе и принудительной, ввели прогрессивную налоговую шкалу и госплан, в том числе на частных предприятиях, не стеснялись широкой национализации частной собственности, регулировали цены и зарплаты.
Об этом также сейчас не любят вспоминать, но Хитлер действительно строил социальное государство, вплоть до жилищных программ для малоимущих - «Народная квартира», субсидий неработающим домохозяйкам, раздачи бесплатных санаторных путёвок и т.д.
Нацисты не были консерваторами, это была классическая прогрессистская партия, и уж точно не были клерикалами - всю свою карьеру Хитлер критиковал церковь, а придя к власти акцентировано притеснял католическую церковь в Германии.
Всё это стандартные левые практики, которые однозначно относят НСДАП к левому политическому спектру.
Единственное, что хоть как-то роднит правых и НСДАП - слово «национал» в наименовании. Но и здесь нельзя говорить о том, что это однозначная форма национализма. Нацизм - расистская, а не националистическая теория, концепция носит синкретический характер, парадоксально смешивая интернационализм и расизм, ставя во главу угла не политическую нацию немцев, а фантастическую арийскую расу, которая объединяет множество наций и этносов.
Каким образом тогда НСДАП была классифицирована как правая и ультраправая партия? Это результат послевоенного переосмысления. Так уж вышло, что не только в советской, но и в западной гуманитарной мысли второй половины XX века доминировали социалистические и марксистские идеи, поэтому левая профессура постаралась отмежеваться от неудобных соседей по политическому спектру, перебросив этот токсичный актив оппонентам.
или