18 ноября 1914 года произошел «Бой у мыса Сарыч»

Nov 18, 2023 15:05


Группа броненосцев русского Черноморского флота. Первый - «Евстафий»

18 ноября 1914 года произошел «Бой у мыса Сарыч» - боевое столкновение Российской Черноморской эскадры с германскими крейсерами «Гёбен» и «Бреслау». Бой свёлся к перестрелке между линкором «Евстафий» и «Гёбеном». Оба корабля получили повреждения, однако, пользуясь преимуществом в скорости хода, германские крейсера смогли оторваться от русской эскадры и уйти.

Предшествующие события

Удалённость Босфора и ограниченность сил Черноморского флота, требовавших периодической замены участвующих в операциях кораблей для ремонта и отдыха экипажей, не позволяли вести постоянную блокаду проливов. Превосходство «Гёбена» в скорости и вооружении, по сравнению с устаревшими русскими броненосцами, заставляло Черноморский флот выходить только соединениями, чтобы не допустить уничтожения кораблей поодиночке. В штабе Черноморского флота ориентировались на скорость «Гёбена» 29 узлов; фактически же из-за неполадок в котлах и некачественного ремонта в Турции корабль по-прежнему развивал скорость не более 24 узлов, однако и это было больше, чем у русских броненосцев. Для противодействия «Гебену» командование Черноморского флота разработало метод совместной стрельбы группы броненосцев по одной цели. Случай проверить действенность метода представился во время боя у Сарыча.

2 ноября Черноморский флот почти в полном составе вышел в поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии. Русские линкоры обстреляли Трапезунд, а минные заградители «Константин» и «Ксения» поставили мины у турецкого побережья. Получив известия об этом, Сушон решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке атаковать его по частям. Днём 4 ноября «Гебен» (флаг контр-адмирала В. Сушона, германский командир - капитан-цур-зее Р. Аккерман) и «Бреслау» (фрегаттен-капитан Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма.

В тот же день А. А. Эбергард, возвращавшийся с флотом в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что «Гёбен» находится в море. Недостаток угля не позволил командующему Черноморским флотом предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил двигаться прежним курсом, который, как вскоре выяснилось, вёл к встрече с германскими крейсерами.

Ход боя

Встреча произошла 5(18) ноября юго-западнее Ялты у мыса Сарыч (широта 42°, долгота около 34°). В этой точке в 11:40 крейсер Алмаз, шедший в 3,5 милях впереди кильватерной колонны из пяти броненосцев («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав») обнаружил большой дым и передал об этом прожектором на флагман. Одновременно противник выдал себя радиопереговорами, которые в тумане вели «Гёбен» с «Бреслау».

Русские корабли начали сокращать интервалы, миноносцы подтянулись к эскадре. Эбергард распорядился увеличить ход до 14 узлов. Через полчаса «Алмаз» донёс: «Вижу неприятеля по носу». По приказу командующего он начал отход к флоту, а вскоре отвернули и шедшие далеко на флангах между флотом и «Алмазом» крейсера «Память Меркурия» и «Кагул». Отход был своевременным - в скорости российские крейсера значительно уступали «Гёбену», и он мог бы успеть атаковать один из них.



Из-за державшегося вокруг сильного тумана дальнейший бой свёлся в основном к поединку «Гёбена» с видевшим его лучше всех «Евстафием» (капитан 1-го ранга В. И. Галанин). Управляющий огнём бригады старший артиллерист В. М. Смирнов находился на «Иоанне Златоусте» (капитан 1-го ранга Ф. А. Винтер), однако стелющийся туман и дым из труб «Евстафия» не позволил точно определить расстояние до противника. По этой причине переданное по радио расстояние «прицел 60» было на самом деле почти в полтора раза больше реального. Снаряды всех броненосцев бригады, кроме флагмана, летели с большими перелётами.

