Ленинская беспризорность 1920х - итог расстрелов родителей

Apr 19, 2024 17:56



Из доклада Комиссии ВЦИК по улучшению жизни детей в Президиум ВЦИК. Апрель 1921 г.

...Питание детей положительно нигде не налажено. Даже в закрытых детских учреждениях, не говоря уже о коммунальном питании, не хватает совершенно жиров, мало или почти совсем нет продуктов диэтического питания. Дети ведут полуголодное существование, местами питаются только хлебом и капустой или мерзлым картофелем.

Помещений не хватает. Лучшие здания в городах, часто бывших школьных помещений и помещений детучреждений заняты различными бесчисленными организациями, канцеляриями, военными ведомствами и воинскими частями, а порой и просто частными квартирантами. С детучреждениями никто не считался, детей выталкивали из помещений на улицу.

Отыскивать новые помещения для детских домов огромный труд, ибо нужно пройти целый ряд заграждений, несмотря на то, что иногда намеченные под детучреждения помещения занимаются квартирой какого-либо буржуа. Помещения детучреждений не оборудованы, малы, грязны, уборные в некоторых из них не работают или нет совсем, голодные раздетые дети вынуждены бегать на улице или просто пользоваться одной комнатой. В кухнях грязь, помещения холодные.

За отсутствием дров дома не отапливались совсем - часто температура доходила до 3-х градусов. Ночью мерзла в помещениях вода. Кухонных и столовых принадлежностей не хватает, а иногда и совсем нет - дети вынуждены принимать пищу из каких-то баночек, коробочек, руками: в одежде, белье громадный недостаток. Дети голые и босы.

Постельных принадлежностей, кроватей мало: дети часто спят на голом полу, покрываясь какими то лохмотьями, прибавьте к этому холод, грязь, голод - создается кошмарная картина; но мало того, ввиду этих недостатков, отсутствия мыла, медикаментов, врачебного надзора развиваются паразиты, заболевания чесоткой и другими болезнями. Грязное тело ребенка разъедается, покрывается ранами.

Дети стонут ночью и днем, процент заболеваемости громадный, отсутствие помещений влечет за собой невозможность отделить больных от здоровых, от морально-дефективных детей, уход за детьми ниже критики, наблюдались случаи, где обслуживающий персонал жил только за счет детей и не только сам, но и их родственники; продукты расхищались и т.д.

Холодные, голодные, раздетые, разутые дети бежали из детских домов. Массами в поисках тепла, хлеба и ласки направлялись на юг. Поток безпризорных заполнил многие станции южных железных дорог. На той же почве развивается детская преступность, доходящая порой до жутких размеров. Комиссии по делам несовершеннолетних, Детская Инспекция не развились в силу общих условий в такой степени, чтобы справиться с этой огромной задачей.

Воспитание при вышеизложенных условиях трудно поставить на должную высоту. Вот <...> в самых коротких чертах общая характеристика положения детей. Правда, среди этой картины встречаются и светлые оазисы, но их так мало, что общее впечатление больше чем неудовлетворительное.

Оно таково, что дальше молчать о нем - преступление. Принимать по отношению к нему паллиативы, кустарничать, и платить зарплату на зияющих прорехах - нельзя. Нужно вопрос поставить ребром и бросить на него все, что есть, чтобы спасти подрастающее поколение от вымирания. Еще раз подчеркивается, что речь идет не о каких либо «улучшениях», представлении особых благ, а о спасении.

Вопрос питания является одним из коренных вопросов, удовлетворительное разрешение которых явилось бы громадным успехом в области работ Комиссии, но с другой стороны при общих наших продовольственных затруднениях он является в то же время и наиболее трудно-разрешимым.

В приводимых ниже сведениях с мест и целом ряде докладов Инструкторов Наркомпроса и приезжающих делегатов выясняется, что постановка дела питания носит часто катастрофический характер, а в общей сложности, неудовлетворительна почти всюду.

Комиссия ВЦИК рассматривая данный вопрос и имея в виду в связи с общим состоянием государственных запасов, что мы не в силах в данный момент <в> полной необходимой мере питать всех детей одинаково, как в городах, так и в деревнях, разделила детей на 3 основных группы: 1 группа детей - это дети интерната, закрытых детучреждений, находящихся на полном иждивении государства.

Недодача им пайка - это уже болезнь детей, прекращение выдачи пайка - их смерть. Комиссия ВЦИК твердо установила, что эта группа детей должна снабжаться полностью установленным пайком, причем самый паек должен быть забронирован. Наркомпрод пошел навстречу в данном случае и вопрос о забронировании соответствующего количества пайков должен быть на днях окончательно разрешен и фактически осуществлен Коллегией Наркомпрода.

