Немного подлинных фактов о ликвидации неграмотности в России. Царские школы и советские кампании

Jun 28, 2018 20:57



По данным переписи населения 1897 года число неграмотных в Российской Империи было около 60%, (инфографика выше ↑). К 1916 число неграмотных снизилось до 20%. Особенно впечатляет рост числа грамотных в последнее царствование (1896-1917) (это любителям порассуждать про "безвольного царя-тряпку"). Дополнительно буквально титанические усилия Российской Империи по ликвидации неграмотности иллюстрирует эта диаграмма (количество общеобразовательных школ в тысячах):



Как же "ликвидировалась неграмотность" в СССР?
По данным переписи 1937 года общее число неграмотных составило 62 521 486 человек, в результате среди взрослого населения (исключая детей до десяти лет) процент неграмотных составил 26% от всего населения страны.
Что представляло собой уровень БОЛЕЕ НИЗКИЙ, ЧЕМ ДОСТИГНУТЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ К 1914 ГОДУ!
Но и это ещё не финал детективной истории с ликвидацией неграмотности в СССР. Советская власть и в ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ещё принимала постановления о ликвидации неграмотности! Позорище! Например, постановление бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров от 27 августа 1962 года "О завершении ликвидации неграмотности и малограмотности в РСФСР". И снова стопроцентного результата не получилось. Например, в отчете 1965 года о выполнении постановления 1962 года в Кемеровской области говорилось:

"На 1 июля 1964 г. по городам и селам оставалось 725 неграмотных в возрасте от 16 до 49 лет. В текущем году завершена ликвидация неграмотности рабочих на предприятиях химической, металлургической и энергетической промышленности. На 1 июля 1965 г. по области осталось 398 неграмотных и 4155 малограмотных. Обком КПСС, партийные, профсоюзные, комсомольские организации городов и районов принимают меры, чтобы закончить обучение оставшихся неграмотных в течение 1965 года".

А ведь это уже брежневское время, рукой подать до нас!
На фоне бесконечно повторявшихся рассказов о том, что СССР стал страной сплошной грамотности еще в начале 1930-х годов, вся эта долгая история ликбеза выглядит действительно странно. Но ничего странного не было и нет. Ведь у низведенных до положения крепостных колхозников и рабочих не оставалось ни времени, ни сил на чтение и, тем более, письмо. Так что возвратная неграмотность, о которой рассказывала в 1929 году Крупская (то есть потеря навыка чтения и письма без постоянного применения, как забываются иностранные языки, например), настигала их скоро и неотвратимо. И никакие кампании по ликвидации неграмотности не могли этого изменить.

Более того, первая же советская перепись показала более высокий процент неграмотности, чем был в 1916 году! Причина та же: "возвратная неграмотность" после революции и гражданской войны. А какими способами действовали советские "культуртрегеры" в процессе такой "эффективной" "ликвидации неграмотности"? Вполне для них привычными: сотрудники ВЧКл/б (всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности) пытались добиться выполнения поставленной задачи такими же методами, как и ВЧК Феликса Дзержинского - с помощью принуждения. Благо, декрет 1919 года открывал для этого широчайшие возможности.
К примеру, в пункте 1 декрета говорилось:
"Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте".
А в пункте 8 оговаривались санкции за нарушение декрета:
"Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности".

На местах требования декрета уточнялись и дополнялись местными правилами обязательной явки на занятия в пункты ликвидации безграмотности - ликпункты. Например, в распоряжении Орловского губернского исполкома говорилось:

"1. Все физически здоровое неграмотное население Орловской губернии обоего пола в возрасте от 14-ти до 35-ти лет, подлежащее обучению на 1923-1924 учебный год, обязано посещать ликпункты.
2. От обучения на ликпунктах освобождаются:
а) единственный хозяин или хозяйка в семье,
б) больные, имеющие медицинское свидетельство от врача или удостоверение от местного сельсовета на время болезни,
в) дефективные,
г) лица, привлеченные к выполнению общественных повинностей, до освобождения таковых,
д) беременные женщины за три месяца до родов (и роженицы на один месяц после родов),
е) матери, имеющие грудных детей, в период кормления грудного до 1 года".

В большинстве губерний за непосещение ликпунктов устанавливались разнообразные штрафы и наказания. Вот только насильственная борьба с неграмотностью давала не самые лучшие результаты не только в глухих деревнях, но и в достаточно благополучных городах. В Череповце, например, в 1923-1925 годах из 474 учтенных неграмотных обучили меньше трети - 134 человека. И этот показатель считался далеко не худшим.

Ко всему прочему в Наркомпрос шел поток жалоб крестьян, недовольных нажимом ВЧКл/б. Так что поневоле напрашивался вывод о том, что насильственное обучение не даёт нужного результата, и Крупская начала выступать за его отмену. В июне 1924 года, выступая на III Всероссийском съезде по ликвидации неграмотности, она говорила:

"Вопрос о принудительности, на котором я хочу остановиться,- очень больной вопрос. Некоторые товарищи отнеслись к моим словам с сомнением, когда я на конференции политпросветчиков высказала мысль, что принудительные меры - палка о двух концах. А между тем когда знакомишься с описанием того, что происходит в деревне, то убеждаешься в правильности этой мысли. В деревне, где нет книги, где нет газеты, вдруг появляется и читается от имени сельсовета постановление, что "те лица, которые не будут посещать ликпункты, будут привлекаться к ответственности". А самого-то ликпункта нет! Какое впечатление производит на крестьян такое постановление? Конечно, оно вызывает только насмешки со стороны крестьян и желчные речи: "Вот, мол, школы нет, дети растут безграмотными, а они шестидесятилетних старух хотят послать на ликпункты". Выходит, что ликпункта еще нет, а уж привлекают к ответственности за непосещение его".

Понятно, что знания, вколоченные "из-под палки", забывались особенно быстро. Не говоря уж о том, что любое насилие вызывает противодействие. Возникло явление в дореволюционной России немыслимое: УКЛОНЕНИЕ неграмотных от обучения!

Бесплатное же высшее образование в СССР появилось совсем недавно - при Хрущёве. При Сталине высшее образование было платным. Причём не только высшее, но и полное среднее: за обучение в 9-10 классах общеобразовательной школы тоже надо было платить.





Использованные материалы:
http://belijsvetoch.ru/mifi_istorii/
http://www.kommersant.ru/doc/1852882

образование, коммунисты, история, общество, деревня

Previous post Next post
Up