Перестрелка продолжалась 14 минут. За это время русские корабли выпустили с дистанции 34 - 40 кабельтовых (6,3 - 7,4 км) 30 снарядов главного калибра («Евстафий» - 12, «Иоанн Златоуст» - 6, «Три Святителя» - 12). «Пантелеймон» (капитан 1-го ранга М. И. Каськов) из-за дыма и мглы противника не видел и огня не открывал. Не стрелял по «Гёбену» и отставший от эскадры «Ростислав» (капитан 1-го ранга К. А. Порембский), броненосец сделал несколько выстрелов по «Бреслау» - два 254-мм и шесть 152-мм снарядов. «Бреслау» сразу заспешил перейти на «подбойный» борт «Гёбена» и избежал попаданий.

Вскоре после первого залпа «Евстафия» начальник Минной бригады флота капитан 1-го ранга М. П. Саблин, находившийся на «Гневном», повёл эскадренные миноносцы в атаку, но спустя 10 минут отменил её по приказу командующего флотом.



Первый же двухорудийный залп флагманского броненосца «Евстафий» накрыл «Гёбен». Снаряд попал в каземат 150-мм орудий № 3 и, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Погибло 12 человек обслуги, некоторые получили тяжёлые отравления газами и 4 из них позднее скончались. Через 14 минут, пользуясь преимуществом в скорости, германский крейсер вышел из боя. «Евстафий» получил 4 попадания.

Потери

По сообщению русского Морского генерального штаба на «Евстафии» 33 человека было убито и 25 ранено. Были убиты лейтенант Евгений Мязговский, мичманы Николай Эйлер, Николай Семёнов, Сергей Григоренко и 29 нижних чинов. Был ранен мичман Николай Гнилосыров и 24 нижних чина, из них 19 - тяжело. «Евстафий» получил повреждения, потребовавшие ремонта в течение 2 недель. Другие корабли русской эскадры потерь и повреждений не имели.



По русским данным, которые сильно отличаются от немецких и турецких данных - и полностью лишены независимых подтверждений, в отличие от других данных - «Гёбен» получил 14 попаданий: 3 - 305 мм снарядами и 11 - 203 и 152-мм. На его борту было убито 115 (12 офицеров и 103 матроса) и ранено 58 (5 офицеров и 53 матроса) человек (данные разнятся, по другому источнику потери составили 112 человек). Большое число жертв во многом объясняется «перенаселенностью» корабля. При штатном составе 1053 человека на его борту находилось более 1200 немецких и турецких моряков.

По немецким и турецким данным, результативное попадание по Гебену было ровно одно: в каземат 150-мм орудия с последующим пожаром, от которого 12 человек погибло сразу и 4 - потом.

Необходимо добавить, что данные о результатах боя командовавший им с русской стороны А.А.Эбергард предлагал получить своеобразным способом: "После вчерашнего боя "Гёбен", вероятно, имеет серьезные повреждения и ушел в Босфор. Настоятельно необходимо принять самые энергичные меры для установления его местопребывания и точных данных о его повреждениях. Представляется это легко выполнимым, пользуясь поддержкой и содействием нейтральных держав, также многочисленностью армянского и греческого населения, рассеянного по портам", проще говоря - сбором портовых сплетен, вместо рекомендованного уставом преследования противника легкими силами.

Существенно и то, что утверждения о "перенаселенности корабля" и присутствии на нем большого числа турецких моряков, предположительно морских пехотинцев для высадки десанта, также получены из того же "источника" и не имеют иных подтверждений, поэтому не могут приниматься всерьез. Известно, что никакие десантные операции в планы "Гёбена" не входили, и никакие размещения на нем морской пехоты в реальности не отмечены. Скорее всего, портовые слухи, на которых основывались русские "данные", были введены в заблуждение красными фесками, которые на турецкой службе стали немецким морякам обязательны для ношения.

Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_76970



или



копипаста, Россия, корабли, РКМП, история, война, военное дело, флот

Previous post Next post
Up