Здесь пришлось столкнуться с тем фактом, что цифра числа детей этой группы у Наркомпрода и Наркомпроса разошлась и особой П/комиссией пришлось их согласовывать: в общем закрепляется цифра 385.465 (без Украины) детей.

Во вторую очередь снабжаются дети полуорганизованные, т. е. школ, клубов, площадок и т.д., находящиеся на частичном иждивении государства.

В третью очередь снабжаются дети неорганизованные и из них в первую очередь малолетние, а остальные в зависимости от социального состава и местных условий (например центров, голодающих губерний и т. п.), причем коренным улучшением питания детей этой группы может служить только улучшение детского коммунального питания с подразделением детей на три возрастные группы: 1-3-х лет, 3-7 лет, и 7-16 лет.

В данный момент особая П/комиссия специально занята разработкой порядка и практического осуществления питания этих детей. Одновременно с этим поднят вопрос о порядке питания детей кандидатов в детские дома. Вопрос пока еще окончательно не выяснен.

При рассмотрении вопроса о питании детей имелась в виду возможность понижения норм питания детей 1-й группы для увеличения тем самым фонда питания других групп, но привлеченное к этой работе научное совещание Наркомздрава категорически высказалось против этого.

Снабжение топливом детских учреждений и особенно в зимнее время является также одним из больных вопросов, и здесь, как и выше, мы должны констатировать неудовлетворительность положения. Школы более чем на половину не отапливаются, закрытые детские учреждения были обеспечены только на 60%, запасов топлива не было никаких. В детских домах температура доходила до 4 градусов. Ночью в комнатах замерзала вода.

Комиссия ВЦИК разработкой данного вопроса занялась на одном из первых ее заседаний. При этом выяснилось, что снабжение топливом детучреждений ни в одну из квалифицированных групп не вошло, а шло наравне с различными учреждениями, что самый порядок истребования топлива и освещения был, очевидно, мало знаком Наркомпросу. <...>

<...> Рост детской преступности, количества беспризорных детей и массового их движения по путям сообщения Республики является в то же время делом, требующим срочного разрешения. Поступающие донесения с мест, например, Дона, Кубани и Поволжья указывают, что в данный момент поток не прекращает своего движения, а наоборот усиливается. Конечно основные причины этого явления кроются в экономических условиях жизни детей.

Полуголодные, разутые, раздетые дети стремятся на юг, стремятся в хлебные места надеясь там найти хлеб, тепло и приют. Те же причины вызывают и рост преступности. Органы, призванные к борьбе с указанными явлениями, еще не достаточно развились, не имеют достаточных сил и средств. Мало детской инспекции, не везде организованы Комиссии по делам несовершеннолетних. Не хватает соответствующих приемников, распределителей, домов для морально-дефективных детей.

Часто работа Комиссии по делам несовершеннолетних в конечном счете сводится к нулю указанными причинами - некуда девать детей. Детей, впавших в правонарушение, часто помещали вместо соответствующих детских домов в тюрьмы, в общие со взрослыми места заключения, и дети, выходившие из них, можно с печальной уверенностью говорить, проходили известную школу, диаметрально противоположную той, которую нужно.

Данный вопрос стоит на повестке дня Комиссии, она уже неоднократно обсуждала его, и еще много раз ей придется возвращаться к нему. В данный момент в этом отношении предпринято: Всем Губисполкомам и Губуполномоченным дано указание, что для детей ни общих ни чрезвычайных судов ни тюрем в Советской России нет.

Предложено срочно организовать Комиссии по делам несовершеннолетних, если таковых еще нет, открыть соответствующие приемники и распределители, а также дома для морально-дефективных детей, в том чтобы их было не менее одного на уезд. Предложено Наробразам усилить кадры работников Правовой Защиты детей, то же предложено и Женотделам.

Предложено организовать привокзальные приемники для безпризорных детей, снимаемых с поездов, организовать дежурство детской инспекции на вокзалах и пристанях. Используются в том же направлении эвакопункты. В Москве принимаются меры к открытию вновь до 10 вокзальных приемников и кроме того несколько приемников-распределителей для Московских Комиссий по делам несовершеннолетних. И наконец предположено открыть Центральный Распределитель, помещение для которого уже подыскано.

Заместитель Председателя Комиссии КОРНЕВ

ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 95. Д. 45. Лл. 148-148 об., 150 об., 152-152 об., 153, 157 об., 160 об.,
161. Подлинник. Машинопись.

Найдено здесь: https://vk.com/criminal.lenin?w=wall-153742622_20363



или



коммунизм, копипаста, образование, мерзости советской жизни, СССР, история, общество

Previous post Next post
Up